МОСКВА, 22 авг - РИА Новости. Цены на автомобильное топливо в РФ, демонстрировавшие в первой половине года удивительную стабильность и низкие темпы роста, начинают постепенный подъем. Первой о повышении объявила крупнейшая частная нефтекомпания страны ОАО "ЛУКОЙЛ". Аналитики, опрошенные агентством "Прайм", считают, что следом поднимут цены на бензин и дизтопливо остальные вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), но этот рост не будет значительным.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
В пресс-службе ЛУКОЙЛа объяснили повышение цен рыночной ситуацией, наличием определенного сезонного фактора, инфляционной составляющей и ростом с 1 июля тарифов.
"Мы незначительно, менее чем на 1%, повысили цены на два вида бензинов и дизельное топливо, мы исходим из рыночной ситуации, оптовая цена начинает расти и подталкивает к повышению розницу. Есть и определенный сезонный фактор, осенью цены, как правило, растут", - сказал агентству "Прайм" представитель компании. Он напомнил, что цены на моторное топливо были стабильны с конца апреля. "А есть и инфляционная составляющая, и рост тарифов, поэтому ЛУКОЙЛ пошел на плавное повышение цен", - добавил представитель компании.
Ожиданиям вопреки
Участники рынка и эксперты предсказывали рост цен на автотопливо еще с начала года. Назывался целый ряд причин для подорожания. Так, помимо сезонного роста спроса, на стоимость бензина должно было оказать влияние повышение акцизов, произошедшее дважды в 2012 году - с 1 января и с 1 июля. Но значительного увеличения цен не происходило ни в начале года, ни летом.
По данным Росстата, стоимость автотоплива с начала года и по 13 августа выросла лишь на 1,6%, а последние семь недель оставалась стабильной. Более того, по результатам исследования "РИА Рейтинг", к середине года стоимость топлива в РФ оказалась самой низкой среди 32 стран Европы и СНГ.
В 2012 году был предпринят ряд мер для обеспечения стабильности на рынке топлива РФ. После того как весной прошлого года в ряде регионов страны произошел заметный рост цен и возник дефицит автотоплива, сопровождающийся ажиотажным спросом, правительство РФ с 1 мая 2011 года повысило экспортные пошлины на бензин больше, чем планировалось, - до 90% от ставки пошлины на нефть и пока не планирует снижения. Также Минэнерго обязало нефтекомпании согласовывать графики ремонтов нефтеперерабатывающих заводов, создавать запасы топлива и проводило еженедельный мониторинг ситуации.
Тренд на повышение
Повышение цен на бензин назрело давно, считают эксперты "РИА Рейтинг". В текущем году нефтяные компания проявляют несвойственную для них деликатность по отношению к потребителям автомобильного бензина, отмечают аналитики.
Так, в середине августа цена бензина Euro-super 95 в ЕС на 10% превышала уровень начала года, а в России - только на 2%, несмотря на то что с начала года были повышены акцизы. Поэтому ВИНК сейчас лишь частично компенсируют себе те потери, которые понесли в начале года.
"Цены, скорее всего, будут повышаться и дальше в течение нескольких недель, но вряд ли это повышение будет существенным. Рынок бензина в России в меньшей степени, чем в Европе, зависит от динамики цен на нефть, а больше - от кулуарных решений и договоренностей",- считают эксперты "РИА Рейтинг".
"Тренд на повышение, это абсолютно точно", - сказал агентству "Прайм" глава Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Он пояснил, что розница следует в фарватере оптовых цен, а оптовые цены растут уже довольно давно.
По мнению главы ассоциации, также исчезло административное давление на цены. "Политическая ситуация стабилизировалась, выборы кончились, давление на цены, административное, я надеюсь, тоже закончилось, поэтому в соответствии с рыночными реалиями цены должны расти. Все говорит за то что цены должны расти, если не будет опять включены механизмы ручного регулирования", - сказал Аркуша.
Эксперт затруднился назвать величину возможного увеличения цен, но предположил, что рост произойдет "в пределах инфляции плюс величина роста акциза".
Ремонт МНПЗ не приведет к росту цен
Остановка 21 сентября на плановый ремонт Московского нефтеперерабатывающего завода (принадлежит "Газпром нефти" ) не повлечет за собой дефицита топлива в столичном регионе и не вызовет значительного роста цен, считает Аркуша. По его словам, топлива в стране достаточно, проблема - в его транспортировке. Эксперт полагает, что недостающие объемы будут поставляться из других регионов. Это может привести к некоторому росту оптовых цен из-за затрат на транспортировку, но на рознице существенным образом не отразится.