Бывший тренер СДЮШОР "Спартак" Александр Пискарев рассказал корреспонденту РИА Новости Веронике Гибадиевой о существующих в России проблемах подготовки высококвалифицированных тренерских кадров и осудил современную тенденцию назначать на должность наставника команды специалистов без опыта работы.
- Александр Михайлович, что главное в работе с подрастающим поколением?
- В воспитании молодежи все зависит от тренера. Тренеры воспитывают в юных игроках лучшие человеческие качества и делают из них спортсменов. В какие руки попадает молодой футболист, таким он и станет. Анализируя сегодняшнюю ситуацию, могу сказать, что самое главное в воспитании молодых футболистов - работа тренера.
- Почему бывшие игроки не идут работать в детские спортивные школы в России?
- Очень тяжело закончив игровую карьеру стать хорошим тренером. Тут выходит на первый план талант человека - есть у тебя тренерская душа или нет ее. Многие начинают пробовать и уходят, а некоторые и до старости пробуют, но все равно не получается - просто не дано. А работать с молодежью вообще тяжелее, чем работать со взрослыми спортсменами. Я успел это понять на собственном опыте.
- Финансовый фактор тоже наверняка играет свою роль, как и отсутствие материально-технической базы.
- На одном из семинаров УЕФА специалист из не самой благополучной страны как-то сказал, что работать очень сложно, ведь для этого почти ничего нет. Тогда у него спросили, есть ли у него в распоряжении хотя бы баскетбольная площадка или маленький корт, ведь можно и в этих условиях работать с игроками.
- Значит, важнее вкладывать больше средств в обучение тренерского состава?
- Страна должна это делать, а не тащить постоянно из-за рубежа специалистов. Стали уже в детские школы тащить. Пригласили - хорошо. Поучились - и будет. Нужно обучать своих, есть ведь свои, которые могут не хуже работать. Я вам приведу такой пример. Наши как-то приехали на стажировку в Италию, а им говорят - мы вообще-то здесь учим по вашим методикам теории спортивной тренировки.
- Современную систему подготовки специалистов как оцениваете?
- Система подготовки тренеров сейчас поверхностная. Когда я учился в Высшей школе тренеров (ВШТ), необходимо было каждый день ходить на занятия - с 9 утра до 5 часов вечера. Сейчас в ВШТ приезжают на сессию разово - накидают им кучу материала в голову, который еще усвоить нужно, и все на этом, до следующей сессии. Какое это обучение, какое же это тренерское образование?!
- В СДЮШОР "Спартак" как велась и ведется работа с молодежью?
- Я ушел из "Спартака" этой весной. Ушел, потому что мне не нравился подход к работе. Все, что происходило в СДЮШОР, меня совершенно не устраивало. В свое время я просил "Спартак" сделать тренажерный зал для ребят, но четыре года прошло, и ничего сделано не было. Вместо этого ребята таскали друг друга, а я все думал, как бы это не закончилось травмой. Мне не нравился и сам подход к работе с игроками, и как был организован момент перехода в дублирующий состав команды. В последний год моей работы делалось так: "Вот этот нам нужен, а остальные - нет". Как при этом команда должна участвовать в соревнованиях, поддерживать имидж школы, "Спартака"? Когда я начинал там работать, такой системы не было. Мы работали, ребята прогрессировали и переходили в дубль. Сейчас эта система рушится изнутри, а ребята уходят из клуба с тяжелым сердцем. Получается, что команда завоевывает серебряные медали чемпионата России, а в итоге они никому не нужны.
- То есть в следующем поколении ситуация будет только хуже?
- Будет. Сейчас нас в рейтинге сборных обходят страны, которые размером с копейку. У нас огромная страна и много талантов. Просто нужно научить тренеров с ними работать. В России есть перспективные тренеры, которых нужно посылать на стажировки за рубеж, а не устраивать им посиделки в Институте физкультуры. Посидели, сдали экзамены - и до свидания. Они должны видеть и слышать, что происходит в мире. А сейчас приглашают в школы зарубежных специалистов. Это глупость самая натуральная! У нас были прекрасные тренеры, прекрасные школы, где работали Бесков и Гуляев. Это люди, которые прошли школы и команды мастеров.
- Однако многие клубы готовы взять главного тренера и без опыта работы.
- Вообще, по-хорошему клубы должны заниматься образованием своих тренеров. Они должны отправлять их несколько раз за сезон на стажировки, чтобы они оценили прогресс в тренерской работе, материально-техническую базу и могли перенять все самое лучшее. Очень важен в тренерской работе и момент самообразования. Нужно читать современную литературу - зарубежную и отечественную. Нужно постоянно повышать свой уровень знаний, а не просто выезжать на багаже, зная о тренерской работе только, что когда-то тебе самому тренер говорил.
- Как вы вообще относитесь к явлению "главный тренер без опыта работы"?
- Отрицательно. Вот взяли Дмитрия Аленичева работать с юношеской командой. Ну какой он сейчас тренер? Ему же нужно поработать в спортивной школе, в какой-нибудь команде помощником. Все что у него есть - вот эти отрывки обучения в ВШТ и какое-то его собственное представление о тренерской работе. Системы подготовки тренерских кадров как таковой сейчас нет.
- Тоже самое в случае с Валерием Карпиным?
- Конечно. В "Спартаке" сейчас много игроков, с которыми можно побеждать в чемпионате России. Просто нужно уметь сделать из этих футболистов команду. Чего ждать от Карпина, если человек занимался бизнесом, а ему дали без подготовки и практики тренировать первую спартаковскую команду. На талант тут полагаться не надо. У нас сейчас только один талантливый тренер в мире - Жозе Моуринью, который - к тому же - очень много работает, а остальные и вовсе должны полагаться только на свой труд.