Примерно год после воссоединения с Российской Федерацией Республика Крым жила по законам переходного периода. Новый туристический сезон она, совместно с Севастополем, встретила уже полноценным субъектом большой страны. О том, как меняется ситуация в отрасли, какие остаются проблемы и что делается для их устранения, в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Нехорошкиной рассказал министр курортов и туризма Крыма Сергей Стрельбицкий.
— Как в туристическом плане вы оцениваете прошедший год после воссоединения Крыма с Россией? Что уже удалось сделать за этот период?
— Я считаю, что сравнивать сезоны последних лет невозможно. В 2013 году мы были еще в составе Украины, 2014 год стал для Крыма переходным периодом, а в 2015 году мы уже стали полноценно жить в рамках российского законодательства — и турист разный, и условия разные.
Кроме того, в 2014 году у нас еще существовало железнодорожное сообщение с материком, а сегодня уже его нет. С другой стороны, аэропорт Симферополя теперь принимает в три раза больше рейсов, чем это было в прошлом сезоне, а паромная переправа сейчас обслуживает в два раза больше пассажиров.
То, что в прошлом сезоне были уже заметны определенные успехи в туристической отрасли, это заслуга прежде всего президента, федеральных служб, правительства республики Крым, а уже потом министерства курортов и туризма Крыма. Потому что без такой поддержки, которая сегодня осуществляется в отношении Крыма, мы бы не смогли все реализовать.
Изменения произошли и в законодательном плане, нужно было принимать новые законы, формировать новые модели развития.
— Хотелось бы поговорить о том, какое значение туристическая отрасль имеет для экономики полуострова?
— Очень сложно подсчитать, какой именно доход приносит туризм в Крыму, но по данным нашего экономического отдела, который берет сведения из налоговых служб, за первое полугодие 2015 года туризм уже внес в казну республики порядка 0,5 миллиарда рублей. Это касается НДФЛ, налогов на имущество и так далее.
Недавно глава республики Сергей Аксенов заявил, что нас интересуют прежде всего поступления в бюджет, что судить об итогах курортного сезона будут по тому, сколько республика заработает.
Нам нужно сделать так, чтобы гости чувствовали себя в Крыму комфортно, чтобы они с удовольствием тратили свои деньги. Нельзя ориентироваться на показатели стоимости проживания, потому что весь мир работает на услугах. Чем больше мы предоставим услуг нашим гостям, тем больше заработает Крым.
— Какие конкретно меры, на ваш взгляд, нужно предпринять, чтобы повысить доходы от туризма?
— Прежде всего, нам нужно поднимать уровень сервиса. Второй момент – это привлечение инвестиций и крупных игроков турбизнеса, потому что они приходят вместе со своими технологиями, со своими наработками, которые в дальнейшем дают возможность подтягиваться всей отрасли на полуострове. В этом году на наш рынок вышли крупные российские туроператоры, такие как "Интурист", "Пегас Туристик", "Библио Глобус" и другие. Они несут свои технологии, свой опыт, который приобрели за многие годы, а нам, неискушенным крымчанам, это дает возможность выстраивать перспективную модель своего туристического рынка.
— Как обстоят дела с инвестированием проектов, связанных с туристической отраслью в Крыму?
— Могу точно сказать, что интерес к Крыму большой, крупные российские инвесторы не просто присматриваются, они уже заходят в Крым. Глава республики нам постоянно напоминает, что инвесторам нужно всячески помогать, делать так, чтобы весь процесс подготовки документов, рассмотрения предложений занимал минимальное количество времени. Сегодня все ведомства, включая министерство экономики, выстраивают благоприятную модель для работы с инвесторами.
Помимо российских партнеров, на наш рынок приходят и зарубежные инвесторы. Недавно мы встречались с турецкими и французскими предпринимателями, кроме того, китайцы очень интересуются Крымом, определенный интерес проявляют бизнесмены из Индии.
Пока многие инвесторы большую часть времени тратят на то, чтобы изучить нас, потому что Крым – своеобразная территория. Инвестор сейчас получил очень мощный сигнал со стороны Российской Федерации, президента и правительства РФ и понимает, что если в течение пяти лет в регион будет вложено 680 миллиардов рублей из федерального бюджета, то этот регион выбран приоритетным. Эти деньги пойдут на создание и развитие инфраструктуры, на логистику и другое.
За те годы, пока мы находились в составе Украины, когда в регион фактически ничего не вкладывалось, сформировался своеобразный рынок, который очень сильно отличается от российского рынка. Например, малые гостиницы занимают сегодня по коечности около 70% нашего сегмента – такого нет нигде.
В Крыму люди становились предпринимателями, сами создавали свой бизнес, и не от хорошей жизни. Кстати, большинство таких предпринимателей стали очень успешными и создали объекты, которые представляют своеобразную визитную карточку Крыма.
— В России идет работа по обязательной сертификации мест размещения. В Краснодарском крае этот процесс уже идет полным ходом, поговаривают даже об обязательном присвоении звезд всем отелям. Как крымские предприниматели относятся к подобным требованиям России?
— К сожалению, за годы в составе Украины люди привыкли работать больше в тени, поэтому наша задача – вывести их из этой тени. В данном направлении есть уже серьезные подвижки, так как предприниматели сами понимают, что в Российской Федерации, кроме жесткого контроля, существуют определенные преимущества.
Сегодня отменено решение об обязательной классификации гостиниц до 2018 года. Пока классификация добровольная. При этом совместно с Госсоветом Крыма мы будем разрабатывать систему стимулов для того, чтобы люди, которые представляют малый и средний бизнес, проходили классификацию.
У крупных отельеров вопросов нет, они все пройдут классификацию, а малым отелям мы будем создавать определенные условия. Сегодня ведутся переговоры с различными фондами, которые призваны поддерживать малый и средний бизнес для того, чтобы создавать им дополнительные стимулы.
Так, для компаний, которые будут выходить из тени и классифицироваться, мы будем, например, создавать самое благоприятное информационное поле.
— В 2014 году и сейчас возникало много вопросов по крымским пляжам. Если вся береговая территория Крыма по российским законам теперь принадлежит государству, то кто конкретно будет отвечать за их благоустройство и обслуживание?
— Сегодня 70% пляжей относятся к общедоступным, а 30% функционируют как лечебные и детские. Но мы проводим комплексную проверку для того, чтобы проверить функциональное назначение данных пляжей.
Параллельно мы устанавливаем площади и какой процент составляют доступные пляжи и лечебные. Причем вектор смещается в направление доступных пляжей, потому что их действительно больше.
Другой вопрос состоит в том, что все хотели бы отдыхать на благоустроенных пляжах с повышенным комфортом. Я провел аналитику и выяснил, что примерно половина жалоб на состояние пляжей поступает от туристов, а остальные нарекания исходят от хозяев мини отелей и апартаментов.
Мы не против того, чтобы сделать общедоступные пляжи еще более комфортными, но люди, которые работают в малом секторе, должны понимать, что в бюджете республики эти деньги появляются именно от налоговых поступлений. Если они будут платить налоги, значит, мы будем тратить эти деньги на благоустройство общественных пляжей. Это еще один дополнительный стимул для предпринимателей данной категории.
Сложность еще заключается в том, что ту систему, которая действовала на Украине, мы еще не полностью изменили. В российском законодательстве применяется очень интересный механизм – конкурс по благоустройству, когда предприниматель берет пляж и гарантирует, что он будет убирать его, что там будет вода, раздевалки, медпункт и спасатели. При этом не нужно вносить арендную плату, но необходимо вкладывать деньги в инфраструктуру.
Опыт Краснодарского края нам очень интересен, но в Крыму ситуация другая. Если взять все побережье, то наши пляжные территории отличаются друг от друга. В Евпатории одни пляжи, а в Ялте и Алуште совсем другие, на востоке полуострова – третьи. Глава республики поручил в течение трех месяцев разработать модель, которая будет применяться в 2016 году. Мы должны ее подготовить к октябрю для того, чтобы с 1 января она начала применяться, тогда мы успеем к старту нового высокого сезона подготовить пляжи к эксплуатации.
— Сейчас заметно, что многие гостиничные комплексы стоят в недостроенном виде из-за того, что они начинали строиться по украинским нормам, которые не соответствуют требованиям РФ, и теперь их проекты должны быть изменены и заново согласованы. Что будет с такими объектами?
— Сегодня отрабатываются подобные вопросы не только по незаконченным стройкам, но и по действующим учреждениям, предлагая варианты акционирования, приватизации или передачи в управление. Этот процесс идет постоянно. Совместно с министерствами и ведомствами необходимо по каждому объекту определить приоритеты и вектора развития. При огромном интересе к Крыму ни одного долгостроя на полуострове быть не должно.
К сожалению, мы еще не в полном объеме доносим до предпринимателей нужную информацию по объектам. На министерство курортов и туризма выходят инвесторы со своими предложениями и не знают, что уже есть отработанный алгоритм по работе с инвестпредложениями. На сайте ведомства выставлен список здравниц, которые могут представлять интерес для бизнеса, а они даже не знают об этом. В плане информирования инвесторов, как и в плане рекламирования Крыма, нам еще придется многое сделать.
— Транспортная доступность имеет большое значение для Крыма. В 2015 году была увеличена пропускная способность симферопольского аэропорта и паромной переправы "Кавказ – Керчь". Есть ли на полуострове дополнительные возможности для увеличения турпотока, пока не построен мост и не восстановлено железнодорожное сообщение?
— Недавно комиссия экспертов, которая рассматривает инвестиционные предложения, оценивала проект расширения аэропорта под условным названием "Симферополь-2". Сегодня активно готовится площадка для организации дополнительных терминалов столичной авиагавани, есть уже инвестор, проведена предпроектная подготовка объекта.
В настоящее время через аэропорт проходит примерно 170 рейсов в день. Мы рассчитывали, что в пик сезона будем принимать по 200 рейсов, но уже в июне аэропорту пришлось обслужить такое количество бортов.
Параллельно с увеличением количества самолетов возникает необходимость расширения привокзального комплекса аэропорта.
Кроме того, есть перспективы задействовать возможности аэропорта в Бельбеке, об этом уже заявило правительство Севастополя. Я не знаю, когда точно эта воздушная гавань начнет работать с гражданскими авиаперевозками, но могу сказать, что она серьезно разгрузит аэропорт Симферополя, так как от Севастополя до Ялты примерно такое же расстояние, как и от столицы Крыма.
Рассматривается также проект по Евпатории, где есть свой авиаремонтный завод и взлетно-посадочная полоса. Она небольшая и предназначена для приема средних самолетов, но Boeing там тоже сядет. Для Западного Крыма это объект перспективный.
Не стоит забывать и о морском сообщении. В 2015 году запустили катамараны по маршрутам "Анапа – Феодосия – Ялта". На них единовременно можно перевезти только 170 пассажиров, и когда-то этот вид транспорта пользовался большой популярностью. Я думаю, что это направление нам также необходимо использовать.
Необходимо задействовать и круизные суда, которые могут курсировать между Кавказом и Крымом. До Анапы, Сочи или Геленджика легко добраться по суше и по воздуху. Там туристы будут садиться на соответствующие суда и отправляться в плавание вдоль побережья Краснодарского края и Крыма с заходом в Керчь, Феодосию, Ялту, Алушту, Севастополь, Евпаторию. Возможности принимать круизные суда у Крыма есть, при том, что наши порты сегодня недозагружены.
Уверен, что российские туристы для Крыма являются приоритетными. Не стоит говорить о том, что в Крыму создается международный курорт. Давайте сначала создадим хороший курорт, где будет приятно и комфортно отдыхать российскому гражданину, лучше, чем в Турции, Греции, Египте и так далее.