Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая рассказала в интервью РИА Новости о том, как будет развиваться содержание школьной программы, почему для школьника полезно трудовое воспитание и знакомство с духовной литературой, а также что нужно сделать для того, чтобы повысить престиж учительской профессии. Беседовала Анна Терехова.
— Каким вы видите развитие содержания образования по литературе? Назрел ли вопрос о каких-то изменениях? Если да, то почему сейчас?
— Действительно, не секрет, что если изучение литературного произведения не отвечает возрастным возможностям ребенка, не позволяет школьнику получить ответы на вопросы, которые для него важны и интересны на данной возрастной ступени, то в будущей жизни он вряд ли вернется к прочтению этого произведения. Возникает дилемма: убрать из школьной программы "трудные" литературные произведения, имея в виду, что когда-нибудь бывший школьник прочтет эти произведения, или сохранить, памятуя о том, что читательские компетенции формируются со временем, а не даруются по мановению волшебной палочки.
Возражая против необдуманного упрощения школьных программ по литературе, не могу не вспомнить идеи Льва Семеновича Выготского, юбилей которого мы в этому году отмечаем, о зоне ближайшего развития, которая создается благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым. Последний ставит перед ребенком новые задачи, превосходящие (подчеркиваю, превосходящие) его актуальные возможности, но вместе с тем решаемые благодаря сотрудничеству. И это поднимает ребенка на качественно новую ступень развития. Таким образом, меняется сама постановка проблемы. Мы должны от вопроса, что может и что не может понять и осознать обучающийся самостоятельно, перейти к вопросу, а что он сможет понять и осознать в сотрудничестве с компетентным читателем — учителем и родителем. Главное — как надо организовать чтение, обсуждение, анализ поступков, жизни и судеб героев литературных произведений, чтобы раскрыть перед детьми и подростками их нравственное содержание.
В соответствии с принятыми Федеральными государственными образовательными стандартами, основная цель общего образования — это формирование умения учиться как компетенции, создание условий для личностного развития, самоопределения и самореализации учащихся.
Долгое время преподавание литературы в школе строилось как преимущественно литературоведческое. В лучшем случае школьники знали биографию писателя или поэта, исторический контекст его творчества и усваивали определенный набор базовых литературоведческих понятий. В значительной мере такой подход к преподаванию литературы и объяснял удивительный факт эмоциональной глухости значительной части школьников к программной художественной литературе, нежелание читать ее произведения. С введением ЕГЭ ситуация усугубилась тем, что преподавание литературы зачастую стало сводиться к простому натаскиванию на знание общей фабулы и отдельных второстепенных фактов. Это привело к обвалу интереса детей и подростков к чтению художественной литературы, тем более что сегодня молодое поколение развивается в условиях информационной социализации, где СМИ и интернет предлагают новые формы, содержание и средства познания и освоения мира.
Содержание литературы как учебного предмета должно сохранить лучшие традиции. Однако следует все-таки включить и ряд изменений инновационного характера: перенести фокус изучения литературы на постижение нравственного опыта, целей, задач, смыслов, отношений, чувств и переживаний человека; создать условия для изменения позиции школьника при чтении от простой реконструкции событий, описанных в литературном произведении, к соавторству в воссоздании судьбы героя. Ведь любое литературное произведение можно интерпретировать по-разному. Обсуждение литературных произведений на уроке должно стать диалогом, дискуссией, где каждый участник вправе высказывать свое собственное мнение, аргументировать его, не боясь получить двойку за мнение, расходящееся с трактовкой в учебнике. Кроме того, нужно перекинуть мостик от событий, описанных в литературном произведении, к личному жизненному опыту самого школьника, обеспечить его пристрастность, а также разработать специальную программу развития читательской компетентности у детей и подростков. Но это требует работы не только школы, но и библиотек, издательств, музеев, средств массовой информации, различных министерств и ведомств.
— Если менять программный перечень литературы, как именно это делать? Не останутся ли классические произведения за бортом национальной культуры?
— Это ложное представление, что культурное развитие человека останавливается на рубеже школьного порога. Это не так. Разные люди часто рассказывают мне о том, что впервые прочитали с удовольствием "Евгения Онегина" или "Мертвые души" уже во взрослом возрасте, замечу — прочитали с удовольствием, значит, с пользой для души, находя нужные уму и сердцу вопросы и ответы.
Если менять образовательную программу, то надо учитывать несколько факторов. Это в первую очередь соответствие содержания и формы литературного произведения возрастным психологическим особенностям детей и подростков. Надо понимать, что в разных возрастах дети и подростки обнаруживают разную чувствительность к различным аспектам содержания литературных произведений, связанную с решением ими задач развития, то есть направленности на формирование у себя каких-то качеств, способностей, компетенций. Например, в юношеском возрасте складывается картина мира, включающая систему ценностей. Подростки сфокусированы на определении себя, самоопределении, поиске "делать жизнь с кого", поэтому оказываются максимально чувствительными к выработке собственной системы ценностей. Кроме того, подростковый возраст — это период развития самосознания и представлений о себе, когда подростки, склонные к риску, желающие "попробовать себя", оценить пределы своих возможностей, иногда готовы к повторению рискованных поступков, наблюдаемых у предпочитаемых героев, как в жизни, так и в литературе. Кроме того, необходимо учитывать то, как влияет это содержание на развитие мировосприятия детей и подростков, их представления об окружающем мире и человеке. Зависит оно и от того, насколько то или иное содержание способствует личностному и умственному развитию детей и подростков, сохранению их психического и психологического здоровья и благополучия. Зависит оно и от морально-нравственного содержания, отвечающего базовым этическим нормам, художественно-эстетических качеств литературных произведений, представления адекватной системы семейных ценностей и представлений о семье, от удовлетворения и развития познавательных потребностей и интересов ребенка, детской любознательности и от того, в какой мере инициирует развитие творческих способностей детей и подростков. Кроме того, оно способствует формированию гражданской российской идентичности и толерантности личности, готовности к межкультурному и межконфессиональному сотрудничеству и партнерству.
Ну и самое главное — это то, какие педагогические методы и методики преподавания, психолого-педагогические технологии будут реализованы в образовательном процессе. А это ставит новую проблему — проблему модернизации подготовки педагогов. Новое содержание образования ставит новые задачи педагогического образования, в частности — задачи повышения уровня их психологической компетентности.
— А какова ситуация с преподаванием литературы для детей с ограниченными возможностями здоровья?
— Программа по литературе для таких детей соотносится с требованиями ФГОС. Напомню, с 1 сентября 2016 года, в соответствии с Законом об образовании, вступил в действие ФГОС начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Этот ФГОС позволяет каждому, подчеркну особо — каждому ребенку, вне зависимости от выраженности нарушения развития, реализовать свое право на образование. Сама идея разработки особого стандарта и его концепции принадлежит научному коллективу одного их институтов РАО — Институту коррекционной педагогики.
Методы и технологии обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, разумеется, имеют свою специфику, но программа по литературе от этого не меняется. Эти дети, как и любые другие, любят читать, обладают литературным вкусом и не должны лишаться возможности быть приобщенными к богатому наследию классической русской литературы.
Ученикам, имеющим нарушения интеллекта, предлагаются адаптированные фрагменты классических литературных произведений. Но и в этом случае школа старается привить детям любовь к чтению, воспитывать их на примерах литературных героев.
Нередко именно в отечественной классике подростки и молодые люди с ограничениями жизнедеятельности находят ответы на волнующие их вопросы, и это дает им дополнительные силы в преодолении последствий недуга.
— Если включать в программу духовную литературу, то какую? И не будет ли это воспринято агрессивно в светском многонациональном государстве?
— Наши школьники и сегодня читают духовную литературу, знакомство с основными мировыми религиями входит в составную часть курса "Обществознание", великие духовные книги (хотя бы фрагментами) представлены в курсе по основам мировых религий. Мы должны помнить, что художественное образование человека, его способность понимать произведения искусства во-многом определяется кругом великих сюжетов из Библии, Корана, Торы.
Другой путь изучения духовной литературы — путь религиозного образования и воспитания, но это, конечно, не задача школьного образования в светском государстве. Такой опыт человеку может дать, например, семья.
— Началась ли работа над формированием так называемого золотого канона?
— Первая версия "золотого канона" была предложена в период работы над поручением Владимира Путина "100 книг по истории, культуре и литературе народов России". Напомню, что в этот период на включение в "золотой канон" было номинировано 5,7 тысячи наименований литературы, а в дебатах приняли участие не менее 500 тысяч человек. Общество активно поддержало идею создания "золотого канона" в форме рекомендательного списка, созданного наиболее авторитетными и уважаемыми людьми страны, кстати, не только литераторами. Понимаете, очень важно, чтобы за увлеченностью классикой мы не отторгали и то, что занимает души наших современников.
— Существуют ли аналогичные проблемы, связанные с содержанием других предметов?
— В работах Льва Семеновича Выготского было доказано, что именно содержание образования, которое должно быть представлено как система научных понятий, определяет и уровень развития мышления ребенка и перспективы его развития.
Содержание образования, как считал психолог Василий Васильевич Давыдов, проектирует определенный тип мышления — эмпирический или теоретический, уровень развития когнитивных способностей личности. Сегодня, безусловно, настала пора проанализировать, насколько содержание остальных предметов соответствует целям образования, современному уровню развития науки и обеспечивает преемственность всех ступеней образования.
— Глава Минобрнауки Ольга Васильева говорит о проблеме наполнения федеральных образовательных стандартов. Как именно это будет осуществляться?
— На мой взгляд, наполнение должно происходить по следующим направлениям: модернизация содержания учебных программ в соответствии с образовательными целями, уровнем развития научного знания, современной социокультурной ситуацией в образовании; широкое внедрение эффективных психолого-педагогических технологий, разработка и апробация инновационных технологий, в которых должны быть реализованы принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников; организация исследовательской, проектной учебной деятельности детей и подростков как в сотрудничестве с учителем и сверстниками, так и самостоятельно. Кроме того, необходимо проведение модернизации подготовки педагогов с учетом образовательных задач и овладения новыми образовательными технологиями.
— Сколько потребуется времени для сокращения перечня учебников до трех линеек по всем предметам? По какому принципу это будет проходить? Это будут совершенно новые учебники или будет предложено несколько из уже имеющихся?
— Я не могу ответить на этот вопрос. Думаю, что путь от 400 наименований к трем линейкам может оказаться труднопреодолимым. Но пять — семь линеек уже достаточно для вариативности. Издателям придется идти по пути интеграции, выбирая те авторские коллективы, которые имеют концепции, соответствующие требованиям завтрашнего дня. Думаю, что за основу при выборе должны быть приняты мнения ученых, педагогов, родителей.
— Как вы относитесь к возвращению трудового воспитания в школы?
— Словосочетание "трудовое воспитание" нередко вызывает чувство чего-то внешнего, навязанного. На самом деле труд, понимаемый как созидание культуры, материальной и духовной, есть непременная характеристика зрелости человека. Эффект участия школьника в трудовой деятельности зависит от тех смыслов, которыми эта деятельность наполнена. Это может иметь смысл подчинения, демонстрации власти взрослых, которые заставляют заниматься скучным, неинтересным и трудным делом, а может иметь смысл самостоятельности, взрослости. Даниил Борисович Эльконин считал, что участие школьника в трудовой деятельности должно стать для него признанием его взрослости, равнозначности и равноправности взрослому, свидетельствовать о его новой социальной позиции, о реальной значимости его поступков для окружающих людей.
— Есть ли какие-то предложения Российской академии образования по повышению престижа работы учителя?
— Необходим ряд мер. Нужно повысить материальный и социальный статус учителя, поднять престиж профессии в обществе, снять тотальный бюрократический контроль, принимающий зачастую формальный характер бесконечных отчетов и заполнения бумаг. Также необходимо с уважением относиться к творческой, продуктивной, созидающей инициативе учителя, обеспечивать повышение квалификации не на бумаге, а в реальности. Нужно расширить права учителя в обсуждении и принятии по ключевым вопросам образования, создать эффективный механизм такого обсуждения. Сформировать в обществе нетерпимость к любым проявлениям преследования и травли в школе — как учащихся, так и педагогов. Все эти меры должны и могут быть поддержаны законодательной, исполнительной и судебной властью, средствами массовой информации.
— Готовит ли РАО новые образовательные проекты? Есть ли среди них международные?
— Таких проектов много. Один из значимых международных европейских проектов — "Чтение через все учебные предметы". Мы заканчиваем второй выпуск атласа "100 проектов в поддержку чтения", в котором будут представлены как российские проекты, так и проекты партнеров из других стран. Вы знаете, что Федеральная целевая программа "Русский язык", качество реализации которой курирует Российская академия образования, направлена на поддержку русского языка не только в России, но и других странах. РАО, как и любая другая научная организация страны, не видит себя в отрыве от мировой науки, иногда задавая тон в научных дискуссиях, иногда используя опыт успешных лидеров.