В последние годы Россия стала одним из заметных игроков на туристическом рынке Мексики, куда приезжали отдыхать десятки тысяч россиян. Сейчас ситуация изменилась в худшую сторону. О состоянии российского туризма в Мексике и его возможных перспективах в интервью корреспонденту РИА Новости Дмитрию Знаменскому рассказал министр туризма латиноамериканской страны Энрике де ла Мадрид Кордеро.
— В 2015 году в Мексике побывали 32 миллиона иностранных туристов. Сколько из них прибыли из России?
— Действительно, 2015 год стал очень продуктивным в части туризма для Мексики, нам удалось поддержать положительную тенденцию и достичь рекордных цифр по многим показателям, включая число побывавших здесь иностранных туристов, занятости отелей и объемов воздушного сообщения. Из всей совокупности иностранных туристов нам было приятно принять в общей сложности 32,3 тысячи путешественников из России.
— Пару лет назад посол Мексики в Москве заявил, что Мексика надеется увеличить число российских туристов до 500 тысяч в год. Что уже сделано, чтобы достичь этой цели, и в какой срок это было бы возможно?
— Эта цифра возникла на основании притока российских туристов, который наблюдался три года назад. Нужно напомнить, что в 2013 году Мексику посетили более 100 тысяч туристов из России, и это составило 40% роста по сравнению с предыдущим 2012 годом. Если бы эта тенденция сохранилась, то она легко привела бы нас к 500 тысячам туристов к концу правления нынешней администрации (2018 год — ред.).
Однако в последние пару лет туризм из России претерпел существенное сокращение, что в значительной степени стало результатом ухудшения экономических условий. Поэтому мы остаемся уверенными, что число туристов из России будет увеличиваться, возвращаясь к прежнему уровню и темпам роста, как только российская экономика начнет восстанавливаться, а это позволит снова вернуться к вопросу об обозначенной ранее цели.
— Сейчас в туристическом мире существует серьезная обеспокоенность относительно темы безопасности, особенно после последних терактов в различных туристических местах. Было бы интересно узнать, как обстоят дела с безопасностью для иностранных туристов в Мексике. Планирует ли правительство какие-либо действия в этом направлении?
— Тема безопасности имеет огромное значение, и туриндустрия не может здесь оставаться один на один с этой проблемой. Это работа постоянная, так как до сих пор существуют серьезные вызовы, которые нужно решать. Но были достигнуты и значительные успехи, которые в итоге влияют на решение туриста совершить ту или иную поездку.
Ключевым элементом для достижения рекордных цифр по числу туристов стало весомое улучшение показателей преступности в нашей стране в последние годы и в восприятии безопасности на многих наших турнаправлениях. Влияние криминалитета в Мексике, связанное с серьезными преступлениями, в 2015 году уменьшилось, а в некоторых местах эта тема вообще снята с повестки дня (как неактуальная — ред.).
Согласно опросам общественного мнения, негативное восприятие уровня воздействия в части отсутствия безопасности для многих предпринимателей от турбизнеса за последние годы очень серьезно снизилось.
— Многие туристические страны, такие как Израиль, Марокко, Болгария, Греция, Испания, сейчас идут на различные уступки, чтобы продвигать у себя российский туризм после закрытия двух наиболее популярных турнаправлений — Египта и Турции. Готова ли Мексика пойти на что-то подобное? Речь идет, к примеру, об отмене аэропортовых сборов, компенсациях за каждый чартерный рейс или снижении цен отелей. Или для Мексики турпоток из России не столь важен, как для наших соседей в Европе?
— Как раз наоборот, Россия — это один из рынков, где у нас наибольший потенциал для роста, и не только из-за размеров населения и значения российской экономики в мировом масштабе, но и из-за большой привлекательности, которые представляют для россиян туристические возможности Мексики. Это не только прекрасный климат, но и разнообразие культурных возможностей, к которым они могут получить доступ, причем таких, каких в России или близлежащих странах не увидишь.
Но стратегия нашей администрации (правительства) состоит не в том, чтобы предоставлять эксклюзивные возможности для путешественников из какой-либо определенной страны. У нас есть стратегия международного продвижения и серия мер, направленных на привлечение и создание отличных условий для любого туриста, который будет заинтересован в приезде к нам.
— Какое число российских туристов вы могли бы ожидать к концу этого года?
— Несмотря на падение числа приезжих из России, мы надеемся, что в сравнении с 2015 годом в этом году их поток значительно вырастет. Поэтому мы ожидаем принять здесь порядка 55 тысяч россиян в 2016 году, что составило бы годовой рост более чем на 70%.
— В России достаточно хорошо знают такие места, как Канкун или Плайя-дель-Кармен, но остальные туристические места Мексики не столь известны. Думаете ли вы о продвижении других мексиканских направлений в России с помощью какой-либо специальной программы?
— Действительно, главными направлениями для россиян в Мексике являются Канкун, Ривьера-Майя и город Мехико, это так. На них приходится примерно 97% всех прилетов из вашей страны, и поэтому мы стараемся укрепить именно эти направления. Однако Мексика — страна очень разнообразная, полная уникальных возможностей всех типов для туристов. Наши направления, связанные с солнцем и пляжами, признаны, но существует очень высокий потенциал и других мест, связанных с культурным туризмом, гастрономическим, приключенческим и природным среди прочих.
Кампанию Mexico, Live It To Believe It мы уже два года представляем на различных международных рынках, ее цель — продвигать разнообразие турпредложений Мексики, демонстрируя потребителям уникальные возможности, которые нужно испытать, чтобы в это поверить.
К тому же Совет по продвижению туризма Мексики открыл офис в России, конкретно — в Москве, и он занимается установлением долгосрочных связей с туроператорами и участниками туриндустрии вашей страны с целью привлечь большее число путешественников из России, что будет способствовать лучшим продажам отдыха на мексиканских курортах.
— В целом Мексика, как государство, имеет специальные программы поддержки своего туристического сектора? Как работает эта поддержка — это инвестиции, низкие налоги или что-то еще?
— Принята стратегия, которая предполагает наличие интегральных программ по продвижению туризма. В ней разрешено участвовать различным игрокам туристического рынка, а также федеральным учреждениям, курортам, аэролиниям, сетям отелей, специальным бюро и другим коммерческим партнерам частного сектора.
Эти программы продвижения позволяют стимулировать тех, кто намерен поехать в Мексику, в то время как государственные инвестиционные программы, стимулы для частной инициативы, усилия по подготовке кадров и другие меры помогают поддерживать наши туристические предложения на мировом уровне. Это позволяет не только удовлетворить тех, кто уже посетил нас, но и поощряет приезд новых путешественников.
— Если говорить о будущем, какой объем в ВВП Мексики заложен от туризма? Сейчас это 8,5%. А если говорить, к примеру, о 2020 годе?
— С учетом непростой обстановки в мире сложно и преждевременно говорить о конкретной цели, однако для нас ясно, что есть огромный потенциал для роста, особенно если учитывать огромное разнообразие туристической привлекательности нашей страны. Есть такие экономики в мире, которые по объемам похожи на Мексику, но где туризм имеет больший вклад, как в Испании.
Поэтому правительство реализует постоянные усилия, направленные на то, чтобы сделать страну более конкурентоспособной и продолжить укреплять туризм как один из основных моторов развития нашей страны.