Четвертая конференция по вопросам ВИЧ/СПИДа в Восточной-Европе и Центральной Азии состоялась 12-13 мая в Москве. Глава Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Анна Попова рассказала корреспонденту РИА Новости Валерии Мишиной о первых итогах конференции, о ситуации с распространением ВИЧ-инфекции в России, о роли гражданского общества в помощи населению, а также о содействии, которое РФ оказывает странам СНГ в борьбе с инфекциями.
— Анна Юрьевна, недавно состоялась Четвертая конференция по вопросам ВИЧ/СПИДа в Восточной Европе и Центральной Азии, которую организовал Роспотребнадзор. Как вы оцениваете ее первые итоги?
— Я считаю, что эта конференция прошла крайне успешно. Она выявила ряд актуальных научных направлений, значительный ряд практических результатов и позволила определить четкие векторы дальнейшего движения. Конференция показала, что интерес к теме борьбы с ВИЧ/СПИД в России значителен. Ярким доказательством этому послужило внимание к форуму и участие первых лиц правительства России, министра здравоохранения, руководителей министерства иностранных дел, ФСКН, главы совета по правам человека при президенте Российской Федерации, представителей Минэкономразвития и ФАС России. Самое активное участие в Конференции принимали UNAIDS и Всемирная организация здравоохранения.
Программа конференции была сформирована по трем направлениям: наука и медицина, гражданское общество и содействие международному развитию. В рамках направления "Наука и медицина" у нас прозвучало более 80 научных докладов, у нас были ученые из Европы, Соединенных Штатов Америки, других стран мира, широко было представлено научное сообщество Российской Федерации и стран СНГ.
Очень интересно было реализовано направление "Гражданское общество". Мы увидели огромный опыт и гражданскую зрелость тех, кто сегодня занимается в общественных организациях проблемами профилактики ВИЧ/СПИДа, лечением и уходом за больными. Выстраивание диалога с гражданским обществом, я уверена, будет эффективным.
— Какие это общественные организации?
— Например, региональная общественная организация "СПИД инфосвязь" — это группа, которая очень эффективно работает на площадке профилактики ВИЧи СПИДа в России, это Фонд помощи в области ВИЧ/СПИДа Российской Федерации и Евразийская женская сеть по СПИДу. Казахстан представляла инициативная группа "Казахстанская сеть женщин, живущих с ВИЧ". И если говорить о Молдавии, то это Лига людей, живущих в ВИЧ/СПИДом в Республике Молдова.
Эти представители общества сегодня демонстрируют очень высокий результат своей работы, обладают очень хорошим кадровом потенциалом, знакомы с самыми современными технологиями работы с различными группами населения.
— Что это за группы населения?
— У нас есть группы людей, которые требуют знаний для того, чтобы не заболеть, не заразиться. Есть группы, которые уже живут с вирусом иммунодефицита человека, и их надо научить, как жить с этим вирусом. И у нас есть люди, которые непосредственно уже имеют проявления заболеваний, и их тоже надо научить, как постоянно бороться с инфекцией, чтобы она не прогрессировала.
Сейчас человек живет в мощном потоке информации. Но мы не умеем делать выбор, не умеем жить в этом информационном потоке. Людей, которые имеют риски или определенные нарушения здоровья, нужно научить найти и получить нужную информацию, взять ее и умело ею пользоваться. Людей нужно научить жить со знанием о том, что он болен. Дать понять, что сегодняшние методы лечения позволяют вести активный социальный образ жизни. Ведь продолжительность жизни при правильно подобранном и проведенном лечении даже у инфицированных вирусом иммунодефицита не отличается от средней продолжительности жизни. Все эти знания нужно донести. И вот в этом аспекте усилия этих людей, о которых мы уже сказали, гражданского общества, просто неоценимы.
— Что было представлено в направлении по международному развитию?
— Состоялась специальная сессия по опыту борьбы с ВИЧ/СПИДом в странах БРИКС. Очень бы хотелось, чтобы проблема инфекционных заболеваний, проблема профилактики ВИЧ/СПИДа в объединении этих государств, в которое входит и Российская Федерация, прозвучала бы как специальная задача.
Кроме того, у нас есть определенные цели развития тысячелетия, одна из которых — борьба с инфекционными заболеваниями. Эти цели должны быть реализованы и достигнуты до 2015 года. И предложение конференции — это продолжение этой темы и задачи и на следующий период, после 2015 года.
В докладе исполнительного директора UNAIDS Мишеля Сидибе прозвучала очень высокая оценка роли России в борьбе с ВИЧ и СПИДом — только Россия может быть "локомотивом" в направлении борьбы с ВИЧ и СПИДом в нашем регионе (Восточной Европы и Центральной Азии).
Так оно и есть на сегодня. Россия прилагает массу усилий, вкладывает средства, использует все активы для профилактики инфекционных болезней в странах региона.
— Сколько по итогам 2013 года ВИЧ-инфицированных в России?
— Это порядка 800 тысяч человек, и заболеваемость растет, 2013 год дал плюс 10% к данным 2012 года — за год было выявлено 77 896 новых случаев инфицирования россиян. И динамика, к сожалению, пока сохраняется. За 2013 год в России из жизни ушло более 22 тысяч ВИЧ-инфицированных.
— Какова структура заболеваемости?
— В структуре заболеваемости мы наблюдаем снижение в возрастной группе подростков, и это, безусловно, позитив, это определенные результаты нашей работы. В 2013 году доля подростков и молодежи составила 1,4%, тогда как в 2001 году мы говорили о почти 23%. Но одновременно мы видим увеличение доли женщин репродуктивного возраста среди ВИЧ-инфицированных. Критическая ситуация по ВИЧ-инфекции сложилась среди мужчин в возрасте 30-34 лет.
Несколько снижается доля, связанная с внутривенным введением наркотиков, хотя она тоже остается высокой — это 57% заразившихся.
Но, например, в 2008 году это был 61%. Продолжает расти доля полового пути передачи инфекции. В Российской Федерации он вырос с 38,1% в 2009 году до 41% в 2013 году. Такая ситуация наблюдается во всех странах нашего региона — в Белоруссии процент заразившихся половым путем составляет 85,2%, о росте этого способа передачи инфекции сообщают Казахстан, Таджикистан, Молдавия, Азербайджан, Украина.
Меры, которые сегодня предпринимаются, адекватны ситуации, но меняющаяся структура заставляет нас изменять и свои подходы к профилактике. Будет изменен акцент в первую очередь в профилактике в тех группах, которые этого требуют.
— Какие регионы России считаются наиболее проблемным в области ВИЧ-инфицирования?
— У нас нет ни одного свободного от ВИЧ-инфекции субъекта Российской Федерации. И в мире не осталось ни одной страны, где бы она не была выявлена. Это распространение всемирное, проблема мирового масштаба. Если говорить о наших территориях, то это, к сожалению, крупные промышленные территории. И самая высокая заболеваемость в Иркутской, Самарской, Свердловской, Ленинградской, Оренбургской, Кемеровской областях — всего таких регионов 20. В них проживает около 35% всего населения России. При этом россияне, живущие с установленным диагнозом ВИЧ, составляют 0,48% населения страны.
— В России наблюдается существенный миграционный прирост населения. Как это влияет на ситуацию с распространением ВИЧ?
— Сегодня Россия — это одна из самых емких стран по трудовой миграции. Мы получаем очень много мигрантов и, безусловно, все они не могут быть здоровыми людьми, уровень поражения высокий. В 2013 году освидетельствовано почти полтора миллиона иностранных граждан, и из них выявлено более шести тысяч больных инфекционными болезнями, в том числе ВИЧ, туберкулезом и заболеваниями, передающимися половым путем.
Необходимо обеспечить мигрантов медицинской помощью, но не за счет российского налогоплательщика, а за счет или стороны принимающей — работодателя, или самих мигрантов. Решением этой проблемы должно стать страхование. У мигрантов должна быть постоянная медицинская страховка, после этого возможно обеспечить им медицинское обслуживание, медицинскую помощь в полном объеме, не только экстренную. Сейчас этим вопросом активно занимается целый ряд органов исполнительной власти. И мы уверены, что решение будет найдено.
— Россия проводит работу по укреплению кадрового потенциала и инфраструктуры систем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия ряда стран СНГ. Расскажите, пожалуйста, об этом.
— Во-первых, Россия в рамках различных международных программ выполняет свою роль и является донором по направлению профилактики полиомиелита, по направлению профилактики ВИЧ и СПИДа, по направлению профилактики тропических болезней и по направлению профилактики кори.
Россия использует собственные средства для стран СНГ и предоставляет им помощь, но не в виде непосредственно финансового стимулирования. Это всегда программы.
В первую очередь — это то, о чем мы говорили, — нужно выявлять инфекцию. Чтобы выявлять, сегодня нужна лабораторная диагностика.
Поэтому необходимо создание высокотехнологичных, самых новых лабораторных центров. Россия помогает с оборудованием, расходными материалами и реактивами, а также активно обучает специалистов из стран СНГ.
Например, в рамках конференции мы передали мобильные клиники на базе "КамАЗов" Армении и Киргизии. Первый такой автомобиль работает уже год в Таджикистане и показал очень хороший результат. Это не просто мини-лаборатория, это полноценный передвижной медицинский пункт. Он позволяет забирать кровь и проводить исследования сразу. Если проба исследуется прямо на месте, это дает наиболее достоверный результат.
В странах, принимающих эту технику, есть сегодня подготовленные с помощью России специалисты, которые сразу же начинают работать на этом оборудовании.
— Как вы оцениваете потенциал российской науки и здравоохранения по выработке лекарств против ВИЧ?
— Сейчас в России налажен выпуск 23 генерических антиретровирусных препаратов (дженериков), выпускается более 40 тест-систем для выявления ВИЧ-инфекции, мониторинга эффективности и безопасности лечения. Безусловно, линейка препаратов будет шириться и расти, потому что здесь совпадает очень много интересов — гражданского общества, разработчиков и производителей. Немаловажен и экономический аспект — выпуск отечественных препаратов позволяет уменьшить стоимость терапии. Поэтому нет никак сомнений, что новые и все более эффективные лекарства будут появляться.
— Каковы ближайшие задачи России в борьбе с ВИЧ/СПИДом?
— Наши текущие задачи в борьбе с ВИЧ касаются не только России, но и всего региона Восточной Европы и Центральной Азии. Нам нужно максимально быстро выявлять инфекцию, на самых ранних стадиях и нужно максимально эффективно лечить. Нам нужно охватывать всех тех, кому требуется лечение, а наука должна обеспечить дальнейшее развитие и улучшение и повышение качества препаратов для лечения и в конце концов дать нам вакцину против ВИЧ-инфекции. Задача гражданского общества — оградить от инфекции тех, кто находится в группе риска, и помочь тому, кто столкнулся с бедой, справиться с ней, научиться с ней полноценно жить.