НЬЮ-ДЕЛИ, 12 авг - РИА Новости, Евгений Безека. Спрос на индийскую Tata Nano, которая была объявлена самой дешевой машиной в мире, спустя более двух лет после начала продаж так и не достиг ожидаемого уровня, свидетельствуют данные Tata Motors.
Индийские эксперты по просьбе РИА Новости проанализировали причины неудачи громкого проекта, и нашли ее корни в переносе производства, загадочных возгораниях, имиджевых проблемах и, как это ни парадоксально, в слишком высокой для "народного" автомобиля цене.
На первом этапе - в 2009 - начале 2010 года - производство было ограничено производственными возможностями. Политические неурядицы в штате Западная Бенгалия вынудили владельца корпорации Ратана Тату перенести в 2008 году почти построенный для выпуска Nano автозавод в штат Гуджарат. Из-за этого автомобиль около года собирался ограниченной серией на другом заводе в штате Уттаракханд, способном выпускать лишь 50 тысяч штук в год. В 2010 году производство переехало на гуджаратский завод компании, способный выпускать до 250 тысяч Nano в год, но более половины мощностей этого современного завода простаивает.
Второй проблемой эксперты считают несколько случаев самопроизвольного возгорания Nano. В 2010 году сообщалось о шести таких инцидентах, за которыми последовало падение продаж. Компания провела проверку, по итогам которой не нашла дефектов в автомобиле и объявила его безопасным. Причиной возгораний было названо несанкционированное вмешательство в электрику машины. Tata Motors, однако, согласилась бесплатно усовершенствовать все выпущенные с 2009 года Nano для предотвращения возгораний в будущем.
"Возгорания повлияли на продажи", - сказал Сорабджи.
"Люди думают о безопасности, а сообщения о возгораниях отпугнули покупателей", - согласен с ним Чандран.
А цена выросла
Недавнее повышение цены Nano негативно также сказалось на спросе, считают эксперты.
"Машина позиционировалась как средство передвижения для бедняков, но после повышения цен на 15-20% она уже перестала быть доступным авто для небогатых", - сказал Сорабджи.
На первом этапе Nano позиционировалась как "машина за 1 лакх" (100 тысяч рупий - заводская цена). В настоящее время средняя цена автомобиля в популярной дорогой комплектации "Люкс" составляет 200 тысяч рупий (около 4,5 тысячи долларов).
Nano оказалась в нейтральной ценовой зоне - слишком дорогая для самых бедных, но недостаточно престижная для более обеспеченных покупателей, считает Сорабджи.
Ее конкурент "Марути 800", которая выпускается с начала 1980-х годов, стоит ненамного дороже - примерно на 500 долларов больше, чем Nano в лучшей комплектации.
Nano не воспринимается как "настоящий" автомобиль для загородной поездки, а "Марути 800" индийцы считают машиной проверенной. При этом при покупке в рассрочку разница в ежемесячных взносах составляет несколько сотен рупий (100 рупий равны примерно 65 рублям).
Хуже мотоцикла
Позиционирование Nano как машины для бедняков также нанесло урон ее имиджу в глазах обеспеченных потенциальных покупателей.
"Вопреки планам Ратана Таты разница в цене между Nano и мотоциклом слишком велика, чтобы заставить людей массово пересесть на машину. Кроме того, выше и стоимость владения, потому что расход топлива все равно будет больше, чем у мотоцикла, к тому же у автомобиля больше движущихся частей, поэтому его содержание в любом случае обходится дороже", - сказал Чандран.
Будущее
Редактор Autocar India не верит, что компании удастся полностью загрузить свой завод в Гуджарате.
Чандран считает, что для того, чтобы продавать 250 тысяч Nano в год Tata Motors должна придумать что-то новое.
"Компания сейчас работает над дизельной версией, и ее появление может подстегнуть продажи. Помочь делу может какая-нибудь маркетинговая инициатива", - считает он.
Четырехдверный Nano с металлическим корпусом и объем топливного бака 15 литров имеет 3,1 метра в длину, 1,5 метра в ширину и 1,6 метра в высоту. Инжекторный двигатель с корпусом из алюминия расположен сзади, объем двигателя составляет 623 кубических сантиметра, а мощность - 33 лошадиных силы. Nano выпускается в трех версиях: "Стандарт", "Делюкс" (CX) и "Люкс" (LX). Гарантия на машину действует четыре года (или 60 тысяч километров). Существуют планы поставки автомобиля в Европу и США. Экспортная версия "народного автомобиля" будет длиннее и шире.