Заседание следующей российско-индонезийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству, как ожидается, пройдет в весной в РФ. Об этом, а также о перспективных проектах по сооружению в Индонезии бокситно-глиноземного комбината и строительству ОАО "РЖД" железной дороги, собкору РИА Новости в Индонезии Михаилу Цыганову рассказал посол РФ в этой стране Михаил Галузин.
— Каковы общие итоги развития наших двусторонних отношений с Индонезией за прошедший год?
— Развитие российско-индонезийских отношений в 2014 году заслуживает, на мой взгляд, самой позитивной оценки: мы смогли существенно расширить наш политический диалог и придать ему большую доверительность, предложили обсуждение крупных перспективных проектов экономического сотрудничества. Самое важное — удалось установить действительно прочные и широкие контакты с администрацией нового президента Индонезии Джоко Видодо, который вступил в должность в октябре прошлого года. В этой связи я бы хотел отметить большое значение первой встречи президента РФ Владимира Путина и Видодо на полях саммита АТЭС в Пекине в ноябре минувшего года, которая прошла в очень конструктивной атмосфере и позволила установить контакт между лидерами. Достигнуты взаимопонимание и четкая договоренность об активизации наших отношений и их широком развитии по всем направлениям, включая в том числе торгово-экономическую кооперацию, взаимодействие в международных делах, научно-техническое сотрудничество в духе обоюдного партнерства и взаимной выгоды.
— В прошлом году Индонезия стала уже десятой по объему ВВП (с учетом покупательной способности) экономикой мира. Как развивается наше экономическое сотрудничество с ней?
— В торгово-экономическом блоке хотел бы выделить проведение в феврале прошлого года в Джакарте после полуторагодичного перерыва очередного заседания Российско-индонезийской совместной комиссии по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству (межправкомиссии, МПК). Очень важно, что в ходе этого заседания были, во-первых, подписаны определенные документы о дальнейшем продвижении нашего сотрудничества (в частности, по линии министерств энергетики). Во-вторых, стороны договорились конкретизировать диалог по перспективным направлениям нашего взаимодействия в области торговли и экономики, создав в рамках МПК целый ряд рабочих групп — по промышленности, торговле и инвестициям, по транспорту, по энергетике и целый ряд других. Конечно же, это придаст нашему диалогу в данной области более предметный и целенаправленный характер, и именно в таком ключе мы готовим очередное заседание МПК, которое, надеемся, пройдет нынешней весной в России.
Важно, что новый российский сопредседатель комиссии — министр промышленности и торговли Денис Мантуров — уже побывал в Индонезии в октябре прошлого года в качестве представителя российского руководства на церемонии инаугурации президента Видодо, был принят им и уже установил контакт со своими индонезийскими партнерами. С индонезийской стороны МПК возглавляет министр-координатор по вопросам экономики Софьян Джалил, и мы надеемся приветствовать его в России.
Нам есть о чем поговорить, поскольку на повестке дня российско-индонезийского делового сотрудничества находится целый ряд важных перспективных и конструктивных проектов: это и вопрос о возведении в провинции Западный Калимантан бокситно-глиноземного комбината ОК "РусАл", и проект строительства ОАО "РЖД" железной дороги специального назначения в индонезийской провинции Восточный Калимантан, и продажа в Индонезию российских грузовых автомобилей "КАМАЗ" и налаживание в перспективе их сборки в этой стране, и проработка дальнейших возможностей поставки сюда российской пассажирской авиатехники, прежде всего — самолетов Sukhoi SuperJet-100 (SSJ-100), а также МС-21.
Важно, что все перечисленные проекты в полной мере вписываются в стратегию руководства Индонезии, направленную на придание нового качества социально-экономическому развитию крупнейшей экономики Юго-Восточной Азии (ЮВА) и одной из наиболее динамично развивающихся экономик мира. Речь идет и о повышении доли обработанного сырья в экспорте Индонезии (этой цели как раз и служит проект "Русал"), и о качественном совершенствовании индонезийской инфраструктуры — прежде всего, транспортной (здесь очень важны проекты РЖД и ГСС).
Очень перспективная сфера — сотрудничество в области морской инфраструктуры и судостроения, которые новое руководство Индонезии считает одной из центральных задач национального развития и даже выдвинуло концепцию превращения своей страны в сильную морскую державу. Россия — крупнейшая морская держава, и потому здесь есть немало возможностей для нашего взаимовыгодного сотрудничества.
— А в области международных отношений?
— Россия и Индонезия намерены и далее взаимодействовать на международной арене в решении актуальных глобальных и региональных проблем. Важно, что наши страны придерживаются сходных взглядов на то, какими должны быть международные отношения в современном мире. И Россия, и Индонезии твердо привержены основным принципам Устава ООН, таким как безусловное уважение суверенитета и территориальной целостности государств, невмешательство во внутренние дела, отказ от применения силы или угрозы силы в международных отношениях, приоритет многосторонних, коллективных подходов к решению актуальных проблем.
Очень важно, что в прошлом году мы возобновили и в этом году продолжили предметный диалог между министерствами иностранных дел наших стран именно по проблематике стратегической стабильности, безопасности, борьбы с международным терроризмом и транснациональной преступностью, прав человека, нашего взаимодействия в ООН и на других ключевых международных площадках, межцивилизационного диалога — словом, повестка дня наших отношений с Индонезией очень широка и мы рассчитываем на их поступательное развитие в наступившем году.
— Чем современная Индонезия интересна для России?
— Россия — одно из крупнейших государств мира, евразийская держава с глобальными интересами. В особой мере это касается и АТР, частью которого мы являемся, как с точки зрения интересов экономического развития страны (в частности, наших дальневосточных регионов), так и в плане обеспечения региональной безопасности на принципах равноправия, неделимости и инклюзивности. А потому исключительно большое значение имеют наши отношения с Индонезией — крупнейшей страной ЮВА, ведущим членом Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), одной из наиболее динамичных мировых экономик, которая придерживается сходных с нами взглядов на то, какими должны быть международные отношения.
Кроме того, нас связывают давние традиции дружбы и сотрудничества, взаимопонимания и взаимной помощи: мы помним, что именно наша страна была в свое время одной из первых, кто почти 70 лет назад поддержал независимость и суверенитет Индонезии. И эти традиции в полной мере проявили себя уже в нынешнем году, когда российская сторона, как только узнала о трагической гибели в Яванском море самолета авиакомпании AirAsia Indonesia, незамедлительно предложила Джакарте содействие в проведении поисково-спасательной операции. Крупная группировка МЧС России в составе двух самолетов, включая гидроплан Бе-200, и более 70 специалистов помогала индонезийским коллегам в течение примерно десяти дней. Это вновь высветило тесный характер нашего взаимодействия и высочайшую готовность наших стран прийти на помощь друг другу.
Наконец, и Россия, и Индонезия принимают самое активное участие в продвижении процессов экономической интеграции на широком пространстве Евразии-АТР. Индонезия является крупнейшим членом АСЕАН — достаточно напомнить, что штаб-квартира Ассоциации располагается в Джакарте. К 31 декабря этого года планируется создать сообщество АСЕАН — прежде всего, в экономической сфере, тогда как Россия вместе с нашими добрыми друзьями и партнерами — Республикой Беларусь, Казахстаном и Арменией запустила перспективнейший проект, создав Евразийский экономический союз. И между этими двумя крупнейшими интеграционными проектами — евразийским и юго-восточноазиатским — конечно же, должно быть взаимодействие. Первые шаги уже делаются — установлены контакты между Евразийской экономической комиссией и АСЕАН.
Поэтому я уверен, что в современном мире Россия и Индонезия очень и очень нужны друг другу как надежные, открытые, конструктивные партнеры и горизонты нашего взаимодействия очень широки.
— Можно ли уже как-то сравнивать подход к России нового руководства Индонезии и прежнего, находившегося у власти в этой стране на протяжении целого десятилетия?
— Я бы не стал проводить здесь каких-то сравнений: с предыдущей администрацией Индонезии во главе с Сусило Бамбангом Юдхойоно мы проделали очень большую работу по всем направлениям, и эти десять лет были очень полезным периодом нашего партнерства. То, что мы делаем сейчас с новой администрацией, основывается именно на этом фундаменте.
Я бы сказал, что новая администрация обеспечила необходимую преемственность на российском направлении индонезийской политики и, по моей оценке, настроена на самое широкое развитие наших отношений. В этом мы видим свидетельство того, что необходимость активизации партнерства с Россией является стратегической линией индонезийского государства и общества, что тезис о необходимости этого разделяется всей политической элитой Индонезии вне зависимости от партийной принадлежности.