Путешественникам эпохи глобального интернет-пространства уже не хватает традиционных экскурсионных поводов, чтобы отправиться в ту или иную точку земного шара, им необходима серьезная мотивация, чтобы потратить собственные сбережения с максимальным эффектом. В связи с этим современный туризм приобретает все больше отраслевых характеристик, где важнейшими становятся событийные поводы. О том, какие задачи призван решать национальный календарь событий, связанных с туризмом, корреспонденту РИА Новости рассказал заместитель главы Федерального агентства по туризму Сергей Корнеев.
— Что такое событийный туризм и почему его развитие требует сегодня особого внимания?
— Есть такое понятие в мире как событийный туризм. Последнее время этот вид отдыха набирает все больше оборотов и привлекает все больше поклонников, так как меняются и ситуация, и сами туристы. Если путешественник XX века чаще оставался пассивным наблюдателем, который предпочитал разнообразить свои поездки экскурсиями и походами по музеям, то турист XXI века ищет дополнительных эмоций и необычных впечатлений. Люди стали свободнее общаться в коммуникационных пространствах — это тенденция времени.
События сами по себе имеют особую привлекательность в плане туризма. Для современного человека одной из важнейших мотиваций поездки стала возможность, вернувшись домой, рассказать друзьям о чем-то уникальном, чему лично был свидетелем или принимал участие. Так появилось такое понятие или явление, как событийный туризм.
Любое событие, как хвост кометы, влечет за собой обсуждения, внимание средств массовой информации. Такой эффект для продвижения туризма хорошо виден на крупных мероприятиях. Мне вспоминается празднование 300-летия Санкт-Петербурга в 2003 году. Сама по себе эта дата не была значимым туристским событием — это был праздник для горожан, но не был туристским. Но даже такое событие дало глобальный стимул к подъему туризма в Северной столице. Уже на следующий год количество гостей в Санкт-Петербурге увеличилось на 25% — такого резкого скачка не было никогда в истории.
— Крупнейшим международным событием в России стала сочинская Олимпиада. Как вы оцениваете значение "хвоста этой кометы" в развитии отечественного туризма?
— Такие спортивные события, как сочинская Олимпиада, способны полностью изменить представления о стране. Организаторы многих Олимпийских игр отмечали, что деньги, вложенные в организацию мировых игр как события, в основном окупаются от развития туризма после завершения мероприятий. Гостей на Олимпийских играх было столько, сколько смогло приехать, но потом Сочи попал в зону внимания средств массовой информации. При правильном подходе событие может работать на образ страны и города неограниченное количество времени.
Помимо спортивных мероприятий, можно вспомнить другие ежегодные события, привлекающие внимание всего мира, такие как карнавалы в Венеции или в Рио-де-Жанейро. Существует целая индустрия событийного туризма, за счет которых целые города живут весь год.
— Каковы категории поклонников событийного туризма? Существуют ли в них возрастные или имущественные цензы?
— Каждое событие способно найти своего зрителя. Фестиваль огурца может собрать поклонников огурцов и любителей народного фольклора, а такой праздник, как "Алые паруса" в Санкт-Петербурге, уже стал визитной карточкой города для молодежи. События бывают разные, но среди них нет худших или лучших. Все они подчиняются одной закономерности — чтобы событие стало туристским, оно должно регулярно повторяться. А чтобы сделать какое-то событие туристическим продуктом, нужно сообщить о нем заранее во всех подробностях.
Опыт показывает, что событие становится туристским лишь на третий год. То есть сначала придумывается какое-то мероприятие или праздник. Через год туда приезжают зрители и участники сравнительно узкого круга, но начинает работать сарафанное радио, пресса, социальные сети. Только на третий год становится понятно, состоялось ли это событие, стало ли оно интересным и популярным. Тут очень важно, чтобы о празднике было известно заранее, а люди поверили бы, что он с ними навсегда.
— В России проводится немало праздников и мероприятий. Стоит поговорить о том, какими критериями руководствуются составители национального календаря.
— У нас проходит много хороших, разных событий, и деловых, и праздничных, которые могут послужить продвижению туризма. Для этого нужно составлять какие-то рейтинги, выдвигать критерии оценок. Важно иметь программу любого праздника заранее, а не придумывать ее в последний день. Очень важно избегать наложения мероприятий, события должны быть согласованы по времени между собой. Поскольку организуют мероприятия разные люди и структуры, то распределить их пропорционально по времени можно при помощи событийного календаря.
Первая задача календаря — дать объективную информацию, которая должна быть систематизирована определенным образом, чтобы она была удобна для работы. В рамках работы над календарем мы разрабатываем некоторые стандарты продвижения события, а, может быть, его организации.
Задача вторая — это мягкое управление пересечением тематик и соответствием дат. Календарь должен быть ежегодным, события не должны пересекаться по тематике или перебивать друг друга по датам, чтобы не составлять конкуренцию друг другу, а, наоборот, дополнять друг друга.
События могут быть масштаба федерального, регионального и локального, но они все должны быть отражены в календаре, так как каждое из них имеет свою аудиторию и направлено на продвижение региона или конкретной местности.
В календаре уже собрано более 200 федеральных событий, но мы сейчас говорим о расширении календаря как минимум до 2 тысяч, чтобы выстраивать разные уровни этих мероприятий. Важно увидеть всю картину в комплексе, чтобы можно было видеть, какие тенденции преобладают в данной области. Это механизм обратной связи, механизм государственно-частного партнерства, который будет реализовываться.
— Поскольку календарь охватывает событийный график в регионах, насколько представители на местах заинтересованы принимать участие в его формировании?
— Основными стратегическими партнерами в этой инициативе выступают регионы, которые в основном представляют местные туристско-информационные центры (ТИЦ). Многие субъекты ведут собственные календари, а мы хотим их все свести в единое окно. Мы никого насильно не тянем — это наша принципиальная позиция. Календарь дает инструмент, а люди на местах получают возможность им воспользоваться.
Регионы проявляют интерес, кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени. Кроме того, нам помогает замечательный партнер — Национальная ассоциация туристско-информационных организация (НАИТО), которая объединяет наиболее активные региональные ТИЦ.
— Каким образом представители туристического бизнеса смогут использовать календарь в продвижении туристического продукта России?
— Одна из наших задач — дать информацию турфирмам, чтобы они заранее знали о событиях и могли формировать пакеты. Другая задача — дать прямую информацию непосредственному потребителю. В результате должен сформироваться простой интерфейс, чтобы любой человек не только имел возможность увидеть, что проходит какой-то фестиваль, но и оценить, какие гостиницы можно забронировать, сколько они будут стоить, какие экскурсионные программы имеет смысл заказать у местных турфирм.
Клиент должен иметь возможность увидеть всю картинку и сам сложить пазл.
Где-то это будут делать турфирмы, но далеко не все события могут быть интересны для пакетного формирования туров. Есть глобальные события, куда можно приобрести тур, а есть и локальные для особых любителей.
Сейчас существует некий разрыв, когда люди хотят посетить то или иное событие, но не знают, что там делать. Предположим, прочли о какой-то исторической реконструкции, но не могут сориентироваться, где жить, как добраться, где поесть, куда ребенка пристроить и так далее. Или другой вариант, когда человек хочет приехать, например, в Ярославль, но чтобы решиться на поездку, ему нужен толчок. Он прочтет, какие интересные мероприятия в этом городе планируются, например на Масленицу, и поедет.
Такой разрыв между потенциальным желанием что-то посетить и реальными действиями очень характерен как для внутреннего, так и для въездного туризма в России. Так называемый отложенный спрос, а событие может стать очень хорошим, прагматичным толчком к действию.
Календарь должен отражать практически непрерывную череду событий, за крупными мероприятиями должны идти мелкие, за деловыми — развлекательные и так далее. Через события можно и нужно решать проблемы сезонности туризма. В любом даже самом туристическом городе существует сезонность, когда есть высокий и низкий сезоны, но именно события ломают сезонность.
— Можно ли использовать подобный национальный календарь для привлечения иностранных туристов в нашу страну?
— Сегодня мы впервые договорились с Всемирной туристской организацией при ООН (UNWTO) о том, что мероприятия из нашего событийного графика войдут в международный календарь. Вместе мы будем отбирать события, которые могут стать интересными для иностранных туристов.
В UNWTO мы много говорили о возможности поддержки проектов развития туризма в России. Наши иностранные коллеги очень заинтересованы в этом и прекрасно осознают, что Россия по потенциальной туристской привлекательности входит в первую десятку стран мира. Международные эксперты понимают, что наша страна использует лишь мизерную долю своих возможностей, что у нас есть мощные брэнды и разнообразные туристические возможности, которые не реализованы.
В 2015 году стартовал проект создания национальных туристских офисов Visit Russia, мы уже открыли представительства в Пекине, Берлине, Хельсинки, Дубае и будем продолжать эту работу дальше. Этим информационным офисам нужна конкретика, нужен посыл — зачем и когда можно поехать в прекрасную страну Россию. Мы будем снабжать представительства той информацией, которая станет привлекательной для каждой конкретной страны. Из офисов нас будут информировать, какая конкретно тематика нужна, а мы будем подбирать им события.
Ознакомиться с календарем можно будет на специальном сайте. Кроме того, на порталах Ростуризма и Минкульта мы планируем разместить специальные ссылки, по которым легко будет выйти на него.
Календарь должен быть доступен любому заинтересованному лицу — это будет открытая система с обратной связью. Причем мы говорим и об определенных рейтингах, об обратной связи с участниками событий, с непосредственными потребителями.
Календарь — это не только пассивный, но и активный инструмент. Его создатели рассчитывают, что в начале 2016 года он начнет работать уже на многоуровневой основе. Хотелось бы, чтобы этот календарь стал верхушкой пирамиды региональных событий и той работы, которую ведут наиболее активные представители местного бизнеса и общественности.