Одна из крупнейших на пространстве СНГ оружейная выставка KADEX-2016 открывается в четверг в столице Казахстана Астане. Зарубежные предприятия, в частности на постсоветском пространстве, представят лучшие образцы вооружений и военной техники от стрелкового оружия до кораблей и самолетов.
Одним из участников выставки станет делегация старейшего в России предприятия авиастроения — завода "Дукс", история которого началась еще в XIX веке. Создание первых военных дирижаблей, строительство первых аэропланов "Фарман", "Ньюпор" определили направление деятельности завода. Штабс-капитан Петр Нестеров впервые в мире выполнил фигуру высшего пилотажа "мертвая петля" на самолете "Ньюпор-IV", построенном на "Дуксе". Сейчас предприятие специализируется на создании современного авиационного ракетного вооружения. Имеются планы по созданию и производству экранопланов и самолетов малой авиации.
Накануне KADEX-2016 генеральный директор "Дукса" Юрий Клишин рассказал в интервью руководителю профильной редакции РИА Новости Сергею Сафронову о задачах предприятия на выставке и его ближайших планах.
— Юрий Петрович, какова цель работы делегации "Дукса" на выставке KADEX-2016?
— ОАО "Дукс" длительное время выпускает ракеты "воздух-воздух" ближнего маневренного боя, которые поставлялись в десятки стран мира и востребованы по настоящее время как для нужд МО РФ, так и для зарубежных заказчиков. После длительного хранения возникает необходимость проведения определенных мероприятий технического и методического характера. Совместно с НИИ МО РФ проведены научно-исследовательские работы, которые научно обосновали и актуализировали необходимость проведения подобных мероприятий, реализация которых существенно повышает надежность, безотказность и эксплуатационные характеристики наших изделий. Поскольку хранение ракет осуществляется в различных условиях, мы разработали систему для технического контроля состояния ракет. Что, в свою очередь, влечет за собой изменение подходов оценки состояния ракет и их послепродажного обслуживания.
— То есть на выставке вы будете предлагать партнерам технологию контроля состояния ракет типа Р-73?
— Да, мы будем предлагать более совершенную методику оценки состояния наших изделий и комплекс мероприятий, направленных на поддержание высокого уровня их исправности и надежности в эксплуатации.
— А сами ракеты Р-73Э?
— Безусловно. Но эту работу мы проводим совместно с "Рособоронэкспортом" в различных странах.
— Какие ракеты подобного класса присутствуют на рынке?
— Мы изучили ситуацию по ракетам "воздух-воздух" ближнего боя на мировом рынке и выяснили, что в настоящее время на рынке существует порядка девяти подобных ракет, основные производители которых — Франция, США, Израиль, Германия, ЮАР. Судьба этих ракет интересна тем, что все они были созданы с большим потенциалом по их применению и модернизации. В этом плане у нас и возникла идея модернизации нашей ракеты, которая выпускается уже более 30 лет, а каких-либо вопросов и предложений по улучшению ее характеристик у наших заказчиков не было. Между тем США свою ракету модернизировали в несколько стадий, причем некоторые направления модернизации были направлены для повторения ряда характеристик нашей ракеты. В нашей ракете также заложен большой потенциал по ее дальнейшему совершенствованию. Для реализации задач по модернизации и разработки новых изделий было создано ОКБ на нашем предприятии в 2015 году.
— На какой стадии находится разработка и поставка перспективной ракеты малой дальности?
— Поставки ее начались в прошлом году.
— Возвращаясь к характеристикам новой ракеты, она превосходит Р-73?
— Да, превосходит по ряду основных характеристик.
— Какую продукцию вы еще предлагаете на экспорт?
— ОАО "Дукс" предлагает свою продукцию военно-технического назначения, относящуюся к съемному вооружению для различных типов самолетов и вертолетов. Кроме того, осваивается продукция гражданского назначения.
— Тема строительства экранопланов не потерялась у вас среди большого объема задач и планов?
— Эту работу мы проводим во взаимодействии с фирмой "Небо+Море", главным конструктором которого является Владимир Буковский. Скоро будет спущен на воду трехтонник "Буревестник-24М" улучшенной конструкции из композитных материалов, с новой системой управления и жизнеобеспечения.
— Он производится в гражданских или военных целях?
— Пока в гражданских. Дальше будет видно.
— Возвращается ли "Дукс" к идее создания самолетов малой авиации?
— Да. И это не только идея. В 2015 году во взаимодействии с фирмой "Техноавия" был сертифицирован по международным стандартам одномоторный самолет СМ-92 "Турбофинист" дальностью полета две тысячи километров, скоростью 320 километров в час и пассажировместимостью 9-10 человек. В ближайшее время планируется реанимировать двухдвигательный 19-местный "Рысачок" дальностью полета 2200-2400 километров и скоростью под 400 километров в час.
Разработана конструкторская документация на двухдвигательный самолет с рампой, который сможет перевозить не только людей, но и грузы.
Вместе с тем, параллельно с выполнением вышеперечисленных планов и задач, на нашем предприятии проводится большая работа по привлечению молодых специалистов, модернизации производства, внедрении принципов "бережливого производства". Приобретаются и внедряются системы автоматизированного проектирования и управления производством. Огромное внимание уделяется социальному развитию предприятия. Все это в комплексе позволяет обеспечить и достичь повышения качества выпускаемой продукции.