Рейтинг@Mail.ru
Торгпред: в этом году товарооборот России и Египта будет около $4 млрд - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Торгпред: в этом году товарооборот России и Египта будет около $4 млрд

© Фото : Торгпредство России в ЕгиптеТорговый представитель РФ в Египте Федор Лукашин
Торговый представитель РФ в Египте Федор Лукашин
Читать ria.ru в
Дзен
Торговый представитель РФ в Египте Федор Лукашин рассказал в интервью РИА Новости о перспективах возвращения российских компаний на египетский рынок и планах по поставкам зерна на рынок Египта.

Обязывающие документы по строительству российскими специалистами АЭС в Египте планируется подписать еще до конца года. Об этом, а также перспективах возвращения российских компаний на египетский рынок и планах по поставкам зерна на рынок АРЕ в интервью корреспонденту РИА Новости Никите Секретареву рассказал торговый представитель РФ в Египте Федор Лукашин.

— Можно ли говорить об увеличении взаимного интереса между бизнесами России и Египта в условиях ухудшения отношений РФ и Запада?

— Контакты лидеров двух стран начались до санкций, еще когда нынешний президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси приезжал в Россию в качестве министра обороны и вице-премьера. Между лидерами установились очень хорошие, партнерские отношения. За два года Ас-Сиси уже шесть раз встречался с нашим президентом, что, естественно, помогает развивать многовекторное сотрудничество между странами.

Показательным был 2014 год, когда торговый оборот между Россией и Египтом увеличился на 85%, почти в два раза. Мы вышли на 5,5 миллиарда долларов, такого объема у нас не было ранее. При этом египетский экспорт увеличился ровно в два раза и составил полмиллиарда долларов. Все это говорит о том, что обе стороны, конечно, заинтересованы в развитии отношений друг с другом.

— Каков будет объем товарооборота РФ и Египта в этом году?

— Думаю, в этом году наш товарооборот будет порядка 3,5-4 миллиардов долларов. Это результат снижения курсов нашего рубля и египетского фунта к доллару. Стоимость нефти падает, и, соответственно, уменьшается стоимостное выражение российского экспорта нефтепродуктов. Фунт подешевел за год на 60 центов, и снизилась стоимость египетской сельхозпродукции, которую везут в Россию. В результате в стоимостном выражении и импорт и экспорт обеих стран сдали позиции в первых трех кварталах примерно на 25%. Но при этом физические объемы двусторонней торговли в целом пока выдерживают это давление. Например, физический объем египетского сельхозэкспорта в Россию даже вырос на 13 тысяч тонн. Такая динамика говорит о том, что страны по-прежнему заинтересованы в развитии торговых операций друг с другом.

Сейчас у нашего торгового представительства много различных проектов в работе. Документооборот торгпредства вырос по сравнению с 2014 годом уже в два раза. Это и входящие запросы от египетских компаний, организаций, министерств, и запросы со стороны российских компаний и ведомств.

— В каких сферах Россия и Египет готовы наращивать товарооборот?

— Исторически с Египтом было хорошее, длительное сотрудничество в области машиностроения. До 1972 года СССР построил в Египте 197 предприятий — больше мы строили только в Китае, других таких же крупных примеров нет. Сейчас появились предпосылки для возврата к этим отношениям. Наиболее актуальна для Египта машиностроительная отрасль.

Например, в стране есть 17 автомобилестроительных предприятий, их суммарная мощность позволяет ежегодно производить более 300 тысяч единиц техники, а производится чуть более 100 тысяч. При этом в Египте наблюдается большой дефицит автомобильной техники: на 100 египтян всего пять автомобилей в стране. Это говорит в том числе о том, что отрасль нуждается в кадрах и знаниях. А пока большой процент автотехники закупается за рубежом.

На этом фоне российская машиностроительная продукция, имеющая при надежном качестве вполне конкурентную стоимость, может стать новой статьей нашего экспорта в Египет, иметь здесь рынок сбыта. Над этим направлением ряд наших производителей сейчас работает в первую очередь "Группа ГАЗ". В проработке у них несколько проектов — один связан с экспортом и совместным сборочным производством коммерческих автомобилей, другой — со строительством сборочного производства пассажирских автобусов.

— На какой стадии сейчас находятся эти проекты?

— В апреле этого года торгпредство организовало в Каире совещание с участием египетского министра транспорта и представителей российского транспортного машиностроения, в частности, присутствовали "ГАЗ", предприятия "Трансмашхолдинга", "Мосметрострой". Министр назвал те ниши, куда российские компании могли бы войти на конкурсной основе — речь шла о пассажирских автобусах, коммерческих автомобилях и о железнодорожном транспорте, начиная с пассажирских вагонов и кончая дизельными локомотивами. Египтяне заинтересованы в совместном производстве с максимальной локализацией. По их законодательству для такого СП требуется минимум 30-процентная локализация, которая позволяет обнулить импортные пошлины. Сейчас идет проработка нескольких проектов. За этот год только делегации "Трансмашхолдинга" приезжали в Египет пять раз. Представители "ГАЗа" тоже здесь довольно регулярно бывают. Динамика общения с египетскими партнерами достаточно активная, и думаю, что к началу следующего года мы можем выйти уже на конкретику. Правда, в сентябре в Египте произошла смена правительства, это тоже надо учитывать.

—  Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев ранее заявлял, что российская сторона видит перспективы сотрудничества в том числе и в расширении взаимодействия в модернизации существующих индустриальных объектов. Ведутся ли сейчас переговоры по проектам в этих сферах? Речь идет о тех самых предприятиях, которые строились при помощи СССР?

— Большинство из построенных при помощи СССР производств уже модернизировано с использованием других иностранных производителей. Из тех проектов, которые ведет торгпредство, в качестве примера обоюдного интереса назвал бы модернизацию Хелуанского металлургического комбината, первая очередь которого была полностью построена при содействии СССР в 1970-х годах. Это крупное предприятие: когда оно было в хорошем состоянии, его производительность составляла более миллиона тонн стали в год, а сейчас он, можно сказать, простаивает, льет порядка 100 тысяч тонн. Только за этот год мы отправили в Хелуан делегации двух различных российских консорциумов, которые представили руководству комбината свои предложения по развитию бизнеса, получили положительную реакцию, включены в списки участников будущего конкурса. В начале ноября появились еще российские компании, желающие участвовать в конкурсе на реконструкцию Хелуана. Мы предполагаем, что этот конкурс может состояться в первой половине 2016 года.

— Алексей Улюкаев ранее также заявлял, что российская сторона видит перспективы сотрудничества в расширении взаимодействия в энергетическом секторе Египта, включая строительство АЭС и разработку месторождений углеводородов. Ожидается ли в ближнесрочной перспективе подписание новых крупных соглашений в этих областях? Ожидаете ли вы прихода новых российских компаний в страну?

— Строительство АЭС очень актуально для египетского руководства. Министерство электрификации Египта получило предложение "Росатома" по проекту. Российская сторона подошла к нему очень серьезно, станция спроектирована с учетом опыта Фукусимы, сверхнадежна, рассчитаны различные системы защиты, в том числе от падения тяжелых самолетов. Проект несколько раз докладывался египетской стороне на высоком уровне и получил однозначно хорошую оценку, но говорить о том, что все вопросы решены, пока рано. Сейчас стороны согласовывают очередную серию технических моментов, после этого, если египетская сторона будет полностью удовлетворена, выйдут на подписание обязывающих документов. В планах подписать их до конца этого года.

— Когда можно ожидать завершения самого строительства станции?

— Египтяне хотят, чтобы станция была построена в максимально сжатые сроки, в течение семи-девяти лет. В то же время все понимают, что это первая АЭС, которая будет строиться в Египте. Естественно, со многими местными нюансами в исследовании земельного участка, разведки геологических данных, проектировании различных элементов станции участники проекта столкнутся впервые, и в какой-то мере это может влиять на планирование сроков.

— А что с углеводородами?

— В марте этого года в Шарм-эль-Шейхе состоялась первая международной конференция по развитию экономики Египта. Там Россия официально получила 121 инвестиционный проект, из которых около 30 связаны с разведкой и освоением углеводородных месторождений. Российские компании проявили к ним интерес, мы запросили у египтян более подробную информацию по этим проектам. Кроме того, сейчас получили от египетских Министерства нефти и Министерства инвестиций данные по новым конкурсам на разработку углеводородов — это и Средиземноморье, и Красное море, шельфовые залежи. Все данные передали в Министерство энергетики РФ, а оно распространило их по профильным компаниям, некоторые проявили интерес к получению более подробных сведений. Над этим мы сейчас работаем, но говорить о конкретике пока рано.

—  В конце октября глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский сказал, что доля российского зерна ‎в египетском импорте может быть увеличена с нынешних 65% до исторического максимума в 70%. Сколько зерна Египет планирует закупить до конца этого года? Каков прогноз по закупке на 2016 год?

— Многие годы зерно являлось главной статьей российского экспорта в Египет, только в 2014 году оно уступило первую позицию нефтепродуктам. Естественно, положение с этим товаром для нас очень важно. Между руководством двух стран есть понимание и договоренность, что Россия в состоянии поставлять до 5,5 миллиона тонн зерна ежегодно. Пока мы этого показателя по результатам последних двух лет еще не достигли, у нас получается где-то 3,5-4 миллиона тонн в год, и в этом году ожидаем подобный показатель.

— На ваш взгляд, в следующем году Россия сможет дойти до этого максимума в 5,5 миллиона тонн?

— Объем импортируемого зерна зависит в том числе от возможности его переработки. В Египте официально считается, что служба хранения зерна недостаточно модернизирована и не имеет достаточных площадей. Действует государственная программа увеличения элеваторных площадей к 2020 году, но, чтобы достичь поставленной цели, Египту надо ежегодно увеличивать объем элеваторов на миллион квадратных метров. Пока соответствующих темпов строительства не достигнуто. При этом местные эксперты рассказывают, что значительный процент зерна просто портится во время хранения в египетских элеваторах. Поэтому к наращиванию импорта Египет подходит осмотрительно.

— Министр торговли и промышленности Египта Тарек Кабиль и посол РФ в Каире Сергей Кирпиченко обсуждали создание российской промзоны в районе города Порт-Саид у северного окончания Суэцкого канала. Как продвигаются переговоры по созданию этой зоны? Когда может быть реализован этот проект?

— Это было предложение египетского руководства — создать российскую промышленную зону в Египте в том числе для того, чтобы приблизить российское производство к африканским рынкам сбыта. Проект хорошо воспринят российской стороной. В этом году состоялись уже два визита наших экспертных делегаций для изучения площадок, которые Египет предлагает для строительства, — рядом с Каиром, Александрией, Порт-Саидом и Айн-Сохной. Все эти точки мы сейчас изучаем и с технической точки зрения, и с экономической. Запросили у египетской стороны данные по льготам, которые они готовы предоставить российским резидентам этой зоны, по режиму единого окна, инженерии, проложенным системам коммуникаций. По настроению партнеров и наших делегаций видно, что обе стороны хотят активно заниматься созданием этой зоны. С учетом темпов двухстороннего общения на отработку межправительственных договоренностей по проекту возможно выйти в следующем году.

— Какие российские компании проявляют интерес к этой промзоне?

— Координатором проекта является Министерство промышленности и торговли России, которое связывается с российскими компаниями, в перспективе имеющими возможность развивать свой загранбизнес. Сейчас интерес к резидентству в этой зоне проявляют автомобилестроители, фармакологические компании, фирмы, готовые развивать речной транспортный бизнес в Египте.

Кроме того, вариант присутствия в этой зоне рассматривают компании, занимающиеся IT-технологиями, потому что эта отрасль сейчас в Египте на подъеме.

У Египта очень приличный опыт по открытию зон свободной торговли с африканскими странами, с Латинской Америкой, с Южной Европой и даже с США и с Израилем. Кроме того, до конца 2017 года Египет войдет еще и в так называемую Трехстороннюю африканскую зону свободной торговли, которая объединит 28 стран — это 65% ВВП всей Африки и 55% населения континента. В этом плане Египет для наших производителей и экспортеров очень интересен: став резидентами в Египте, они получат сертификат о египетском происхождении своих товаров, который откроет перед ними дополнительные рынки.

— На встрече Кабиля и Кирпиченко также обсуждалось возможное вхождение Египта в ЕАЭС. Как продвигаются переговоры по этому вопросу? Когда следует ждать результатов?

— Речь идет не о вхождении Египта в ЕАЭС, а о создании зоны свободной торговли Египта со странами-членами ЕАЭС. Инициатором данного проекта выступила египетская сторона. Пока мы находимся в самом начале пути. Первые официальные консультации прошли 17-18 сентября в Каире. Египетские партнеры представили предварительный доклад, стороны подписали протокол, и сейчас евразийская сторона готовит свое заключение по проекту, которое затем будет вынесено на второе заседание.

Этот документ требует согласования со всеми членами ЕАЭС, и только после этого будет назначена дата второго заседания. Скорее всего, это произойдет в течение следующего года. У обеих сторон пока очень много вопросов друг к другу — начиная с порядка антидемпинговых расследований в ЕАЭС и заканчивая инвестиционным климатом в Египте.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала