Перед созданным 15 лет назад Советом по экономическому развитию Бахрейна стоит много задач, в том числе — привлекать иностранные инвестиции и содействовать развитию экономического сотрудничества королевства с другими странами. Кроме того, Совет принимал непосредственное участие в создании бахрейнского суверенного инвестиционного фонда, который ищет возможности для вложения средств в инвестиционные проекты за пределами королевства.
После первого визита в Россию председателя Совета наследного принца Бахрейна Сальмана бен Хамада Аль Халифы весной прошлого года расширение экономического сотрудничества с Россией, привлечение инвестиций из нашей страны оказались в числе приоритетов бахрейнской экономической политики и деятельности Совета.
Как складываются экономические отношения между Россией и Бахрейном, какие направления сотрудничества с Россией интересуют королевство, пугают ли Бахрейн западные санкции, введенные в отношении России, обо всем этом в интервью корреспонденту РИА Новости в Бахрейне Юлии Троицкой рассказала исполнительный директор Совета по экономическому развитию Бахрейна по бизнес-развитию Вивьен Джамаль.
— В прошлом году Россия и Бахрейн договорились добиваться увеличения взаимных инвестиций, объем которых пока не слишком высок. Какие условия Бахрейн готов предложить российским инвесторам, которые бы отличались от условий в других странах?
— Шесть экономик Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, в который входят Бахрейн, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ и Оман, — один из наиболее важных быстро растущих мировых рынков. Общая стоимость экономик стран Персидского залива составляет около 1,6 миллиарда долларов, и ожидается, что к 2020 году этот показатель достигнет 2 миллиардов долларов. В регионе наблюдается серьезный экономический рост.
Кроме того, все страны Залива стремятся диверсифицировать свои экономические системы и получать основные доходы не от добычи нефти и газа, а от роста инвестиционных активов. Регион Персидского залива играет роль своеобразного моста между Востоком и Западом, и это означает, что он более интегрирован в мировую торговлю и потоки капиталов.
В этой связи для российских инвесторов существует возможность получить доступ на быстрорастущий рынок Персидского залива через Бахрейн. Близость Бахрейна к Саудовской Аравии, самой крупной экономике из стран Персидского залива, благоприятная бизнес-среда позволили ему стать так называемыми воротами в залив. Кроме того, Бахрейн среди стран Персидского залива известен как развитый финансовый центр с 40-летней историей и более 400 финансовыми организациями, зарегистрированными на его территории.
Помимо финансовых услуг, которые дают 17% ВВП Бахрейна, королевство быстро развивается как производственный центр региона за счет прекрасной инфраструктурной сети, низкой стоимости операций по сравнению с другими странами Персидского залива, наличием договоров о свободной торговле с рядом стран. Промышленное производство в настоящее время составляет около 14% ВВП Бахрейна. В королевстве существуют минимальные ограничения на ведение бизнеса. Кроме того, российские инвесторы найдут здесь испытанную нормативно-правовую базу и самые квалифицированные кадры в регионе. Помимо этого, российские инвесторы могут извлечь выгоду из наличия соглашений о свободной торговле между Бахрейном и другими странами Персидского залива, им будет проще через Бахрейн выйти на рынки Ближнего Востока и Северной Африки через Общеарабское соглашение о свободной торговле. Аналогичная договоренность существует у Бахрейна и с США.
— В какой сфере Бахрейн хотел бы сотрудничать с Россией и использовать российский опыт?
— Россия имеет развитую промышленность и является тем местом, где базируются ключевые глобальные игроки ряда производственных секторов, включая судостроение, самолетостроение, машиностроение и производство строительной техники.
В то же время Бахрейн, который развивается как производственный центр Персидского залива, предоставляя компаниям-производителям отличную инфрастуктуру, низкую стоимость издержек и высококвалифицированную рабочую силу, стремится привлечь в королевство промышленные предприятия с высокой добавленной стоимостью, работающие в таких отраслях, как пищевая промышленность, нефте- и газодобыча. Быстрорастущий рынок Персидского залива дает хорошую возможность проявить себя успешным российским предприятиям, работающим на международных рынках.
— Каким был торговый оборот между Россией и Бахрейном в последние годы. Ожидаете ли вы его увеличения?
— Торговый оборот между Россией и Бахрейном, не включая нефтяные сделки, до 2011 года рос очень быстрыми темпами — с шести миллионов долларов в 2008 году до почти 135 миллионов в 2011 году (в 2011 году по Бахрейну прокатилась волна антиправительственных выступлений, в результате чего его сотрудничество с другими странами резко сократилось — ред.).
Мы убеждены, что значительный рост объема торговли в последние годы свидетельствует об укреплении наших торгово-экономических отношений и возросших обязательствах со стороны России и Бахрейна содействовать упрочению этих связей.
Хочу напомнить, что в 2008 году вслед за официальным государственным визитом короля Бахрейна в Россию был создан Российско-бахрейнский деловой совет для поддержки российского промышленного экспорта в Бахрейн и оказания помощи российским компаниям в реализации совместных инвестиционных проектов. Во время этого визита Внешэкономбанк и Бахрейнский банк развития подписали Меморандум о взаимопонимании — первый российско-бахрейнский финансовый документ. В апреле 2014 года наследный принц Бахрейна вместе с бизнес-делегацией королевства также совершил государственный визит в Россию, где встретился с президентом РФ. Развитие двусторонних отношений обсудил король Бахрейна с российским лидером и в октябре 2014 года.
В октябре 2014 года национальный перевозчик Бахрейна — авиакомпания Gulf Air начала полеты в Москву в ответ на растущий спрос на это направление со стороны пассажиров, а также, чтобы сделать доступ в Бахрейн и другие страны Персидского залива более удобным для российских бизнесменов.
Подобные вложения в инфраструктуру и нормы, которые облегчают деятельность инвесторов и бизнесменов, позволят обеспечить существенное увеличение торгового оборота между нашими странами.
— Как западные санкции против России могут повлиять на экономическое сотрудничество между Россией и Бахрейном, особенно, если мы говорим о попытках увеличить объем взаимных инвестиций?
— Я не могу прокомментировать, как санкции способны отразиться на росте инвестиций, но Россия — одна из мировых лидирующих экономик и одновременно важный торговый партнер Бахрейна, и мы будем прилагать взаимные усилия для наращивания сотрудничества.
— Есть ли намерения у компаний из Бахрейна инвестировать в какие-либо проекты в России?
— В апреле 2014 года бахрейнский суверенный инвестиционный фонд "Мумталакат" подписал соглашение с Российским фондом прямых инвестиций и в настоящее время активно изучает инвестиционные возможности в России.
Существуют возможности для бахрейнско-российского сотрудничества в таком секторе, как финасовые услуги. Бахрейн обладает богатым опытом в исламском банкинге, выпуске исламских финансовых бумаг и может помочь России в развитии этой банковской услуги.