Сопредседатель Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития, бизнес-омбудсмен Борис Титов рассказал в интервью РИА Новости о первых итогах работы комитета, о планах и направлениях работы на следующий год, а также о том, почему китайский бизнес боится идти в Россию и как это исправить.
— Борис Юрьевич, в апреле 2014 года вы стали сопредседателем российской части Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития. Основной задачей комитета стало укрепление взаимопонимания между Россией и Китаем. Каковы результаты работы комитета?
— Наша задача — развитие взаимоотношений между людьми. Если есть межправительственный, межгосударственный уровень отношений, то это отношения так называемой народной дипломатии. Наша главная задача — чтобы люди, чтобы сообщества друг друга лучше понимали, чтобы было больше контактов, чтобы было больше соприкосновений различных, которые бы дали возможность лучше друг друга узнать и наладить отношения между людьми.
Мы в новом составе работаем год, провели совсем недавно первое официальное заседание нашего комитета в Москве, где был руководитель китайской части комитета — господин Дай Бинго, который долгие годы был в руководстве Китая. Он был членом госсовета, министром иностранных дел Китая одно время, потом стал членом политбюро Китая. Мы с ним решали и готовили дальнейший план работы, который должны реализовать, и, в общем, уже достаточно много сделано. Мы провели работу по многим направлениям.
У нас в рамках комитета есть 14 советов. Советы, каждый в своем направлении, начинают работать. Очень активным является совет по СМИ, который возглавляет Дмитрий Киселев. Уже не раз они встречались и обсуждали очень важные вопросы взаимных отношений, тем более что следующий год объявлен российско-китайским годом средств массовой информации. К этому очень серьезно готовимся, и тут главное — не столько организационные вопросы, встречи, круглые столы, телемосты, как мы считаем, но еще и очень важным является обсуждение проблем.
К сожалению, в СМИ очень часто появляется информация, которая не создает хороших отношений. На государственном уровне все хорошо, а среди людей есть еще друг к другу опасения, непонимания, часто друг друга, честно говоря, боимся. Это касается и нашего отношения к китайцам, отдельной части российских людей, и китайцы нас тоже стали меньше значительно понимать, чем раньше. Сегодня и задача СМИ в том числе, и всего комитета, всех направлений его деятельности — это отношение менять, чтобы лучше друг друга узнавать.
— А что еще в планах у комитета?
— Очень важным моментом являются отношения между молодежными организациями. Сейчас они совсместно участвуют в таком конкурсе, который называется Work Skills, это чемпионат рабочих профессий. Сейчас он будет проходить в Казани, а следующий — в Китае. Поэтому мы налаживаем очень серьезные отношения в этом смысле, это очень важное направление. Сейчас проходил музыкальный молодежный фестиваль в Китае, который также поддерживался нашим комитетом.
У нас очень важное направление — это здоровый образ жизни, и мы проводили массовые занятия фитнесом, которые организовывала Ольга Слуцкер с тренерами World Class. Она как раз руководит советом по здоровому образу жизни, и там (в массовых занятиях фитнесом — ред.) уже 5 тысяч студентов китайских принимали участие — в этом марафоне, который длился больше четырех часов. Следующий пройдет в Харбине — уже 10 тысяч студентов, как планируется, будут принимать участие в этом мероприятии. В ответ они присылают сюда специалистов по тай-чи, это уже больше к старшему поколению, но это тоже будут массовые занятия в разных городах Российской Федерации.
— Вернемся к деловым отношениям двух стран. Многие наши предприниматели говорят, что китайцы очень тяжелые переговорщики, которые очень жестко отстаивают свои интересы. Вы согласны с этим? По вашим наблюдениям, удается склонить китайцев к компромиссу или это всегда уступки с одной стороны?
— Любой переговорщик в бизнесе до конца будет отстаивать свою позицию. С учетом как внешнего окружения, внешней ситуации, так и внутреннего, что касается конкретного проекта. Конечно, китайцы непростые переговорщики, но я могу сказать, что мы ведем многие проекты и очень сложный первый период. Сначала как бы легко все, потом сложно, но когда уже все реализуется, с ними легко и в дальнейшем вести дела, уже реализовывать проекты. Они относятся к той культуре предпринимательства, которая должна выполнять свои обязательства. Это потеря лица, если ты не выполняешь свои обязательства. Поэтому в этом смысле восточная культура говорит прежде всего о том, что сложно запрягать, но ехать легко.
— Какие вы бы отметили основные проблемы взаимодействия российского и китайского бизнеса?
— Прежде всего, конечно, что китайцы боятся Россию. Это главная проблема, которая сегодня стоит перед инвестициями Китая в Россию. Они боятся нашего делового климата, они боятся за свою собственность. Они боятся, что их собственность будет не защищена, и уже было несколько прецедентов. Случай произошел, и уже все знают об этом, все боятся. Для китайцев очень важны гарантии безопасности. Чего говорить, к сожалению, к малому бизнесу наши правоохранительные органы относятся иногда агрессивно. Когда мы говорим о китайском бизнесе, то к ним очень часто предвзятое отношение, они все говорят, что полиция во многих региональных городах относится предвзято.
Эта часть, которая касается малого бизнеса, является главным барьером с точки зрения их приезда сюда. С точки зрения наших инвестиций и поставок туда пока у нас, к сожалению, не очень много товаров, которыми мы можем конкурировать.
— Какие направления бизнеса наиболее интересны китайцам в России? И что Россия может предложить со своей стороны, кроме сырья?
— Мы сейчас находим новые зоны — это прежде всего продуты питания. У китайцев проблемы в дальнейшем развитии сельского хозяйства, у них интенсивное сельское хозяйство, основанное на очень серьезном химическом стимулировании роста растений. Поэтому то, что мы сегодня видим, — это северо-восток и северо-запад Китая, которые потребляют все больше экологически чистых продуктов, и мы им можем предложить реальные экологические продукты из России. Это касается и молочных, и мясных, и овощных культур. Мы говорим о том, что им нужны стройматериалы. Мы поставляем туда не просто камень, но уже и продукты глубокой переработки, стройматериалы с большой добавленной стоимостью — это кровельные покрытия и различные другие, которые они покупают, и мы конкурируем на их рынке. В общем, направлений достаточно много — мы сегодня инвестируем в торговые сети в Китае, "Спортмастер" открывает уже не первый магазин, а скоро будет открывать гипермаркеты в Китае. Часть своей продукции сеть там и производит.
— А что делать с опасениями китайцев по отношению в нашей стране?
— Надо деловой климат улучшать в стране, без этого развитие экономики с Китаем или без него невозможно. Во-вторых, надо менять отношение к Китаю и к китайцам. На уровне простых людей. Надо не бояться друг друга, надо доверять друг другу, надо понимать, что китайцы — люди очень открытые, очень искренние и никакой угрозы ни для кого не представляют. Мы, как комитет, ничего кардинально изменить не можем, это должна быть комплексная работа всех у нас в стране и СМИ в том числе.
— Комитет гражданских инициатив Кудрина на днях опубликовал большой обзор по экономике России, где большое внимание уделялось российскому повороту на восток. В докладе говорится о том, что китайские инвесторы так и не стали заменой европейским после введения санкций, поскольку хоть формально Китай не присоединялся к санкциям, фактически он им следует, не желая ссориться с США. Вы согласны с этим? Как вы видите влияние санкций на российско-китайские отношения?
— Я считаю, в этом деле есть несколько аспектов. Во-первых, да, есть определенная часть глобальных американских компаний, которые сегодня финансируются на Западе и реализуют свои проекты там, они проявляют некоторую осторожность. Это абсолютно не касается компаний меньшего уровня — сегодня их абсолютно не волнуют западные санкции, они идут на различные инвестиционные договоры, подписания и реализуют свои проекты. Также это касается государственных компаний — госкомпании абсолютно не зависят от санкций, у них есть полное политическое согласие руководства Китая сотрудничать с Россией. Это касается не только нефтяного сектора, но и компаний, которые поддерживают экспорт, — это, например, страховая компания Синошур, они открыты для России, у них нет никаких ограничений по России, они готовы сотрудничать с нами.
— А как работать с теми, у кого есть ограничения?
— Наши компании должны сами выбирать свою корпоративную стратегию и, если они хотят иметь с ними какие-то контакты, то должны выбирать другие возможности. Никаких официальных юридических преград у китайских компаний нет.