Россия и Индия — давние партнеры во многих сферах: от торговли до военно-технического сотрудничества, успешно взаимодействуют в формате БРИКС и РИК. Россия поддерживает намерение Индии присоединиться к ШОС и сотрудничать в рамках ЕАЭС. Как в дальнейшем будет строится взаимодействие наших стран на международной арене и повлияет ли на него активизация США в отношении Индии? На вопросы корреспондента РИА Новости в Нью-Дели Анны Пасютиной ответил чрезвычайный и полномочный посол РФ в Республике Индия Александр Кадакин.
— Александр Михайлович, в июле в Уфе состоится саммит БРИКС. Как идет подготовка к этому форуму, какие вопросы планируется внести в повестку дня?
— Сотрудничество в рамках БРИКС — одно из приоритетных направлений российско-индийского взаимодействия. Оно отвечает коренным интересам двух стран по формированию справедливого и многополярного мира на основе международного права при центральной роли ООН, принципов невмешательства во внутренние дела суверенных государств, неприятия практики двойных стандартов и одностороннего санкционного давления. В рамках "пятерки" мы успешно координируем подходы к глобальным и региональным проблемам, включая борьбу с международным терроризмом, наркотрафиком и киберпреступностью, защиту прав человека, сотрудничество в различных отраслях экономики и социальной жизни.
БРИКС — уникальный механизм, позволяющий объединить усилия крупнейших государств по отстаиванию интересов дальнейшей демократизации сложившейся системы глобального управления. В силу известных препятствий на пути к реформированию ведущих институтов мировой финансово-экономической архитектуры, прежде всего Международного валютного фонда и Всемирного банка, объединение дает возможность более полно раскрыть потенциал наших стран. Решение о создании банка БРИКС и пула условных валютных резервов, принятое на саммите в Форталезе в июле прошлого года, призвано укрепить роль форума как нового формирующегося центра мирового развития. Работа на этом направлении будет продолжена на шестом саммите в Уфе, готовятся Стратегия многостороннего экономического сотрудничества, "дорожная карта" инвестиционного взаимодействия, Энергетическая ассоциация БРИКС и другие проекты.
Уже сейчас можно сказать, что предстоящая встреча БРИКС в России будет во многом посвящена наращиванию нашего практического сотрудничества и дальнейшему укреплению данного формата с учетом потенциала объединения как одного из системообразующих факторов мировой политики. Во исполнение решений лидеров продолжаются консультации по вопросам создания виртуального секретариата "пятерки", институционализации взаимодействия в области культуры. Перспективным видится создание парламентского форума БРИКС.
— В начале февраля в Пекине прошла встреча глав МИД в формате РИК. Какие ее итоги вы бы отметили?
— Формат РИК действует уже 13 лет и, как показала очередная министерская встреча в Пекине, весьма востребован. В принятом итоговом коммюнике, которое стороны впервые в истории решили представить в качестве официального документа ООН, зафиксирована приверженность наращиванию координации усилий практически по всему спектру направлений международного сотрудничества. Отдельно подчеркну договоренность о поддержке принятия Генеральной ассамблеей ООН резолюции о недопустимости вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Министры также выступили против практики насильственной смены режимов и незаконных санкций.
Полностью совпадают наши позиции в оценках ситуации на Украине, а также относительно празднования 70-й годовщины окончания Второй мировой войны и 70-летнего юбилея создания ООН.
Россия и Китай, признавая за Индией роль восходящей глобальной державы, выступили в поддержку ее кандидатуры на статус постоянного члена Совета безопасности ООН и полноправного члена ШОС и АТЭС.
Перспективными направлениями взаимодействия считаем сотрудничество в сфере образования, здравоохранения, сельского хозяйства, чрезвычайного реагирования. Развиваются связи по линии политологических центров и деловых кругов.
— Россия и Индия договорились изучить возможности сотрудничества в рамках ЕАЭС. Есть ли уже какие-то конкретные результаты работы экспертов двух стран?
— Как известно, с 1 января 2015 года в мире появилось новое наднациональное экономическое образование — Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что это объединение выводит интеграционный процесс государств СНГ на качественно новый уровень, имеет мощный политический и социально-экономический потенциал, открывает широкие возможности для более тесной, продуктивной кооперации с нашими зарубежными партнерами, в числе которых Индия занимает одно из ведущих мест.
Не секрет, что Нью-Дели проявляет повышенный интерес к развитию торгово-экономического сотрудничества в этом новом формате. Наши индийские друзья резонно полагают, что упрощение доступа на общий рынок ЕАЭС для индийского экспорта будет способствовать активизации торговых связей и увеличению объемов взаимной торговли. Россия приветствует такой настрой. В 2014 году между ЕАЭС и Индией была сформирована совместная исследовательская группа для изучения целесообразности заключения Соглашения о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве между государствами Таможенного союза и Индией.
Разумеется, о конкретных результатах совместной работы говорить пока рано. Предстоит сложная работа, и многое зависит от того, какие параметры будут заложены в будущее соглашение, исходя из экономических интересов всех участников процесса. В принципиальном плане, однако, главное уже достигнуто — это твердое понимание необходимости и значимости такого сотрудничества.
— В сентябре 2014 года новое индийское правительство объявило о старте кампании Make in India ("Делай в Индии"), которая открыла дополнительные возможности для импортозамещения и иностранных инвестиций. Сказалось ли это на интересе российских инвесторов?
— В целом Россия уже несколько десятков лет действовала именно по такой схеме, и все построенные заводы и объекты как раз находятся на территории Индии. Инициатива премьер-министра Нарендры Моди по запуску общенациональной программы "Делай в Индии", бесспорно, открывает новые возможности для более тесной кооперации российских и индийских компаний. Перспективы участия России в этой программе связываем, прежде всего, с организацией совместных предприятий на территории Индии в тех отраслях, которые традиционно составляют основу двустороннего сотрудничества как в военно-промышленном, так и в гражданском производстве. Сегодня речь идет о продвижении таких проектов, как создание среднего многоцелевого транспортного самолета, истребителя пятого поколения, комплектующих для самолета МС-21. Особые надежды связываем с организацией производства вертолета Ка-226 — современной и многообещающей разработки, которую мы намерены реализовать совместно с нашим индийскими партнерами. Готовы рассматривать и другие предложения наших партнеров, в том числе связанные с реализацией масштабной программы двустороннего взаимодействия в сфере мирной атомной энергетики, использованием в Индии для гражданских целей российской космической системы ГЛОНАСС.
Уверен, что в ближайшее время появятся многие другие проекты в самых разных областях, в частности, по линии заметно крепнущего сотрудничества российских регионов и индийских штатов. Во многом этому будут способствовать достигнутые договоренности по линии финансовых институтов двух стран. Среди них — подписанные меморандумы о взаимопонимании между Российским фондом прямых инвестиций с Государственным банком Индии в 2012 году и индийской инвестиционно-финансовой компанией "АйДиЭфСи" в декабре 2014 года. Достаточно сказать, что каждое из соглашений предусматривает объем финансирования в объеме одного миллиарда долларов США.
— Барак Обама во время своего недавнего визита в Индию выступил с нападками на Россию. На что, по-вашему, он рассчитывал, понимая, что говорит это в дружественной России стране?
— Не буду комментировать ход визита президента США в Индию или его итоги. У нас, в отличие от США, это считается дурным вкусом.
Поведение Обамы на публике получило заслуженную оценку индийцев, как и его менторские высказывания по поводу межрелигиозных отношений в Индии, которая дорожит своими секуляристскими традициями и стремится уберечь их от каких-либо деструктивных посягательств.
А вот по части выпадов в адрес России, допущенных Обамой в ходе пребывания в третьей стране, с незапамятных времен в международной дипломатии существует правило не упоминать другие государства. Что ж, прискорбно, что для США законы международного поведения и общения не писаны и в этом тоже. Им не нравится, что Индия занимает независимую и взвешенную позицию по украинскому сюжету и не будет следовать в фарватере наглого американского гегемонизма.
Руководство МИД Индии откомментировало данные выпады просто и понятно: российско-индийское стратегическое партнерство было и остается неизменным, и об этом известно всему миру. Никому не дано вбить клин в дружбу России и Индии.
— Во время визита Обамы было объявлено о преодолении противоречий по проектам сотрудничества Индии и США в области мирного атома. Можно ли говорить о росте конкуренции в этой сфере между Россией и США?
— По целому ряду важных причин ставить вопрос в таком ракурсе, мягко говоря, преждевременно. Хотя бы потому, что энергопотребности Индии таковы, что здесь хватит работы для всех стран. При этом Россия на сегодняшний день является единственным зарубежным партнером Индии, который реально осуществляет совместные проекты в сфере мирного атома и, что принципиально, не обставляет их различными условиями или требованиями. Наше сотрудничество в этой области исчисляется десятилетиями. Первый блок АЭС "Куданкулам" мощностью в 1000 МВт уже введен в эксплуатацию. Второй заработает в течение этого года. В 2014 году заключено генеральное рамочное соглашение о строительстве третьего и четвертого энергоблоков, в декабре в ходе официального визита в Индию Владимира Путина подписан фундаментальный документ — Стратегическое видение укрепления сотрудничества в мирном использовании атомной энергии, предполагающее возведение на индийской территории еще не менее 12 реакторов по российским проектам.
Сооружаемые на АЭС "Куданкулам" реакторы считаются самыми безопасными и надежными в мире. Стоимость уже вырабатываемой электроэнергии укладывается в приемлемый для индийских потребителей рыночный уровень — порядка 3,5 рупии за киловатт/час.
С другой стороны, индийцы небезосновательно обеспокоены тем, что предполагаемая цена вырабатываемой электроэнергии на потенциальных американских реакторах компаний Westinghouse и General Electric — даже без учета требований по участию в страховом пуле — может составлять не менее 6,5 рупии за киловатт/час, то есть в два раза выше данного показателя на АЭС "Куданкулам". Следует учитывать и тот факт, что Вашингтон планирует поставлять в Индию те реакторы, которые не используются нигде в мире, даже в самих США.
— США и Индия продлили еще на десять лет действие двустороннего соглашения о сотрудничестве в сфере ВТС, достигнуты договоренности по ряду военных контрактов. Могут ли США потеснить Россию на рынке военных технологий в Индии?
— Опять-таки воздержусь от комментариев по поводу сотрудничества Индии с третьими странами. Это было бы некорректно.
До уровня российско-индийского сотрудничества американцам еще очень далеко. Данная сфера взаимодействия, которая характеризуется высшей степенью конфиденциальности и доверия, остается в фокусе нашего стратегического партнерства с Индией. Здесь мы говорим не о планах и пустых обещаниях, а о конкретных вещах, совместных сложных проектах. Это и лучшая в мире сверхзвуковая ракета "БраМос", которая уже принята на вооружение и одновременно адаптируется к применению всеми родами войск. Это и истребитель пятого поколения, и многофункциональный транспортный самолет. Есть целый пакет других наработок и предложений.
Россия удерживает прочные, уникальные позиции в области прямых поставок. Долгосрочная программа военно-технического сотрудничества на 2011-2020 гг. наряду с более чем 20 межправсоглашениями остается "операционным оплотом" для сотрудничества в данной сфере. Объем портфеля контрактов — свыше 35 миллиардов долларов США. Мы с готовностью делимся технологиями и нацелены на совместное производство военной продукции. Индия становится очень мощным фактором глобального порядка, и мы не относимся к этому ревниво, наоборот, всячески помогаем этому процессу. На 80% индийский военно-морской флот укомплектован нашим оборудованием, а ВВС Индии — на 70%. Ни у одной другой страны мира с Индией такого просто нет.