Российские прокуроры после череды крупных аварий на дорогах страны, инцидентов с камерами и эвакуацией транспорта выявили серьезные нарушения в сфере безопасности дорожного движения.
О состоянии российских дорог и масштабной проверке Госавтоинспекции в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Екатерине Набиркиной накануне Всемирного дня памяти жертв ДТП рассказал заместитель начальника управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Генеральной прокуратуры РФ Александр Русецкий.
— Весной в Краснодарском крае разгорелся скандал с так называемыми "письмами счастья", которые местные водители получили за якобы совершенные нарушения ПДД. К какому выводу после этого случая пришла прокуратура?
Ситуация в Краснодарском крае действительно вызвала значительный общественный резонанс. В ходе проверки установлено, что ГУ МВД России по Краснодарскому краю использовало программное обеспечение, не отвечающее требованиям защищенности от неправомерного доступа. Были обнаружены признаки сокрытия информации о возможных проведенных манипуляциях с программным обеспечением, установленным на серверном оборудовании регионального управления ГИБДД.
— Какие меры последовали за всем этим?
— Прокуратура внесла представление начальнику местного главка МВД, по результатам которого должностные лица Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России по краю привлечены к дисциплинарной ответственности.
По постановлению прокуратуры следователи СК РФ возбудили уголовное дело по статье "халатность".
Также из-за ненадлежащего осуществления со стороны МВД России функций по нормативно-правовому регулированию в названной сфере, отсутствием должного ведомственного контроля за работой территориальных органов Госавтоинспекции Генпрокуратурой России внесено представление в министерство внутренних дел РФ.
— Как известно, в этом вопросе отличился не только Краснодарский край…
— Аналогичные случаи встретились в Воронежской и Тамбовской областях. Кроме того, в Воронежской области были вскрыты факты незаконного наделения работников коммерческой организации полномочиями по оценке качества полученных фотоматериалов, списанию их в брак и формированию постановлений о привлечении к административной ответственности. Сотрудники Госавтоинспекции не контролировали эти фотоматериалы. В результате ряд нарушителей был освобожден от наказания.
— Есть ли необходимость в аналогичных проверках во всей стране?
— Результаты надзорной деятельности в Краснодарском крае послужили основанием для проведения во втором полугодии 2014 года масштабной проверки исполнения законодательства органами ГАИ, уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов страны при осуществлении контрольно-надзорных полномочий в сфере дорожного движения. Были выявлены многочисленные нарушения закона. В некоторых регионах долгое время дорогостоящие комплексы видеофиксации, купленные за счет бюджета, просто не использовались.
В Архангельской области комплексы "Стрелка-СТ" не использовались более двух лет. Прокуратура была вынуждена обратиться в суд с требованием об обязании начать их эксплуатацию. В Красноярском крае за полтора года комплексы видеофиксации работали только один месяц из-за недостаточного финансирования работ по их эксплуатации. Более того, соответствующие расходы не предусмотрены и на 2015 год. В некоторых субъектах ненадлежащая эксплуатация средств автоматической фиксации связана с необеспечением их метрологической поверки либо вовсе их несоответствием действующим нормативным требованиям.
— С чем могут быть связаны проблемы с функционированием этих комплексов?
— Отсутствие единой политики и нормативно-правовой базы, необходимой для работы центров фиксации привело к тому, что их работа в различных субъектах страны строится по-разному и не всегда при этом выполняются требования федерального законодательства. В частности, многочисленные нарушения законодательства выявлены прокурорами в сфере защиты информации и обработки персональных данных владельцев транспортных средств. Проблемы и в неурегулированном процессе обработки полученной информации и подготовки постановлений в электронной форме. Этот процесс влечет фактическую бесконтрольность так называемой "отбраковки" материалов видеофиксации.
Например, в Бурятии в связи с отсутствием в базе данных необходимых сведений о транспортных средствах некоторые водители избегали ответственности за правонарушения, совершенные ими десятки раз.
Не во всех территориальных органах Госавтоинспекции надлежащим образом организовано рассмотрение жалоб автомобилистов на необоснованное привлечение к административной ответственности в автоматическом режиме: сроки рассмотрения жалоб зачастую нарушаются, допускаются факты необоснованных отказов в их удовлетворении, равно как и неправомерной отмены постановлений.
Некоторыми прокурорами вскрыты факты ухода от ответственности нарушителей после рассмотрения жалоб на постановления в случае, когда за рулем находился не собственник автомобиля, а другой человек.
— На днях МВД России заявляло о нескольких десятках нарушений, выявленных в этом году с помощью систем автофиксации. Как вы можете это прокомментировать?
— Зачастую применение средств автоматической фиксации нацелено не на предупреждение и пресечение нарушений ПДД, а на пополнение региональных бюджетов. Об этом свидетельствуют вскрытые прокурорами факты установки технических средств без учета состояния аварийности, несоответствия параметров работы комплексов установленному скоростному режиму на конкретных участках дорог, отсутствия знаков, предупреждающих водителей об использовании средств видеофиксации.
Кроме того, до сих пор допускаются нарушения законодательства, связанные с ненадлежащим оформлением протоколов и постановлений, неправильной квалификацией действий нарушителей, неправомерным назначением наказания, нарушением процессуальных сроков.
— Какие еще имеются проблемы в области обеспечения безопасности дорожного движения?
— Во-первых, мы уже несколько лет совместно с Госавтоинспекцией проводим сверки данных о водителях с медицинскими учреждениями. В ходе проверок нами выявляются многочисленные случаи наличия водительских удостоверений у лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами.
Только за последние три года по искам прокуроров судами лишены водительских удостоверений почти 50 тысяч таких граждан. Нередко подобные лица управляют источником повышенной опасности на профессиональной основе. К примеру, работают водителями рейсовых автобусов.
В системе здравоохранения не обеспечено взаимное информирование медицинских организаций о выявлении лиц, которые по состоянию здоровья не могут управлять транспортными средствами. Ведение единого учета таких лиц, предоставление органам Госавтоинспекции сведений о них, относящихся к врачебной тайне, не урегулированы.
В результате взаимодействие подразделений Госавтоинспекции и медицинских организаций в субъектах Российской Федерации осуществляется через органы прокуратуры. Мы организуем проведение сверок с целью выявления лиц, имеющих противопоказания и ограничения к водительской деятельности.
По инициативе Генеральной прокуратуры РФ в настоящее время Минздравом России ведется работа по созданию в системе здравоохранения единого регистра таких лиц с обеспечением возможности его сопоставления с базой данных органов полиции о лицах, имеющих водительские удостоверения.
Другой актуальной проблемой является ненадлежащее функционирование Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах. От банков не всегда поступает информация об уплаченных штрафах. В результате зачастую судебным приставам для принудительного исполнения направляются постановления о привлечении к административной ответственности граждан, добровольно уплативших штрафы в срок.
— Безопасность на дорогах зависит не только от сотрудников полиции. Какие нарушения допустили власти?
— В некоторых субъектах России не осуществляется финансирование программных мероприятий повышения безопасности дорожного движения. К примеру, в 2013-2014 не финансировались и не реализовывались специальные региональные программы обеспечения безопасности дорожного движения в Санкт-Петербурге.
До настоящего времени не все субъекты страны урегулировали порядок осуществления регионального госнадзора за обеспечением сохранности дорог регионального и межмуниципального значения. Зачастую органы местного самоуправления финансируют обеспечение безопасного дорожного движения по остаточному принципу. В итоге это негативно сказывается на состоянии аварийности в регионе.
— Каковы наиболее распространенные нарушения на российских дорогах?
— Ненадлежащее содержание проезжих частей автомобильных дорог в населенных пунктах, отсутствие тротуаров, дорожной разметки, пешеходных переходов. Региональными властями не налажена работа по организации дорожного движения, разработке схем его организации, использованию технических средств регулирования дорожного движения.
Мы требуем в судебном порядке от органов местного самоуправления и дорожных организаций привести участки дорог в соответствие с нормами, установить дорожные знаки, остановки, организовать уличное освещение, но в связи с недостаточностью бюджетных средств в ряде случаев решения судов не исполняются длительное время.
Есть серьезные нарекания и к реализации полномочий по созданию и обеспечению функционирования парковок и специализированных стоянок. Нехватка в некоторых субъектах страны специализированных стоянок для хранения задержанных автомобилей затрудняет работу органов Госавтоинспекции и влечет нарушения прав граждан.
Прокурорскими проверками вскрыты факты хранения транспортных средств организациями без соответствующих договоров, завышения стоимости эвакуации, ненадлежащего оформления и выдачи задержанных автомобилей без составления предусмотренных законодательством документов.
На многих стоянках отсутствуют помещения для ожидания водителями оформления административных материалов и выдачи задержанных транспортных средств. Люди вынуждены проводить по несколько часов на улице, в том числе в ночное время и в неблагоприятных погодных условиях.
— Каков общий итог всех проведенных проверок?
— По результатам проведенных в 2013 году и истекшем периоде 2014 года проверок в деятельности уполномоченных органов в области обеспечения безопасности дорожного движения и органов госвласти субъектов РФ выявлено более 100 тысяч нарушений законодательства, возбуждено примерно 4 тысячи дел об административных правонарушениях, в суды предъявлено более 29 тысяч исков, возбуждено 199 уголовных дел.
В целях устранения допущенных нарушений закона прокурорами субъектов Российской Федерации внесены представления руководителям территориальных органов Госавтоинспекции и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Генеральной прокуратурой Российской Федерации внесено представление министру внутренних дел Российской Федерации.