Светский обозреватель Анна Горбашова
В Доме-музее Бориса Пастернака в Переделкине прошла презентация литературного сборника журнала "Сноб" "Все о моем доме". Гостей принимала Елена Пастернак, внучка великого русского поэта - персона не светская, но удостоившая своим вниманием тему разговора.
В писательский городок Переделкино на дачу Бориса Пастернака хотелось поехать, невзирая на мерзкий моросящий дождь. Автор-составитель сборника "Все о моем доме" Сергей Николаевич, приветствуя гостей, поведал историю из жизни поэта, драматурга и сценариста Николая Эрдмана. Лауреат Сталинской премии Николай Эрдман при жизни составил два списка. В первом – фамилии людей, которые пойдут за его гробом, а во втором - люди, которые пойдут за его гробом в любую погоду.
"Второй список был сильно короче, - поведал Николаевич, – Я сегодня утром думал: "Кто же приедет в Переделкино в выходной в такой дождь?" Спасибо, что вы не испугались и приехали".
На чтениях присутствовали писатель Александр Кабаков, писатель и телеведущая Татьяна Толстая, режиссер Сергей Ливнев, актриса Татьяна Рудина, актер Александр Сирин, вице-президент медиагруппы РБК Елена Мясникова, шеф-редактор объединенной компании "Рамблер-Афиша" Юрий Сапрыкин.
Первым делом все гости отправились на экскурсию в дом, где с 1939 года жил Борис Пастернак вплоть до своей кончины в 1960 году. Здесь все, как при жизни поэта - время на участке, закрытом соснами от внешнего мира, будто остановилось. Никого не волновало, скоро ли начнется мероприятие, никто никуда не спешил и не звонил одновременно по трем мобильным телефонам.
Специально для гостей на участке возвели шатер с рядами стульев. Чтецы выступали непосредственно на террасе дома Пастернака.
"Уже четвертый год подряд выходят наши летние литературные номера. Для меня это в каком-то смысле главное событие года и некая точка отсчета: до литномера, после него... На этот раз его тема - "Все о моем доме". Истории домов, квартир, комнат, дач - все сплелось в какой-то удивительный роман, который можно начинать читать с любого места. При этом хотелось найти новый формат, привлечь новых авторов, а главное - добиться этого почти забытого эффекта "дачного" чтения, оставшегося еще с детства от подшивок старых толстых журналов, - рассказал Сергей Николаевич. - Я очень благодарен Елене Леонидовне Пастернак за ее гостеприимство и за участие в нашем проекте".
"А я благодарю "Cноб" за возможность рассказать историю моего дома. Мне неоднократно предлагали написать о нем, но я всегда отказывалась, а тут согласилась, - взяла ответное слово Елена Пастернак. - Я не директор этого музея, а хранитель, и это важно. Моя задача - сохранить порядок вещей в том первозданном виде, в котором он был".
Эссе, которое Елена Пастернак написала для сборника "Все о моем доме", так и называется: "Порядок вещей". Самое главное, что пришлось в свое время усвоить маленькой Елене, это "особенное расположение вещей" в доме. Подробная опись была сделана ее бабушкой Зинаидой Николаевной. Пожелтевшие листы бумаги прикреплялись к внутренним стенкам дверей комода: "Скатерти с мережкой -3, скатерть с зеленой мережкой -1, скатерти простые - 4"... И это незыблемо.
В кабинете Пастернака Елене дозволялось быть столько, сколько хочется, без опаски что ребенок станет рисовать в письмах деда или рвать альбомы по искусству. "Поскольку дед работал в основном в Переделкине, это навсегда определило ритм и стиль жизни. Утром вставали рано, и первая половина дня проходила таким образом, чтобы все, кто оказался в доме, занимались своими делами у себя", - вспоминает Елена Пастернак.
Своими воспоминаниями о доме поделились Татьяна Толстая, Александр Кабаков, Татьяна Рудина, художник Олег Татаринов.
"Будучи человеком психологически бездомным, я придумал нечто, не имеющее отношение к моему дому как к таковому", - предупредил Кабаков. Толстая поблагодарила Николаевича за то, что он "вытащил занозу из ее головы". Написать о доме она хотела давно, и вот случай мобилизоваться представился.
Все чтецам преподнесли букеты полевых цветов, чрезвычайно органичных, учитывая общую атмосферу собрания.
Чтения завершились акустическим концертом Дианы Арбениной. Арбенина тоже пишет эссе для грядущего сборника, но зачитывать отрывки из своей прозы она не стала. Только стихи и песни под гитару. Никто не заметил, как начался дождь, даже гости, которым не досталось места в шатре. Мокнущим во имя искусства выдали зонты. Выступление Арбениной произвело фурор. Все хлопали добровольно, без призывов и уговоров, что редкость на светских мероприятиях. И никто не ломился в соседний шатер, откуда предательски пахло шашлыками. Это уж просто невидаль.
До шашлыков дошла очередь лишь после выступления Дианы. Рассредоточившись по участку, где ступала нога Бориса Пастернака, гости углубились в воспоминания о собственных домах. Уходить не хотелось категорически, но дом-музей - не ночной клуб, обязывает к соблюдению режима работы, который и так уже пришлось порядком нарушить.