Строители в России 10 августа в 59-й раз отметят свой профессиональный праздник — День строителя, традиционно празднующийся каждое второе воскресенье августа. В преддверии этого дня корреспондент РИА Новости встретилась с заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Маратом Хуснуллиным и расспросила главу столичного стройкомплекса о том, как живется рынку недвижимости города в условиях внешнеполитической нестабильности, каковы перспективы снижения административных барьеров в строительстве и что будет представлять собой проект развития территорий самой известной московской магистрали — МКАДа. Беседовала Ольга Набатникова.
— Марат Шакирзянович, в сегодняшней непростой внешнеполитической обстановке для России особенно актуален вопрос об иностранных инвестициях в недвижимость Москвы. Можете ли вы оценить их объем? Стал ли меньше интерес к столице зарубежных инвесторов, изменились ли их приоритеты?
— Подавляющий объем инвестиций в Москве — около 80% — это российские деньги. Что касается зарубежных вложений, то пока интерес международных инвесторов к нам не снижается, хотя риски, конечно, есть. Для строительства характерна высокая доля кредитования, и мы понимаем, что финансовые трудности у структур, привлекающих средства у банков, не исключены. Вопрос в том, насколько сильно изменится из-за санкций кредитная политика банковского сектора.
Есть, правда, и еще один значимый фактор: недвижимость часто выступает как один из объектов вложения капитала. Так что не исключено, что сегодняшняя ситуация приведет даже к всплеску интереса определенных инвесторов к недвижимости в Москве.
При этом хочу подчеркнуть: пока никакой экономической нестабильности мы не чувствуем: объемы ввода у нас превышают прошлый год на 20%. Более того, я вижу сейчас по объемам ввода в строй объектов, что сейчас идет приток инвестиций: застройщики хотят быстрее получить готовую продукцию вместо незавершенки. По-прежнему поступает много предложений от зарубежных инвесторов — из Финляндии, Швеции, Китая, Германии, Италии, Сингапура. В первую очередь иностранные партнеры проявляют интерес к долгим инфраструктурным проектам — строительству новых видов транспорта, метрополитена, платных автодорог и гостиниц.
— В Москву уже приезжал самый богатый китаец в мире, глава холдинга Dalian Wanda Ван Цзяньлинь, визит которого в столицу вы анонсировали журналистам в начале июня?
— К сожалению, он по объективным причинам пока не смог приехать лично. Но его компания действительно очень заинтересована в инвестициях в Москву, и группа представителей Dalian Wanda Group уже посещала столицу и смотрела дома-книжки на Новом Арбате, территорию ЗИЛа, а также вела переговоры с нашими местными девелоперами. Более того, решение о готовности вложения средств в недвижимость Москвы подтвердил их совет директоров. Предварительно визит самого Ван Цзяньлиня намечен на конец августа — начало сентября.
— При довольно непростой экономической конъюнктуре вы не хотите пойти навстречу инвесторам, скажем, убрав административные барьеры?
— Мы не только хотим, но мы делаем в этом отношении все, что можно. Недавно мэр проводил встречу с Клубом инвесторов Москвы, выслушал все их пожелания.
— Однако, по данным Минстроя, в Москве 134 административные процедуры в строительстве. Разве этого мало?
— Мы с Минстроем вместе работали над сокращением списка административных процедур — напомню, еще недавно их было более двухсот.
Теперь перечень процедур полностью соответствует федеральному законодательству. Кстати, обратите внимание, что далеко не все процедуры напрямую относятся к строительству. В так называемый исчерпывающий список Минстроя входят и процедуры, связанные с землей, торгами и получением технических условий, подключением сетям энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения. Скажем, именно для строительства многоквартирного жилого дома и подключения его к сетям требуется всего 82 процедуры, а для индивидуального жилищного строительства — 58 процедур.
Кроме того, Москва — единственный мегаполис в мире, кроме Сингапура, где все госуслуги в области строительства оказываются в электронном виде.
— Насколько я понимаю, пока компании этим не слишком активно пользуются?
— Слово "активно" можно применить к компаниям, работающим по госзаказу. Мы уже обеспечили подачу подрядчиками 100% заявлений в электронном виде на предоставление госуслуг по объектам, которые строятся за счет бюджета города.
Мы планируем, что к концу года 50% застройщиков в Москве будут подавать заявления на получение госуслуг в сфере строительства в электронном виде.
— Так все-таки есть в Москве перспективы сокращения числа административных процедур?
— Мы анализируем наши возможности, но предварительно я могу сказать, что мы сократили все, что смогли. Не исключаю, что дополнительный потенциал для снижения числа процедур появится по мере развития дополнительных сервисов электронного правительства.
— Серьезные объемы строительства метро, на которые сейчас вышел стройкомплекс, заставляют многих задуматься о проблеме безопасности. Расскажите, что делается, чтобы строящиеся линии столичного метро были безопасными для пассажиров?
— У нас серьезно усилен контроль за качеством строительства метро. Если раньше в службе контроля строительства метро работали всего 5-6 человек, то сегодня внутри Мосгосстройнадзора создано целое подразделение по контролю за качеством строительства метро со штатом 90 человек, и появилась возможность осуществлять ежедневный контроль на каждой площадке. Мэр Москвы Сергей Собянин также выделил целевые средства на закупку для этого подразделения самой современной лаборатории, которая теперь используется нашими специалистами в работе по контролю за качеством.
Более того, если у нас стоит выбор между материалом, который стоит 1 рубль со сроком использования в 15 лет, и тем, что стоит 1,5 рубля, а использоваться может 25 лет, мы выбираем более дорогой. Потому что долговечность — это тоже вопрос безопасности.
Наше метро проектируется с очень большим запасом прочности, качественно выше существующих норм, поскольку мы прекрасно понимаем, что это стратегически важный объект. Так, при проходке перегонных тоннелей используются тюбинги, запас прочности которых рассчитан до 200 лет. Они ни в чем не уступают по надежности тем, что были использованы еще при строительстве самых первых линий московского метро. Нет ни одного объекта строительства, где бы в целях повышенных мер безопасности закладывался такой запас прочности.
Наконец, для продления "безремонтного" срока эксплуатации новых станций и веток метро мы используем новые технологии. В частности, при строительстве тоннелей применяется полимерная мембрана для увеличения времени службы гидроизоляции и ее прочностных характеристик. Специальные химические добавки для бетона повышают устойчивость тоннелей к воздействию воды, а для установки рельсов используются безусадочные смеси.
Современное метро строится с помощью проходки щитами — так называемыми тоннелепроходческими механизированными комплексами, а не вручную. Они обеспечивают подачу бетонированного раствора в рабочую зону, что полностью исключает просадку дневной поверхности при строительстве тоннелей в слабых и неустойчивых грунтах, а сам тоннель после окончания проходки оказывается полностью герметичным за счёт конструкции обделки. Мы применяем механизированные комплексы и при проходке вертикальных шахтных стволов. А это существенно уменьшает воздействие строительства на подземные сооружения, расположенные в непосредственной близости от стройплощадки.
— Недавно вы заявили, что до конца года будет утверждена программа реконструкции МКАДа, в рамках которой планируется и привлечение средств инвесторов. Как вы представляете себе схему взаимодействия города?
— Да, МКАД будет собран как единый проект, где будет описано, что мы будем делать за счет бюджета, а что — за счет инвесторов.
Для привлечения инвесторов может быть использовано несколько схем. Во-первых, это дорожный фонд. За счет него пока обсуждается возможность реконструкции 12 участков МКАДа — от Варшавского шоссе до проезда Карамзина, от проезда Карамзина до Ленинского проспекта, от Можайского шоссе до Молодогвардейской улицы, от Молодогвардейской улицы до Рублевского шоссе, от Звенигородского проспекта до Волоколамского шоссе, от Волоколамского шоссе до Ленинградского шоссе, от Ленинградского шоссе до Дмитровского шоссе, от Дмитровского шоссе до Осташковского шоссе, от Осташковского шоссе до Ярославского шоссе, от шоссе Энтузиастов до улицы Молдагуловой, от улицы Верхние Поля до Бесединского моста и от Бесединского моста до Каширского шоссе. Кроме того, мы можем предоставить инвесторам земельные участки, а они будут уже сами строить городскую инфраструктуру, примыкающую к МКАДу. Третий вариант — мы будем предлагать инвесторам принимать участие в строительстве транспортно-пересадочных узлов на МКАДе.
Юридический механизм сейчас дорабатывается совместно с блоком городского имущества, для этого нужно оценить градостроительный потенциал земель вокруг МКАДа. Напомню, к МКАДу тяготеет 16 миллионов квадратных метров коммерческой недвижимости, ведется строительство еще 6 миллионов квадратных метров.
— В каком состоянии программа развития прилегающих к МКАДу территорий сейчас?
— Сейчас с точки зрения транспортной инфраструктуры мы почти все запроектировали. Проект реконструкции МКАДа готов на 80%.
— Что тогда будет представлять собой программа — ведь МКАД особенно не расширишь?
— Во-первых, узкое место — это клеверные развязки, ими мы уже сегодня занимаемся в первую очередь. Только сейчас ведется строительство семи новых развязок на МКАДе — с Мичуринским и Ленинским проспектами, Дмитровским шоссе, Волгоградкой, Каширкой и Можайкой, а также Бусиновской развязки, которую финансирует "Росавтодор". Четыре из них — развязки с Волгоградским и Мичуринским проспектами и с Дмитровским и Можайским шоссе — будут сданы до конца этого года.
Кроме того, уже объявлены торги на строительство развязок МКАД с Профсоюзной улицей и Рязанским проспектом, ведется проектирование развязок с Волоколамским шоссе, улицей Генерала Дорохова и Липецкой улицей.
— А будут ли финансировать строительство развязок на МКАДе инвесторы?
— За счет средств инвесторов планируется построить транспортную развязку на 20 километре МКАД, развязку напротив ТЦ "Вегас", развязку на пересечении с улицей Верхние Поля. Кроме того, обсуждается финансирование инвесторами автодороги в районе многофункционального центра "Крокус Сити".
— Что включает программа развития территорий вокруг МКАДа?
— Мы провели ревизию всех несанкционированных выездов с МКАДа и обнаружили более 100 несанкционированных съездов. Фактически они сводят на нет минимум одну полосу кольцевой автодороги из-за отсутствия разгонных полос и других неправильных проектных решений.
Если технологически эти съезды можно будет переделать в нормальные объекты, не тормозящие движение, мы будет предлагать инвесторам участвовать в программе реконструкции МКАДа. Если это технически будет сделать невозможно, такие съезды будем закрывать.
— Итак, съезды и развязки — это все, что нужно МКАДу?
— Программа будет предполагать и создание дублеров. Они нужны там, где люди, чтобы попасть из одного микрорайон в соседний, выезжают на МКАД. Например, сейчас мы смотрим участок от Ленинского проспекта до Можайки. У нас там с внутренней стороны МКАДа почти везде будет идти дублер, частично дублеры будут и на внешней стороне. Ведь сейчас бывает так, что для того, чтобы переехать из одного торгового центра на МКАДе в соседний, расположенный на той же стороне, автомобилисты вынуждены выезжать на МКАД, использовать ее для локальных передвижений.
— Где расположатся ТПУ на МКАДе?
— Точно будет большой ТПУ в районе станции метро "Лесопарковая", возле "Славянского мира", а также на улице Дыбенко, где планируется строительство конечной станции Замоскворецкой линии метро — "Ховрино" в увязке с новой, Бусиновской развязкой. В рамках программы мы будем стараться сделать лучше не только сам МКАД, но и усовершенствовать прилегающую к нему дорожную инфраструктуру.
— Есть ли потенциал создания вокруг МКАДа новой коммерческой и жилой недвижимости?
— Да, такой потенциал есть. Сейчас мы проводим его оценку.
— Насколько увеличится пропускная способность Московской кольцевой автодороги после реализации программы?
— Пропускная способность развязок увеличится до 30%, на самом МКАДе как минимум крайняя правая полоса в обе стороны начнет работать намного эффективнее. Сейчас, по нашим оценкам, крайние правые полосы на МКАДе работают на 50% от своих возможностей, а следующие за ними полосы — на 70%.
— В Москве будут другие платные дороги, кроме Северного дублера Кутузовского проспекта?
— Нет. Мы не видим возможностей для строительства подобных трасс. Да и потом, нужно понимать, что инвесторы не очень-то заинтересованы строить в Москве на коротких участках платные дороги.
— Расскажите, как идет поиск инвесторов на ТПУ?
— Чтобы продавать условия строительства, необходимо подготовить документацию стадии "проект", а для этого нужен минимум один год. Такого этапа достигли некоторые объекты, заказчиком которых выступает "Мосинжпроект". Причем "Мосинжпроект" не просто разработал концепцию — у него уже готовы проекты со всей необходимой документаций, то есть инвесторы уже могут совершенно четко понимать, сколько это будет стоить.
"Мосинжпроект" уже провел переговоры с рядом инвесторов и банков, и кредитные организации готовы финансировать проекты ТПУ в Москве. Например, конкретные схемы финансирования обсуждаются с Банком Москвы. Целый ряд проектов изучают группа "Ташир" и "ТПС Недвижимость". Компания "Платформа", которая занимается ТПУ "Саларьево", готова рассмотреть еще несколько транспортно-пересадочных узлов. Всего у нас есть порядка 10 крупных инвесторов, которые готовы финансировать проекты ТПУ.
— А сколько денег нужно для строительства ТПУ в Москве?
— Общий объем инвестиций в строительство ТПУ оценивается в 300 миллиардов рублей, из них мы намерены прилечь до 80%, то есть до 240 миллиардов рублей, от частных инвесторов.
— Как планируется развивать район Западного Бирюлево, после печальных событий в котором в прошлом году как раз и возник вопрос создания в Москве цивилизованных агрокластеров вместо сельскохозяйственных баз?
— Участок овощебазы войдет в границы территории, где планируется транспортно-пересадочный узел, который соединит выезд на МКАД и железную дорогу. Это значительно улучшит связь района с другими территориями Москвы. Кроме того, там запланировано строительство линии трамвая от станции метро "Пражская": трамвай свяжет с метро район Западное Бирюлево и северную часть Восточного Бирюлево. Протяженность линии составит 16,6 километра, остановки будут каждые 300 — 400 метров. Проект предполагает и строительство депо.
— Стройкомплекс Москвы как-то участвует в развитии территории ВДНХ?
— Мы отрабатываем градостроительный потенциал развития ВДНХ и прилегающих к комплексу территорий — анализируем, что может быть построено на ВДНХ и в его окрестностях, с каким функционалом и в каких объемах. Например, мы рассмотрели возможность строительства гостиниц рядом с территорией ВДНХ, поскольку комплекс привлекает к себе все больше посетителей. Мы считаем, что там должно появиться порядка трех-четырех отелей. Другое дело, что нужно понимать, что концепция развития территорий, подобных ВДНХ, требует не менее года подготовки, так что, очевидно, окончательный вариант концепции можно ждать в течение 2015 года.
— Вы много раз говорили о необходимости избавить центр Москвы от заброшенных и разрушающихся зданий, которые не имеют градостроительной ценности. Можете ли описать масштабы проблемы и пути борьбы с ней?
— В городе порядка двухсот подобных зданий, причем 130 из них в городской или смешанной собственности. Сейчас уже определены ответственные за их приведение порядок. Согласно дорожной карте по проведению работ по отселенным зданиям, в 2014 году планируется начать восстановление 25 подобных объектов. Думаю, в течение трех-четырех лет эта проблема на уровне города будет решена.
Что касается заброшенных зданий в федеральной и частной собственности, то за ними установлен надзор Объединения административно-технических инспекций столицы. По нашим оценкам, требуется привести в порядок около 30 подобных объектов, причем выданы ордера для производства работ по пяти объектам.
— Насколько мне известно, вы будете курировать проведение следующего Урбанистического форума. Какие темы будут центральными для мероприятия в этом году?
— Московский Урбанистический форум — это наше своеобразное "окно в мир". Мы не только получаем консультации ведущих экспертов извне, но и "открываем" Москву миру. Темой этого форума будет "Драйверы развития мегаполиса". Я считаю, что одним из главных драйверов любого развития являются люди. Взаимоотношения города с людьми и взаимоотношения власти с гражданами и окажутся в центре нашего внимания. Еще один из драйверов — это транспортная инфраструктура. Кроме того, в этом году впервые у форума будет большая региональная часть, мы хотели бы привлечь к обсуждению урбанистических вызовов российские города-миллионники.
— Ну и последний вопрос. Марат Шакирзянович, мы с вами беседуем незадолго перед Днем строителя. Чтобы вы пожелали бы людям, занятым в строительной отрасли, в их профессиональный праздник?
— Строителям желаю, чтобы всегда было много работы и чтобы Москва могла развиваться еще на десятки лет вперед. Ну и, само собой, крепкого здоровья, терпения и удовлетворения от того, что они делают.
Все новости недвижимости читайте на портале "РИА Новости — Недвижимость"