МОСКВА, 3 авг - РИА Новости. Завершились первые пять дней процесса по уголовному делу участниц панк-группы Pussy Riot, устроивших скандальную акцию в храме Христа Спасителя в Москве. За это время было оглашено обвинительное заключение, допрошены девять потерпевших и несколько свидетелей, сами девушки раскаялись, попросили прощения, но вину не признали.
Заседания, как правило, проходили с утра до позднего вечера, однако неоднократно прерывались из-за необходимости вызвать врачей девушкам, переутомившемся от жесткого регламента судебных заседаний и тяжелых условий в СИЗО, или для эвакуации здания после звонка телефонного террориста. Ни один день судебного разбирательства не прошел без требований об отводе судьи, причем один раз этого попросили даже потерпевшие.
Пять девушек в конце февраля пришли в храм Христа Спасителя в Москве, надели маски и провели у алтаря "панк-молебен". Видеоролик с выступлением был выложен в интернет и вызвал большой общественный резонанс. В марте три участницы акции - Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич были арестованы, следствие предъявило им обвинение по статье "хулиганство". Девушкам грозит до семи лет лишения свободы.
День первый. Раскаяние без вины
В понедельник 30 июля заседание Хамовнического суда Москвы было неожиданно долгим: стартовав в 11 часов утра, завершились слушания почти в 10 часов вечера.
Началось оно с ходатайства прокурора о запрете видео-фотосъемки и трансляции в момент допроса потерпевших, свидетелей, исследования вещественных доказательств. Ходатайство поддержали потерпевшие. Их адвокат сказала, что в ходе заседаний оскорбляется честь и достоинство потерпевших, кроме того, на них оказывается моральное давление.
Возражая против этого ходатайства, адвокат подсудимых Марк Фейгин сказал, что правоохранительные органы и так приняли достаточные меры для обеспечения безопасности.
"Даже часть судебного заседания не может закрываться, это обусловлено самим событием", - сказал он.
Однако судья Марина Сырова ходатайство удовлетворила, и видеотрансляция была прекращена.
В первый день слушаний прокурор огласил обвинительное заключение. Девушки не признали себя виновными в совершении преступления, предусмотренного статьей 213 Уголовного кодекса РФ (хулиганство). В частности, Надежда Толоконникова в своем заявлении указала, что, признав себя виновной, она бы "оболгала себя". Подсудимая заявила, что у нее не было цели оскорбить кого-либо и она сожалеет, что это случилось. По ее словам, в выступлении были только политические и художественные цели. "Возможно, у нас не было права приходить с ними в ритуальное пространство", - сказала Толоконникова.
Аналогичные позиции содержались в заявлениях Алехиной и Самуцевич. При этом все три девушки извинились перед верующими за свое поведение в храме.
Суд в понедельник отказался вызвать для допроса по делу Pussy Riot патриарха Московского и всея Руси Кирилла, исламского теософа Гейдара Джемаля, а также экспертов и специалистов по искусству, философии, религии. Об этом ходатайствовала защита подсудимых. По мнению судьи, вопрос об их участии в процессе качестве свидетелей является преждевременным и может быть решен после исследования всех доказательств.
День второй. Как выглядят бесноватые?
Второй день слушаний был уже не столь длинным, в ходе него продолжились допросы потерпевших. Так, алтарник Василий Цыганюк пояснил, что слышал извинения подсудимых и принимает их. "Но извинения должны быть сердечными, а не текст, зачитанный адвокатом", - сказал он.
Вопрос подсудимой Алехиной, принимает ли он ее извинения, изначально вызвал у него недоумение: "У меня лично просить прощения не надо, надо просить прощения у Бога".
Кроме того, адвокаты потерпевших задали свидетелю несколько вопросов про "бесноватых", и могут ли такие люди танцевать в храме и пытаться зайти на амвон. "Я видел, как орут, падают на пол, но танцующих не было, они обычно не танцуют", - ответил он.
"На ваш взгляд, эти женщины бесноватые?", - спросил адвокат потерпевшего Цыганюка. Судья сняла этот вопрос, отметив, что свидетель не обладает медицинскими познаниями. Возражения адвокатов, настаивавших, что бесноватость не медицинский диагноз, не повлияли на ее решение. Рассуждения о юродивых судья также пресекла.
В ходе слушаний одна из подсудимых - Алехина - попросила суд предоставить ей время для сна, еды и подготовки к процессу. Она сообщила, что после заседания, которое накануне закончилось около 22 часов, ее поздно доставили в СИЗО. "Их не кормят и не дают спасть. Это пытки", - добавила ее адвокат Виолетта Волкова.
Просьба удовлетворена не была, и допрос потерпевших продолжился. Охранник храма Сергей Белоглазов рассказал, как в течение двух месяцев после "панк-молебна" не мог выйти на работу из-за душевной травмы. Белоглазов, прошедший службу в Афганистане, пояснил, что работает в храме уже десять лет и за все время это первый подобный случай. По его словам, тяжелые воспоминания не давали ему спокойно исполнять свои служебные обязанности.
Свечница Татьяна Аносова в ходе дачи показаний заявила, что до сих пор плачет при воспоминании об акции Pussy Riot. Потерпевшая расплакалась даже в зале суда.
"Они фактически плюнули мне в лицо, плюнули мне в душу, в душу моему Господу", - сказала Аносова. Потерпевшая добавила, что из песни Pussy Riot она "не поняла ни слова - и слава Богу".
Иск к подсудимым о компенсации морального вреда потерпевшая также заявлять не стала.
Ближе к концу заседания защита участниц панк-группы заявила о фальсификации материалов дела, в котором появилось 100 новых страниц, а показания потерпевших якобы записаны "под копирку". По мнению адвоката Николая Полозова, это может свидетельствовать о том, что следователь не записывал показания со слов потерпевших, а самовольно вставлял в документы куски текста. Адвокат Виолетта Волкова высказала мнение, что данный факт может стать основанием для привлечения кого-то из потерпевших к ответственности "за ложь".
Заявление адвокатов было оставлено без внимания.
День третий. Особенности судебного репортажа
Среда началась для журналистов, освещающих данный процесс, с неприятного известия - Хамовнический суд ввел ограничения на репортажи по данному делу.
"В on-line репортажах из зала суда запрещается раскрывать фактические обстоятельства дела, о которых свидетели рассказывают в своих показаниях", - сказала пресс-секретарь суда Дарья Лях. Она пояснила, что такая мера необходима для того, чтобы свидетели не знали, о чем рассказывали их предшественники. Процессуальное законодательство запрещает свидетелям присутствовать в зале суда до допроса, чтобы их показания были объективными, и на их точку зрения не влияла информация других очевидцев.
Лях добавила, что вместе с тем журналисты могут передавать впечатления свидетелей об увиденном, эмоции, которые вызвал у них панк-молебен и другие подробности.
Чуть позже выяснилось, что всем трем участницам Pussy Riot, которых уже доставили на заседание, стало плохо, к ним вызваны врачи - к зданию суда действительно подъехали три кареты "скорой помощи".
В среду также начался допрос первых свидетелей обвинения. Так, эксперт Олег Угрик сказал, что акция подсудимых "была направлена против церкви". По его словам, ненависть к РПЦ звучит в словах песни, исполненной панк-группой. Угрик также раскритиковал название группы, которое перевел как "Гнойный разгул", внешний вид девушек, когда они были в храме, да еще и "совершали мерзость на святом месте - амвоне".
День четвертый. Телефонный терроризм
Четвертый день слушаний с самого утра был под угрозой срыва. Неизвестный по телефону сообщил о минировании здания Хамовнического суда - угроза оказалась ложной, но полиции потребовалось время для проверки здания.
В течение дня, в частности, был допрошен в качестве свидетеля отец одной из участниц Pussy Riot, Станислав Самуцевич. Он заявил, что его дочь Екатерина не принимала участия в "панк-молебне" в храме, так как была задержана почти сразу после входа в него.
Самуцевич добавил, что это подтверждают и записи с камер видеонаблюдения, которые он посмотрел вместе со следователем. Он также отметил, что, как выяснилось потом, после этой беседы со следователем был составлен протокол, где были отражены все его слова.
Несмотря на то, что о допросе отца Самуцевич ходатайствовала сторона обвинения, он отказался отвечать на многие вопросы прокурора. А когда гособвинитель поинтересовался, не состояла ли подсудимая на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере и были ли у нее тяжелые травмы головы, свидетель попросил больше не задавать такие вопросы о его дочери.
В четверг суд отказался допросить свидетелей защиты, в числе которых значились писательница Людмила Улицкая и планировавший явиться на заседание блогер Алексей Навальный.
Одна из свидетельниц, но уже со стороны обвинения, явилась в суд, но в последний момент ушла с заседания. По ее словам, отказ от участия в заседании был вызван угрозами со стороны анонимных сторонников подсудимых.
В четверг судья Сырова также огласила материалы дела, в частности, протоколы опознаний, когда свидетели из трех человек указывают именно на того, они кого видели на месте преступления. В частности, подсудимую Надежду Толоконникову свидетели опознали по "чертам лица, выразительным глазам и структуре икроножных мышц".
Было также оглашено заключение психолого-лингвистической экспертизы, согласно которому участницы Pussy Riot не разжигали религиозную ненависть, не говорили о неполноценности по религиозному признаку, но оскорбили чувства православных верующих. Эксперты указали, что также не нашли в действиях группы в храме признаков враждебного отношения к православию, но в тексте размещенной в интернете песни они усмотрели признаки неприязни "к священнослужителям (попам), нехристям и еретикам".
В суде были зачитаны также результаты судебно-психологической экспертизы - она выявила у участниц панк-группы расстройства личности, которые характеризуются завышенной самооценкой, активной жизненной позицией, категоричностью, повышенным уровнем притязаний и сложностями в понимании последствий своих решений, говорится в результатах исследования.
День пятый. Свидетели защиты
Пятый день процесса для журналистов начался с обсуждения заявления президента Владимира Путина, который перед вылетом из Лондона сказал прессе, что не видит в поступке Pussу Riot ничего хорошего, однако считает, что "так уж строго" судить их не стоит, и рассчитывает на обоснованное судебное решение.
Суд в этот приступил к исследованию вещественных доказательств. В частности, были осмотрены балаклавы и платья, в которых обвиняемые провели свою акцию в храме. До этого вещдоки хранились в картонных коробках из-под бумаги.
Прокурор в белых перчатках достал из коробки и продемонстрировал желтое платье и две синие балаклавы. После этого он попросил судью сделать замечание зрителям в зале, которые не могли сдержать смех.
Кроме того, в зале суда были просмотрены некоторые видеозаписи, приобщенные к материалам дела.
Ближе к вечеру было объявлено, что гособвинение завершило представление доказательств по уголовному делу.
Практически всю пятницу в Хамовническом суде шли дебаты, сколько именно свидетелей со стороны защиты будет допрошено судом. В СМИ даже появился список чуть ли не из 50 фамилий деятелей культуры и искусства, а также в прошлом педагогов и друзей подсудимых, которые могли бы выступить в суде.
Однако в итоге суд согласился допросить только трех свидетелей защиты. Общественного активиста Алексея Навального, писательницу Людмилу Улицкую, а также художников, культурологов, теологов и даже очевидца панк-молебна суд вызвать для допроса отказался, решив допросить только двух преподавателей Екатерины Самуцевич и Надежды Толоконниковой и однокурсницу Марии Алехиной. Ранее в суде в защиту участницы панк-группы уже выступила Наталья Бежина, проктор Института журналистики и литературного творчества, где три года училась Алехина.
Под конец заседания выяснилось, что следствию неизвестно, кто, где и когда смонтировал видеоролик с выступлением панк-группы, кто выложил его в интернет. Это дало повод адвокату Волковой предложить судить Штирлица за шпионаж, а Вицина, Никулина и Моргунова - за самогоноварение.
Завершилось заседание отказом судьи ответить на вопрос, является ли она православной, обсуждением цвета платьев девушек и обоснованности включения текстов Вселенские соборы и юридические тексты.
Процесс продолжится 6 августа в 10:00.