Костромской сыр с введением продовольственного эмбарго перестал быть исключительно туристическо-гастрономическим брендом региона и сыграл в укреплении экономики области заметную роль. Отреагировали на возросшие потребности российского рынка и костромские предприятия автомобиле- и судостроения. О планах поддержки и развития экономики в условиях кризиса в интервью РИА Новости рассказал и. о. главы Костромской области Сергей Ситников.
— У каждого региона есть свой бренд. В Туле самовары, в Астрахани – вобла. Чем заманиваете гостей в начале этого туристического сезона?
— Несомненно, это сыр. Еще с досоветских времен. Сыроделие начало активно развиваться на территории региона в XIX веке. Территория большая, большое количество рек, озер, заливных лугов, поэтому условия для молочного животноводства всегда были хорошими. При этом у костромской породы крупного рогатого скота молоко нормальной жирности, но с очень высоким содержанием белка. Костромской сыр это главным образом рецептура.
Заводы и сегодня все работают, работают хорошо. Меры поддержки мы продумали. С учетом того, что сырного продукта из-за рубежа сейчас пошло гораздо меньше, у них реальный шанс хорошо поработать и дать большие объемы. С начала года в Костромской области выработано 735 тонн сыра, что на 17% больше, чем за тот же период 2014 года.
Продукцию костромских сыроваров можно встретить на полках магазинов Ярославской, Ивановской, Вологодской, Владимирской, Московской областей и Москвы. В регионе активно развивается проект "Костромская сырная биржа". Аналогичный проект готовится к запуску в Ярославле, рассматриваются варианты размещения "Сырной биржи" в Плесе и Иванове.
— Как экономический кризис и санкции сказалась на развитии региона? Снизились ли объемы производства и число заказов у предприятий судостроения и автомобилестроения?
— Экономика Костромской области не высоко индустриализована, при этом направлений очень много, поэтому у нас все более-менее сбалансировано. В прошлом году, несмотря на кризисные явления, у нас промышленность не упала, а дала рост на 1%. В 2014 году объем валового регионального продукта составил 155,5 миллиарда рублей. Ожидаемый показатель в текущем году – 160 миллиардов рублей.
Серьезные опасения появились в начале этого года, когда мы увидели, что промпроизводство в целом за первые три месяца дало падение более чем на 7%. Но сегодня промышленность работает, набрала темпы. В первом квартале 2015 года сальдированная прибыль организаций составила 4,4 миллиарда рублей. Это в 2,1 раза выше показателя первого квартала прошлого года.
Объемы производства судостроения и автомобилестроения остались примерно на уровне прошлого года. Своевременно было принято решение о переходе на выпуск спецсудов (для нужд МЧС, инженерных войск, пожарной охраны).
— Сократилось ли в регионе число инвесторов в условиях экономического кризиса? Как вообще отреагировали пришедшие в область инвесторы на кризис?
— Я бы не сказал, что число предложений по инвестированию снизилось. Но если в прежние годы решения принимались быстро и стартапы начинались быстро, сейчас все-таки идет длительная раскачка. Когда с инвесторами работаем, главный вопрос у всех пока один – возможность получить кредитный ресурс. Это сегодня реально мешает активному развитию инвестирования.
По инвестициям тем не менее мы идем с ростом на протяжении последних трех лет. В 2014 году объем инвестиций в экономику региона составил 27,5 миллиарда рублей. Прирост – более 5 миллиардов рублей к уровню 2013 года. По динамике инвестиционных вложений область занимает четвертое место в России.
В первом квартале 2015 года объем инвестиций составил 3,7 миллиарда рублей (это на 7,8% больше, чем в первом квартале прошлого года). Из них большая часть (чуть более 2 миллиардов) вложена инвесторами, реализующими проекты, включенные в реестр инвестиционных проектов Костромской области.
— Изменилось приоритетное направление поиска иностранных инвесторов? Развивается ли, в частности, китайское направление или ближневосточное? Можете ли назвать отрасли или даже конкретные проекты, куда планируют инвестировать иностранцы, — это будут новые проекты или они поддержат уже реализовываемые?
— Китайцы сегодня проявляют очень серьезную активность, в первую очередь в вопросах строительства и деревопереработки. В настоящее время ведутся переговоры по возможному участию Шаньдуньской корпорации скоростных дорог в инвестиционном проекте по строительству автопешеходного моста через Волгу на основе государственно-частного партнерства. Кроме этого, подписано соглашение о намерениях в рамках реализации совместного инвестиционного проекта по строительству нового жилого комплекса в Костроме.
Но большая часть инвестиций — это сегодня инвестиции отечественные, в том числе в крупные объекты. В августе мы будем открывать завод по производству труб среднего диаметра. Это мощный завод с серьезным производством, серьезным импортным оборудованием. Проектная мощность составит 350 тысяч тонн в год. В числе потребителей продукции заявлены крупнейшие предприятия газонефтяной отрасли. Такие как "Газпром", "Лукойл", "Роснефть" и другие.
Несмотря на санкции, все обязательства по контрактам, заключенным в досанкционный период, зарубежные производители оборудования выполняют. Например, компания "Технологии рециклинга" строит в Костроме современный мусоросортировочный комплекс. Идут строительно-монтажные работы, и уже осуществлена закупка и доставка оборудования из Германии.
— Костромской завод автокомпонентов стал одним из десяти предприятий РФ, которому Минпромторг одобрил получение льготного кредитования по программе импортозамещения. Во сколько оценивается данный проект, когда получит завод первые кредиты?
— Костромской завод автокомпонентов интересен тем, что выпускает поршневую группу не только для отечественных автомобилей, но еще и для Renault, Nissan, Bentley и других.
В ноябре 2014 года президент Владимир Путин поддержал мое обращение о выделении кредитных ресурсов этому предприятию для расширения производства. Планируется организовать импортозамещающее производство автокомпонентов для обеспечения спроса отечественной двигателестроительной отрасли и иностранных автопроизводителей.
Завод планирует вытеснить всех зарубежных конкурентов и занять весь рынок в этом сегменте. Проект оценивается в 2 миллиарда рублей, новое производство позволит создать 184 рабочих места. Средства будут предоставлены предприятию по льготной процентной ставке – 5% годовых.
— Какие еще предприятия региона работают на импортозамещение?
— В мае разговаривали с Владимиром Владимировичем (Путиным) о состоянии промышленности. Я обращался с просьбой о мерах государственной поддержки предприятию Галичский автокрановый завод, особенно в группе кранов от 50 до 110 тонн, где реально мы своей продукцией уже замещаем европейскую и конкурируем с Китаем. Заключен контракт с министерством обороны на поставку новой техники.
Галичские автокраны хорошо известны потребителям России и ближнего зарубежья из числа строительных организаций и специализированных ведомств. Предприятие занимает второе место в стране и СНГ по выпуску автомобильных кранов, обеспечивая около 20% в общем объеме выпущенных автокранов в России.
Галичский автокрановый завод работает на шасси КАМАЗа, то есть, решая вопрос автокранового завода, мы параллельно решаем вопрос с загрузкой КАМАЗа. Но остались потребности получать импортные компоненты. Это в основном гидравлика. Мы ставили вопрос, и президент страны очень позитивно отреагировал на то, чтобы ввозные пошлины, скажем, по гидравлике, снижать.
Вместе с тем есть предприятие "Автофильтр", которое более 50 лет занимается производством фильтрующих элементов и фильтров для автомобильных двигателей грузовой и сельскохозяйственной техники как для российских, так и зарубежных автомобилей. Предприятие уникально тем, что там абсолютное большинство работников – инвалиды.
В разы выросло производство автофильтров. Прекратила поступать продукция из стран Европы. Специалисты предприятия быстро сориентировались – стали производить то, что сегодня необходимо для эксплуатации автомобилей, поэтому у них все нормально – они растут. Продукция поставляется во все регионы России, а также Казахстан, Узбекистан, Армению, Молдавию, Белоруссию.
Мы сегодня активно занимаемся лоббированием интересов предприятий региона на уровне власти. Ежемесячно лично обращаюсь к коллегам-губернаторам в другие регионы с просьбой обратить внимание на производство кранов, на продукты нашей химической отрасли. Они реально замещают сегодня многие продукты, которые приходили из Европы. Увеличились поставки удобрений, в частности для комплексной технологии выращивания картофеля в Вологодскую, Ярославскую, Ивановскую, Тульскую, Рязанскую области.
Если говорить о продукции судостроения, без заказов они не сидят. В начале мая на судостроительном–судоремонтном заводе спущена на воду новая нефтеналивная баржа. 90% комплектующих произведено на российских предприятиях. Заключены соглашения между Минобороны России и Костромским судомеханическим заводом о производстве спецкатера. В настоящее время прорабатывается вопрос о строительстве новой несамоходной нефтеналивной баржи.
Костромские катера-КС приобретают все большую популярность. Катер из Европы сегодня стоит в два раза дороже, чем костромской. А наш по эксплуатационным характеристикам даже лучше. Наши судостроители, которые выпускают катера-КС, раньше работали со шведскими производителями дизельных двигателей. Сейчас они перешли на ярославские и говорят, что ярославцы выпускают двигатели лучшего качества: гарантийные сроки эксплуатации аналогичны иностранным, шумность меньше.
Что касается импортозамещения продовольственной продукции, то в регионе освоен выпуск мягких сыров по итальянской и французской технологиям, полутвердых сычужных сыров по немецкой рецептуре. С прошлого года налажено производство сыровяленого мяса, напоминающего испанский хамон, и сыровяленых колбас. Прямой альтернативой рыбной продукции из семги стала продукция из осетра и карпа, которая производятся на местных рыбоперерабатывающих предприятиях.
— В 2014 году Костромское авиапредприятие возило пассажиров в Петербург, Анапу и Крым. В этом году — только в Петербург. Как планируете развивать авиаперевозки?
— В конце мая мы встречались с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Александром Нерадько, который одобрил проект по поддержке авиаперевозок из федерального бюджета. В частности, за счет этих средств с 25 июня костромское авиапредприятие открывает пассажирский рейс Кострома-Симферополь. А с 13 июня за счет средств областного бюджета возобновляются рейсы до Анапы.
В прошлом году начали прощупывать и другие направления. Попробовали рейсы в Казань и Екатеринбург – не пошли из-за малой востребованности. Зато сейчас будем решать вопросы о введении дополнительных рейсов до Санкт-Петербурга. Это направление крайне востребованное, особенно в летний период. Тем более во время встречи с Александром Нерадько достигнута договоренность о софинансировании из федерального бюджета на 50%.
Авиапредприятие мы будем развивать. Кстати, мы в ЦФО единственный регион, который имеет своего эксплуатанта. Готовы сегодня пойти на обслуживание и соседних регионов, в которых есть свои аэропорты, но нет своих эксплуатантов. Нам авиация будет необходима всегда. Причина проста – протяженность области 500 километров, от областного центра до края области – 480 километров, при таких расстояниях необходима санавиация. Мы держались до последнего за авиапредприятие ради оказания медицинской помощи.
— В 2013 году костромские власти заявили о проекте создания уникальных тканей из ненаркотической конопли. Как продвигается этот проект?
— Проект продвигается тяжело. Экспериментальные работы проведены, то есть и конопля выращивалась, и волокно из нее выделывалось.
Причем могу сказать, что качественно это гораздо выше льна и длина волокна в значительной степени больше. Особый интерес это может представлять для производства новых материалов, формирования композита. Получили принципиальную поддержку в министерстве промышленности и торговли, но не можем пока найти заинтересантов.
Сложности еще и в том, что у предприятий есть сложившаяся десятилетиями система поставщиков, приспособленные под традиционное сырье технологии. К переходу на новый вид сырья и изменению технологий в кризисное время нужно относиться с осторожностью. Хотя все наработки показывают, что с ненаркотической коноплей можно и нужно работать. В довоенное и послевоенное время лен с коноплей конкурировали на равных. В нынешних экономических условиях просто не хватает смелости у предпринимателей.