Санкции, наложенные на Россию в свете украинского кризиса, действуют полтора года, в июне Евросоюз решил продлить экономические ограничительные меры в отношении РФ до 31 января 2016 года. В интервью корреспонденту РИА Новости Татьяне Фирсовой председатель Федерального союза представителей среднего бизнеса (BVMW) Марио Охофен рассказал, какие отрасли санкционная политика затрагивает в Германии больше всего, и объяснил, почему считает санкции нецелесообразными.
— Господин Охофен, глава Восточного комитета немецкой экономики Экхард Кордес недавно говорил, что сейчас — через полтора года после начала украинского конфликта и через год после введения в отношении России экономических санкций — последствия произошедшего становятся все более очевидными. По его словам, потери немецкого экспорта в РФ при сохранении текущих санкций к концу 2015 года могут составить до 9 миллиардов евро. Насколько страдает от этих процессов средний немецкий бизнес?
— Немецкий средний бизнес затронут в особенности сильно. Потому что большинство из примерно 6 тысяч немецких компаний, имеющих бизнес в России или сотрудничающих с ней — это предприятия среднего звена. Вообще, ситуация драматична: в 2012 году объемы товарооборота составляли около 80 миллиардов евро, сегодня это всего 65 миллиардов евро. Только в первом квартале 2015 года был спад на 35%. При этом мне кажется примечательным, что уровень экспорта США в Россию остался почти прежним.
— Что говорят на это предприниматели, как оценивают ситуацию? Надо ли, по их мнению, сохранять санкции в отношении России или их следует постепенно снимать?
— Считается, что решить украинский кризис, который стал причиной спирали санкций, можно только путем переговоров. Я добавлю — переговоров с господином Путиным, даже если многим политикам это не нравится. В коалиционном договоре ХДС/ХСС и СДПГ сказано: "Безопасность в Европе и для Европы может быть обеспечена только в сотрудничестве с Россией, не вопреки ей". Так и есть.
— Какова ваша точка зрения на этот счет?
— Конечно, соблюдение прав человека и международных соглашений должно находиться в приоритете. Но я говорил с самого начала — в конечном итоге санкции будут вредить обеим сторонам. А если экономика страдает, то страдают и люди. С этой точки зрения, я считаю санкции нецелесообразными. К тому же санкционная политика ведет Россию к Китаю. Я думаю, что большинство представителей немецкого малого и среднего бизнеса разделяют эту оценку, это все время находит подтверждение в разговорах.
Поворотной точкой является пакет минских договоренностей. Предполагается, что санкции будут ослабляться и сниматься в зависимости от выполнения 13 пунктов пакета. Нам надо вернуться к партнерским отношениям с Россией, это в интересах среднего бизнеса и поможет, прежде всего, людям.
— Какие отрасли немецкого среднего бизнеса страдают от санкций в наибольшей степени? Каких сфер санкционная политика не касается вовсе?
— Больше всего страдает автомобильная промышленность, существенная часть поставщиков которой являются представителями среднего и малого бизнеса, а также станкостроение. Вот пара цифр, чтобы показать масштабы: эксперты в сфере автомобильной индустрии в 2012 году прогнозировали, что российский автомобильный рынок до 2015 года составит более 3 миллионов новых автомобилей. В действительности сейчас мы имеем примерно половину.
В машиностроении, в особенности, задействован средний бизнес из восточной Германии, который сейчас ощущает действие санкций на себе. Это связано с тем, что у восточнонемецких фирм традиционно хорошие партнерские отношения с Россией. В целом же перспективы машиностроения и станкостроения на бизнес по российскому направлению очень мрачные. По опросу профильного Союза немецких машиностроителей и станкостроителей VDMA, более 91% компаний прогнозируют в этом году отрицательное экономическое развитие. Это ясно показывает, что санкции затрагивают сердце немецкой экспортной экономики.