Рейтинг@Mail.ru
Игорь Зубов: мы должны максимально приблизить полицию к населению - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Игорь Зубов: мы должны максимально приблизить полицию к населению

© Фото : предоставлено пресс-центром МВД РФСтатс-секретарь – заместитель министра внутренних дел РФ Игорь Зубов
Статс-секретарь – заместитель министра внутренних дел РФ Игорь Зубов
Читать ria.ru в
Дзен
Основной этап реформы министерства внутренних дел завершился в 2011 году. Что удалось сделать и чего достичь за три года после реформы ведомства, рассказал в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Ирине Вельматовой статс-секретарь — заместитель министра внутренних дел Игорь Зубов.

Основной этап реформы министерства внутренних дел завершился в 2011 году. За это время в МВД сменились название и форма, реорганизовано организационно-структурное построение, прошла аттестация сотрудников, наладились тесные отношения с институтами гражданского общества, произошла научно-техническая революция с опорой на внедрение отечественных разработок. Что удалось сделать и чего достичь за три года после реформы ведомства, рассказал в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Ирине Вельматовой статс-секретарь — заместитель министра внутренних дел Игорь Зубов.

— Игорь Николаевич, в 2011 году завершилась масштабная реформа органов внутренних дел страны. Какие результаты получены на сегодня?

— Министерство внутренних дел — это самая многочисленное и многофункциональное ведомство в системе правоохранительных органов России, работа которого ежедневно затрагивает интересы миллионов наших граждан. Соответственно, и это нормально, население с особым вниманием относится к нашему ведомству, обоснованно предъявляя высокие требования к сотрудникам органов внутренних дел. Именно эти обстоятельства актуализировали реформу системы МВД России и до настоящего времени будируют общественный интерес к ее ходу и результатам.

Что касается сущности произошедших преобразований, то можно с уверенностью констатировать, что реформа в контексте ее основного замысла — создать в России высокопрофессиональную полицию, пользующуюся доверием населения, — состоялась. Качественно изменилась правовая база работы органов внутренних дел. Укрепилась их материально-техническое обеспечение. Личный состав полностью прошел строгую и взыскательную переаттестацию. Существенно выросло денежное довольствие сотрудников, изменился даже их внешний вид. Но самое главное — реформу позитивно восприняла сама система, которая достаточно быстро адаптировалась к новым условиям функционирования и обеспечила достижение позитивных результатов: уровень преступности в стране снижается, общественная безопасность в целом обеспечивается, доверие населения к полиции возрастает.

Приведу только один пример. До реформы при опросах населения граждане в числе своих жизненных приоритетов ставили на второе место вопрос защищенности от преступных посягательств, а сегодня — это уже седьмое место.

Важно, что по ходу реформирования удалось обеспечить преемственность и сохранить профессиональное кадровое ядро сотрудников.

Конечно же, в системе МВД в ее нынешнем виде есть и немало проблем, причем как застарелых, так и относительно новых, связанных с изменениями в правовом поле, необходимостью уточнения и конкретизации принятых по ходу реформирования решений, организацией реагирования на изменяющуюся внешнюю среду и дополнительные требования к полиции со стороны гражданского общества. В этом смысле процесс нашего развития продолжается, но уже в тех рамках и векторах, которые были обозначены основополагающими документами реформы и в ее дорожной карте.

Мы благодарны депутатам Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации, членам Совета Федерации, сотрудникам аппарата правительства и администрации президента Российской Федерации, а также иных государственных органов, представителям общественности за помощь и поддержку, принципиальность в подходах к вопросам совершенствования организации работы полиции. Для нас это важно, и нам это нужно.

По инициативе группы депутатов Государственной думы во главе с председателем комитета по безопасности Ириной Яровой разработан проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О полиции", в котором с учетом более чем трехлетнего опыта работы вновь созданной в России полиции, на основе передового отечественного и зарубежного опыта, мнений экспертов из самых различных слоев российского общества вносятся конкретные нормы, принятие которых будет способствовать повышению эффективности борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Например, такие как уточнение правил и процедур проведения отдельных оперативных и следственных действий, порядка применения оружия, проникновения сотрудников полиции в транспортные средства для спасения граждан, жизни и здоровью которых угрожает опасность, исполнения полицией обязанностей по обеспечению безопасности на объектах транспорта и многие другие.

Есть и другие принципиально важные для системы МВД России проекты документов, находящиеся на стадии подготовки и принятия. Как показывает практика государственного строительства, реформирование сложных социальных систем всегда требует времени и внесения корректировок. МВД здесь не исключение.

— Переименование "милиции" в "полицию" до сих пор вызывает споры в обществе. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Данное переименование, конечно же, не являлось главной целью реформы, хотя в смысловом содержании термин "полиции" более точно отражает сущность государственной службы в органах внутренних дел. Милиция — это вооруженный народ, который привлекается к выполнению функций территориальной обороны (именно обороны) в особых ситуациях, когда традиционных государственных форм реагирования на них недостаточно. Полиция — государственный институт, специально созданный для решения задач охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Соответственно, полицейский — это государственный служащий, исполняющий особые обязанности, связанные с защитой государства и граждан от противоправных посягательств и наделенный для этого соответствующими властными полномочиями.

Этот подход применяется во всем мире, и мы просто перестали быть исключением из правил. Переименовывая милицию в полицию, государство, как представляется, тем самым особо подчеркивает важность и необратимость проводимых преобразований в системе МВД. Обществу был дан посыл: "все плохое мы оставляем там, в прошлом, а вы приобретаете качественно нового социального партнера, призванного защищать ваши интересы — профессиональную полицию".

— В результате реформы общество стало лучше относиться к сотрудникам органов внутренних дел?

— Да, несомненно! У населения снизился уровень криминологической тревоги и дискомфорта при общении с сотрудниками органов внутренних дел, граждане стали чаще обращаться за помощью в подразделения полиции, оказывать содействие полицейским в различных ситуациях.

Это подтверждают опросы самых различных социологических служб. Так, например, если по данным опросов "Левада-центра" и фонда "Общественное мнение" в 2010 году, когда началась реформа МВД, на вопрос "Довольны ли вы работой полиции вашего района/города?" ответили "да" лишь 4,4% опрошенных, а недовольство высказывали 18,9% респондентов, в 2014 году однозначно довольны работой полицейских 6,2%, недовольны — 9,4%. Уважение к полицейским в 2014 году высказали 24% опрошенных против 15,4% в 2010 году.

По данным последних опросов ВЦИОМ, 56% россиян в целом доверяют полиции, хотя все еще и предъявляют к ней серьезные претензии. Хороший показатель, если учесть весь груз возрастающих социальных, экономических и иных проблем, с которыми сталкивается наше общество и на проявления которых нередко обязана реагировать именно полиция, в том числе применяя меры принуждения и иные действия, не всегда находящие одобрения у отдельных слоев населения.

Подобную реакцию, в частности, нередко вызывают действия полиции по противодействию нарастающим наркоугрозе, алкоголизации страны, безнадзорности детей, росту травматизма на дорогах, семейно-бытовым конфликтам и многим другим. Некоторые (и их достаточно много) считают своим правом употреблять наркотики, управлять транспортными средствами в нетрезвом виде, не заботиться о детях, дебоширить в семье и общественных местах. Полицию такие наши сограждане и гости страны, разумеется, на дух не переносят. И они ой как влияют на общественные настроения.

И все же когда случается беда, люди чаще всего обращаются в полицию, причем не только в случаях противоправных посягательств на их интересы. Так, во время схода селевого потока в бурятском селе Аршан в июле 2014 года первую помощь гражданам оказали именно полицейские.

Общественное мнение для нас сегодня реально является одним из основных критериев оценки работы подчиненных подразделений. Это обстоятельство закреплено нормативно и неуклонно проводится в жизнь. Причем мы постоянно ищем новые формы замеров общественного мнения, расширяем связи с институтами гражданского общества, используя для этого современные технологии, в том числе интернет.

Задача сегодняшнего дня — углубить диалог и сотрудничество с населением на всех уровнях системы МВД, внедрять формы и методы прямых контактов, совершенствовать качество предоставляемых услуг и реагирования на запросы, повышать открытость и привлекательность полиции в целях создания профессионально ориентированного кадрового резерва и привлечения граждан к сотрудничеству.

—  Говоря о реформе, вы постоянно обращаетесь к вопросу работы с кадрами. В чем ее важность?

— Это главный вектор реформы. Все остальные вопросы преследуют цель создания необходимых условий, правил и ограничений для работы полицейских.

Можно принять прекрасные научно обоснованные законы, насытить органы внутренних дел современной техникой, сменить вывески, отобрать по самым современным правилам кандидатов на службу и одеть сотрудников в новую внешне привлекательную, удобную форму и не получить при этом зримого результата потому, что просто не будет исполнителей, способных выполнить задуманное!

Для формирования новых, отвечающих требованиям времени полицейских кадров нужно время, даже с учетом влияния принципа преемственности и наличия кадрового резерва из состава реформированной милиции. Слишком большой груз негатива накопился на начало реформы — коррупционная пораженность части личного состава, профессиональная деформация в силу ненормированного рабочего дня и привлечения к службе в особых условиях, слабая мотивация в ситуации с реальной конкуренцией на рынке труда, способном предложить потенциальным кандидатам на службу более выгодные условия, и многое другое.

Реформа качественно повлияла на кадровую ситуацию. В ходе аттестации были отсеяны профессионально непригодные или находившиеся в высокой группе риска сотрудники. Возросла мотивация к службе, и не в последнюю очередь вследствие качественного повышения денежного довольствия.

Сформированы и пополняются федеральный и ведомственный кадровые резервы, обеспечивающие как рекрутирование в полицию, так и замещение вакантных должностей в процессе перемещения сотрудников по служебной лестнице. Создана достаточно действенная система внутреннего и внешнего контроля, позволяющая упреждать и своевременно реагировать на отклонения в поведении полицейских. Ведомственные образовательные учреждения адаптируются к задачам практической подготовки по всем полицейским специальностям.

Замечу, что наша система подготовки полицейских весьма популярна за рубежом. В образовательных учреждения системы МВД России ежегодно проходят обучение и переподготовку полицейские многих стран мира, включая государства СНГ, Анголу, Аргентину, Афганистан, Боливию, Бурунди, Вьетнам, Замбию, Кению, Мали, Монголию, Никарагуа, Палестину, Чили, Эквадор, Ямайку и другие.

Много внимания уделяется социальной защите сотрудников и членов их семей, заботе о пенсионерах МВД. В этом плане мы постоянно совершенствуем правовую базу этой работы — например, с 1 января 2015 года вступит в силу подписанный президентом России Владимиром Путиным федеральный закон, четко регламентирующий механизмы выплаты ежемесячных денежных компенсаций членам семей погибших или умерших вследствие травмы сотрудников органов внутренних дел, который позволит снять имевшиеся в этой области проблемные вопросы и оградит вдов и иждивенцев наших погибших коллег от необходимости обращения в суды за этой выплатой либо за пересмотром ее размера.

Усилены роль и значение общественных советов при министерстве и территориальных органах, нашей ветеранской организации. Представители и советов и ветеранов участвуют в принятии многих решений в системе МВД России, присутствуют при приеме граждан должностными лицами в приемной министерства, входят в состав аттестационных комиссий, участвуют в работе коллегий.

—  Удалось победить коррупцию?

— Победить — нет! Надо быть реалистами — вряд ли это масштабное социальное зло полностью исчезнет из нашей жизни. Во всяком случае, это пока не удалось сделать ни в одном государстве мира. Готов обосновать это утверждение на конкретных цифрах и примерах.

Существенно ограничить коррупцию, сделать борьбу с ней максимально эффективной — это реально. И мы (МВД) существенно продвинулись в этом плане.

К сожалению, значительная часть населения все еще считает полицию одним из самых коррумпированных государственных органов в стране. Не могу с этим однозначно согласиться.

Согласно основополагающим постулатам науки полицеистики, полиция — одна из систем массового обслуживания населения. Контакты полицейского и гражданина не всегда объективно позитивны по форме и последствиям для конкретного человека. По закону больших чисел негативные моменты в работе полиции, те же факты взяточничества, особо болезненно воспринимаются людьми, психологически склонными к обобщениям и переносу частного на всю совокупность. В результате многочисленные примеры мужества и героизма наших сотрудников, их тяжелая повседневная, но очень важная работа многими как бы не замечается. Происходит своего рода подмен социальных ориентиров. Эффект ложки дегтя в бочке меда.

Между тем в борьбе с коррупцией мы не только нарастили усилия по выявлению и пресечение фактов коррупционного поведения, но и активно создаем условия, при которых коррупционные проявления просто становятся невозможными. Прежде всего это касается сферы оказания органами внутренних дел государственных услуг по выдаче государственных регистрационных номеров на автотранспорт, лицензий на оружие, различного рода справок. Так, например, справки об отсутствии судимости теперь будут выдаваться через многофункциональные центры субъектов Российской Федерации в режиме "одного окна".

Международные эксперты признают, что принимаемые в России меры по противодействию коррупции, в том числе в правоохранительной сфере, в целом адекватны сложившейся ситуации, положительно оценивается проделанная в этом направлении, особенно в части последовательной выработки и принятия концептуальных меры по профилактике и пресечению коррупции.

— Многих интересует работа подразделений полиции в Крыму и Севастополе. Как там обстоят дела?

— Крым и Севастополь являются субъектами Российской Федерации со всеми вытекающими атрибутами, правами и обязанностями. Формирование органов внутренних дел в этих субъектах завершено. Российская Федерация предоставила для этого все необходимое. При формировании штатов основная ставка сделана на местные кадры. Все сотрудники прошли необходимое переобучение. В регион для этого были откомандированы лучшие специалисты. Служба идет в плановом режиме. Замечаний нет.

— А как обстоит дело с научно-техническим перевооружением? Это ведь тоже один из элементов реформы системы МВД? Можем ли мы в этом плане конкурировать с нашими зарубежными партнерами?

— Думаю, да! И это не только мое мнение. В техническом перевооружении системы МВД основной упор делается на передовые разработки отечественного производства, которых у нас в стране немало. Причем количество предложений о приобретении самых различных технических устройств постоянно возрастает. Как говорится, не оскудела талантами земля русская! В соответствие с распоряжением правительства, за прошедшие года принято на снабжение и вооружение органов внутренних дел более 200 образцов специальных технических средств — от специально разработанных для полиции бронеавтомобилей и бронежилетов до новейших средств связи и информационных технологий.

Интенсивно перевооружаются подразделения, обеспечивающие безопасность дорожного движения. Совместно с органами исполнительной власти субъектов России повсеместно внедряются комплексы автоматической фиксации правонарушений, с помощью которых только за девять месяцев этого года с использованием таких комплексов выявлено около 32,4 миллионов нарушений ПДД, что составило 63% от общего количества таких нарушений.

В рамках государственного оборонного заказа и комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте для подразделений транспортной полиции приобретено более 17 тысяч единиц специальной техники. Существенно модернизирована экспертно-криминалистическая служба.

Мы закупаем за рубежом для нужд полиции незначительные партии сложного оборудования иностранного производства, аналоги которого не производятся в России, обеспечивая при этом защиту государственных секретов и информационной инфраструктуры Российской Федерации от несанкционированного проникновения извне.

Насчет конкуренции — нам есть еще чему поучиться у зарубежных партнеров. Однако это улица с двусторонним движением. Имеет место и их интерес к нашим технологиям и техническим наработкам, особенно в сфере борьбы с высокоинтеллектуальными преступлениями.

— Вы имеете ввиду преступления, совершаемые в интернете?

— И их тоже. На сегодняшний день мы в этой части полностью повторяем мировые тенденции — количество преступлений, совершаемых с помощью высоких технологий, нарастает. Это не только компьютерные мошенничества, но и более серьезные деяния, совершаемые транснациональными преступными группировками: педофилия, распространение порнографии, оружия, наркотиков, торговля людьми, терроризм и экстримизм и многое другое.

В российской полиции есть специализированное подразделение этого профиля, которое работает достаточно эффективно и востребовано в плане запросов на ознакомление с передовым опытом у наших зарубежных партнеров. Одним из известных достижений в его работе является проведение специальных операций "Барби" и "Сорняк", позволивших установить путем анализа интернета 296 педофильных сайтов и их владельцев практически по всему миру. По итогам данной операции в десятки государств посланы информационные сообщения для реагирования в соответствии с национальным законодательством и международным правом.

— И как реагируют?

— В целом нормально. Есть позитивная реакция. Здесь мы идем, как называется, на хорошей волне, стараемся использовать все возможности, которые представляет нам международное сотрудничество во всех его многообразных проявлениях. Россия сегодня участвует в работе практически всех международных полицейских организации, объединений и форумов. Мы осуществляем активные многосторонние и двусторонние контакты, открыты для любых форм конструктивных отношений, в том числе обмениваемся специалистами, передовым опытом, проводим совместные операции, учения и тренировки, развиваем гуманитарные связи, участвуем в международных полицейских миротворческих операциях по линии ООН.

— У всех на слуху такая международная организация, как Интерпол. Что бы вы могли сказать по этому поводу?

— Благодаря вступлению в Интерпол, резко возросли возможности российских правоохранительных органов в розыске скрывшихся преступников, похищенного имущества, утраченных культурных и исторических ценностей, а также пропавших без вести людей. Совместными усилиями полицейских органов по линии Интерпола ежегодно по всему миру задерживаются до 5 тысяч преступников. На настоящий момент по инициативе России в международный розыск по каналам Интерпола объявлено порядка 2 тысяч лиц. По результатам розыска только за девять месяцев текущего года правоохранительным органам России выдано около 40 преступников. Возможности Интерпола активно используются и для других целей, например, для обеспечения безопасности Универсиады в Казани и Олимпийских зимних игр в Сочи.

Недавно наш представитель — начальник российского НЦБ Интерпола генерал-лейтенант полиции Александр Прокопчук большинством голосов при тайном голосовании избран от Европы в члены исполкома этой всемирной полицейской организации. Полагаю, что в этом наглядна видна оценка нашей работы со стороны зарубежных коллег и их отношение к России в целом.

— Вы упомянули о совместных учениях МВД России и правоохранительных органов других государств. Планируются ли такие учения в будущем году?

— Да, в следующем году с участием подразделений специального назначения МВД России, входящих в состав Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) и Коллективных миротворческих сил (KMC) ОДКБ, запланировано проведение двух крупномасштабных международных учений: "Взаимодействие-2015" с воинскими контингентами и формированиями сил специального назначения КСОР ОДКБ по теме "Применение контингентов КСОР ОДКБ в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности", а также "Нерушимое братство-2015", которое пройдет в Армении по теме "Подготовка и ведение операции по поддержанию мира KMC ОДКБ в Кавказском регионе коллективной безопасности".

— Игорь Николаевич, как вы могли бы сформулировать главную задачу дальнейшего развития системы МВД России на нынешнем этапе?

— Она вытекает из поручений президента Российской Федерации Владимира Путина и министра внутренних дел Российской Федерации Владимира Колокольцева — повысить эффективность использования ресурсов системы и обеспечить надежную защиту государства, общества и граждан от всех видов противоправных посягательств.

У системы огромный потенциал и его надо использовать с максимальной отдачей. Главная задача сегодняшнего дня — максимально приблизить полицию к населению, обеспечить доступность услуг полиции для каждого гражданина, где бы он ни жил. С учетом масштабов страны это очень сложно, но делать надо. Как? Отвечаю — за счет сокращения и перепрофилирования управленческих аппаратов, рациональной дисклокации личного состава, рационализации работы и упрощения процессуальных процедур, внедрения научно-технических достижений, совершенствования взаимодействия с иными элементами правоохранительной системы, в том числе общественными организациями правоохранительной направленности, частными охранными структурами и т.п. Надо, наконец, более полно использовать потенциал субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые имеют собственные конституционные полномочия в сфере охраны общественного порядка.

Полагаю необходимым укрепить принцип единоначалия в системе МВД России путем повышения роли и ответственности начальников территориальных органов внутренних дел. Например, через придание им статуса начальника полиции. В плане более полного задействования имеющегося кадрового потенциала считаю перспективной идею перевода всех аттестованных должностей на единый вид службы — полицейской.

Таким образом сократятся процедуры привлечения сотрудников обеспечивающих подразделений, имеющих сегодня звания внутренней службы, к выполнению при необходимости полицейских задач. Повысятся возможности начальника органа для маневра силами и средствами.

Мы уже взяли курс на приоритетное развитие низового звена, последовательно передавая в него высвобождающиеся из вышестоящих органов внутренних дел штатные единицы. Этот курс будет продолжен.

Есть вопросы и в плане совершенствования процесса подготовки и переподготовки кадров. Он должен стать более профессиональным и сопровождать сотрудника на всех этапах прохождения службы. Возможно, следует возродить в каких-то формах двухгодичное обучение, то есть воссоздать в системе МВД России средне-специальные учебные заведения.

— Что вы можете сказать по поводу подготовленного рядом депутатов Государственной думы законопроекта "О муниципальной милиции"? Может быть, создание муниципальной милиции как раз и решит вопрос максимального сближения правоохранителей и народа?

— Не буду комментировать сам законопроект. Позиция МВД России по этому поводу высказана в установленном порядке. В России действует централизованная система федеральной полиции, содержащаяся за счет средств федерального бюджета. В соответствии с Конституцией, субъекты Российской Федерации в качестве предмета совместного ведения наделены правом участия в охране общественного порядка, и это право может быть реализовано на договорной (с МВД России) основе путем передачи нашему ведомству определенных полномочий и объемов финансирования на их исполнение.

Что касается муниципальных образований, то Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство наделяют их исключительным правом самостоятельно решать вопросы охраны общественного порядка на своих территориях, в том числе путем создания муниципальной милиции.

Это право не может быть передано кому-либо, и вопрос состоит в том, что такое муниципальная милиция и какими полномочиями она может быть наделена. При этом изначально понятно, что муниципальная милиция, если она будет создаваться, должна быть частью муниципальной исполнительной власти и содержаться за счет средств муниципального бюджета. При этом она не может дублировать государственную полицейскую функцию, а в ее полномочиях должен быть некий ограниченный объем компетенции, связанный с защитой прав интересов граждан в общественных местах и борьбой с малозначительным правонарушениями. Причем предел этой компетенции должен быть определен очень четко, особенно в вопросах применения силы. Так, во всяком случае, решаются эти вопросы за рубежом.

Может ли быть востребована муниципальная милиция? Думаю, да. Аналогия — наличие в стране нескольких сотен тысяч вооруженных частных охранников. На ситуацию они пока сильно не влияют, но правоохранительный потенциал имеется. Вопрос в наличии у муниципалитетов денег на эти цели. МВД России выступило с предложением создать в муниципалитетах, располагающих такими средствами, институт муниципальных помощников участковых полицейских. Он точно будет полезным и эффективным.

—  А как обстоят дела с привлечением к охране общественного порядка населения?

— После принятия федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка" эта работа сильно активизировалась, заинтересованность граждан, желающих проявить себя в качестве добровольных помощников полиции, заметно увеличивается. На настоящий период в Российской Федерации имеется 13,4 тысячи народных дружин в составе 183,3 тысячи человек. Финансирование на обеспечение деятельности народных дружин выделено 27 субъектами Российской Федерации и их органами местного самоуправления в общем объеме на текущий год 266,9 миллиона рублей. Это существенный резерв, которым полиция активно пользуется.

Спектр деятельности народных дружин весьма широк — от патрулирования улиц в городах и населенных пунктах страны, обеспечения общественного порядка в ходе публичных и массовых мероприятий, до проведения совместных с органами полиции профилактических операций. На протяжении ряда лет высокие результаты и эффективность демонстрирует опыт привлечения к охране общественного порядка казачьих дружин, являющихся по сути одним из видов добровольной дружины. Новыми формами их сотрудничества стало совместное проведение с участковыми уполномоченными полиции и инспекторами по делам несовершеннолетних профилактических мероприятий. При участии реестровых казаков в текущем году проведено 12,9 тысячи совместных рейдов и иных специальных мероприятий по охране общественного порядка, 6,2 тысячи из них — совместно с участковыми уполномоченными полиции и 11,5 тысячи — с инспекторами по делам несовершеннолетних. В результате было выявлено 2,5 тысячи правонарушений, совершенных несовершеннолетними, и 3 тысячи — в отношении них.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала