Пейзаж "Сумерки над водой" Исаак Левитан написал в 1895 году. После выставки в конце XIX века картина более чем на 100 лет исчезла из поля зрения специалистов и обнаружилась лишь недавно — в Берлине, в частной коллекции. Родственники анонимного коллекционера решили полотно продать и обратились в аукционный дом Auсtionata, он выставит картину на торги вместе с другими работами известных русских художников. Аукцион "Старые мастера и полотна XIX века" (Alte Meister und Gemaelde des 19. Jahrhunderts) состоится 2 декабря. Кроме картины Левитана на торгах будут проданы работы Ивана Айвазовского, Константина Маковского, Николая Богданова-Бельского, Владимира Орловского, Юлия Клевера.
Ведущий российский специалист по творчеству Левитана Любовь Захаренкова, которая проводила экспертизу картины, рассказала корреспонденту РИА Новости в Берлине Татьяне Фирсовой о происхождении и судьбе пейзажа, о тонкостях экспертной оценки, о подделках картин и о Левитане в частных собраниях Москвы.
— Любовь Ивановна, вы приезжали для этого в Берлин?
— Да, я приезжала, чтобы посмотреть картину, чтобы понять, подлинник это или это копия известной картины. И убедилась в том, что это действительно подлинная картина, которая оказалась истинной находкой для любителей искусства, для специалистов. Работа совершенно не была известна, нигде после смерти художника не экспонировалась, ни на каких выставках. Она как бы выпала из поля зрения специалистов.
Когда я увидела фотографию этой картины, уже тогда заподозрила, что это может быть настоящее открытие. Но я должна была убедиться, что это подлинная работа, и поэтому была необходимость посмотреть ее, исследовать и прийти к окончательному выводу.
— Как специалисты определяют подлинность картины, как вы это определяли?
— У каждого художника есть своя индивидуальная манера письма, которая вырабатывается в течение всей жизни. И искусствовед, когда он занимается творчеством того или иного художника, понимает, какие признаки этой манеры должны быть в картине, подлежащей экспертизе. Каждый художник разрабатывает свой круг тем, свои мотивы, находит свою композицию, колористическую разработку. У каждого художника есть своя манера обращения с краской, манера наложения мазка, фактура построения живописи. Искусствовед, когда он смотрит на картину, пытается соотнести ее, во-первых, с подлинными работами, которые есть у него в его "банке данных", с накопленными зрительными образами. Соответственно, он старается сравнивать и найти место той или иной картине среди известных работ художника.
Есть, конечно, свои секреты. О них не принято говорить широко потому, что на это очень падки те, кто занимается подделкой произведений. И лучше вслух какие-то вещи не произносить, чтобы не искушать людей, которые занимаются подделкой вещей, и не сообщать им таких тонких моментов, известных экспертам. Хотя говорят, что те, кто подделывает работы, и есть самые лучшие эксперты.
— Скажите, а часто подделывают работы этого художника? Я знаю, что любят подделывать Айвазовского, например.
— К сожалению, да. Левитана не столько подделывают (хотя и подделок тоже много), сколько приписывают ему работы, близкие по мотиву, по колориту, по времени, которые были написаны разными художниками. Последователями Левитана, его подражателями. Стирают подпись истинного художника и ставят подпись Левитана. Такого рода подделок великое множество. Можно сказать, что на 30 подлежащих экспертизе работ с подписью Левитана приходится одна работа подлинная.
Левитан столь же сложен для экспертизы, как и Айвазовский, потому что, во-первых, действительно, огромное количество подделок. А с другой стороны, Левитан еще и отличается тем, что, будучи художником высокого класса, постоянно эволюционировал и пробовал себя в разных манерах. То у него одна манера, то другая, к концу жизни выработалась совершенно иная.
Как раз эта работа относится к последнему периоду творчества Левитана и сопоставима с работами этого круга второй половины девяностых годов.
— Существует некий выставочный каталог, в котором эта картина упоминалась. Так ли это?
— Эта картина воспроизводилась один раз в 1913 году в одной из первых монографий о творчестве Левитана. Эта монография была написана современником Левитана, художником, историком искусства Сергеем Глаголем, который знал Левитана. Это не первая монография, но одна из первых, она включает список работ художника. В этой монографии картина "Сумерки над водой" воспроизведена в черно-белом варианте. Кроме того, Глаголь сообщил некоторые сведения об этой картине. В каталожной части своей книги он написал, что работа эта была создана в 1895 году и экспонировалась на выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1896 году. Видимо, она не была никем куплена и вернулась в мастерскую Левитана.
Уже в 1899 году он переписал эту картину, и поэтому появилась немного странная датировка — 1895-1899.
— А что значит переписал? Он создал новую картину или, так сказать, отредактировал эту?
— Дело в том, что я нашла каталог этой выставки, на которой она экспонировалась. Хотя там черно-белое воспроизведение, картинка очень небольшая, но мы видим совершенно иную композицию — более простую и менее интересную, чем в картине 1899 года. Поэтому тут нельзя говорить о редактировании. Видимо, то, что было в 1895 году, его не устроило.
Вообще, Левитан был очень придирчив к своим вещам. Иногда он выставлял их на выставках, а потом забирал, и, как пишут его ученики, поворачивал картину лицом к стене и долгие годы к ней не возвращался. Это понятно — когда художник работает над каким-то произведением, он привыкает к нему и перестает его видеть. А когда спустя какое-то время он переворачивал эту картину лицом к себе, он уже видел, что его не устраивало.
По сравнению с вариантом 1895 года, эта работа стала значительно интереснее. Здесь появилось и пространство, и игра солнца и света на небе, и отражение в воде очень интересное, и лодка с человеком, которого мы видим на озере. По сути, это новая картина. Но мы понимаем, что раз Глаголь об этом пишет, то он наверняка начал работать над ней еще в 1895 году.
— Насколько я понимаю, картину обнаружили в частном собрании. Это значит, что все эти годы она висела у него в квартире или в какой-то мастерской. В каком она состоянии?
— Картина находится в хорошем состоянии сохранности, но, конечно, если бы она находилась все эти годы в музее, то ее бы привели в лучшее состояние. Потому что мы видим первоначальный авторский холст, который достаточно тонкий. Тонкослойная живопись, которая может осыпаться. В музее картину бы, конечно, укрепили, чтобы она сохранялась на многие десятилетия. Но все равно можно сказать, что для частной коллекции эта картина находится в очень приличном состоянии сохранности. Даже в хорошем.
Надо сказать, что до того, как она попала в эту частную коллекцию в Германии, она принадлежала после смерти Левитана — а Левитан умер в 1900 году — его брату, Адольфу Левитану. Дело в том, что после смерти Левитана все его художественное наследие перешло к брату. А он уже распределил это наследие между родственниками. У Левитана была еще сестра Тереза, которой также досталось несколько картин. И несколько вещей перешли от Терезы к ее детям, племянникам Левитана, которые жили в Париже. И картины, которые оказались в их руках, впоследствии частично вернулись в Россию, частично ушли в другие музеи. В частности, в музей Израиля.
— Любовь Ивановна, какое значение имеют картины Левитана для русского и мирового искусства?
— Конечно, Левитан — один из любимых художников в России. В 2010 году в Третьяковской галерее и Русском музее прошли персональные выставки Левитана к 150-летию со дня рождения. Они собрали огромные очереди и массу поклонников, было выпущено несколько тиражей каталогов. То есть Левитан пользовался огромной популярностью, и, вообще, его очень любят коллекционеры.
Это, конечно, уникальный художник. Он не просто пейзажист. Это пейзажист, философ, который мог через пейзаж выразить состояние человеческой души. Его картины — это не просто картины природы. Это философские размышления над смыслом жизни, бытия, над вечностью. И поэтому они, конечно, затрагивают глубинные струны людей, которые могут понимать, считывать через пейзаж душу самого художника.
Наверное, в мире Левитана мало знают, как вообще русскую живопись. Вот, например, в 2006 году в Берлине была выставка Репина. Репин, которого мы так высоко ценим, который считается одним из первых художников в России, был подлинным открытием для немцев. Левитана немцы для себя открыли в конце 19 века. Он экспонировался на выставках Мюнхенского Сецессиона. Это художественное общество, которое организовывало международные выставки, туда приглашались русские художники. И вот Дягилев привлек Левитана, Серова, Коровина, Нестерова — новое поколение русских художников — к участию в этой выставке Сецессиона. И Левитан несколько раз в последние годы жизни отправлял свои картины на эти выставки.
Надо сказать, что немецкая публика очень высоко оценивала Левитана. И среди мною названных художников его выделяли.
Из мировых собраний Левитан есть только в России во многих музеях. Конечно, самая большая коллекция — в Третьяковской галерее и в Русском музее в Петербурге. Не так давно удалось увидеть несколько работ Левитана в музее Израиля в Иерусалиме и две-три работы в Телль-Авиве, тоже в музейном собрании. Также несколько работ Левитана есть в частных коллекциях в Израиле.
А больше его, пожалуй, нигде и нет. В Праге есть маленький этюд. Самые лучшие вещи, конечно, купил Павел Михайлович Третьяков для своего собрания еще при жизни Левитана. Он отобрал сливки, шедевры того, что создавалось Левитаном. А Русский музей свою коллекцию сформировал в основном после смерти художника, после его посмертной выставки, которая была устроена в Петербурге, а затем в Москве.
— Эта находка стала большим событием для наших музеев. Не знаете ли вы о планах какого-либо из наших музеев купить эту картину?
— Вы знаете, музеи сейчас сами картины не покупают. Дело в том, что сейчас принята такая практика: находятся спонсоры, которые покупают работы и затем передают их музею. Или покупают их специально для музея. Хотя это сейчас редкость, в основном картину могут купить какие-то крупные корпорации и тоже подарить музею.
Надо сказать, что, к сожалению, многие люди, которые могут позволить себе купить работы Левитана, предпочитают оставлять их у себя. Сейчас в частных коллекциях Москвы, например, есть Левитан. Есть хорошие работы, если не шедевры, то очень высокого художественного уровня. Большие законченные работы, не только маленькие этюды.