Политический кризис, начавшийся на Украине в конце 2013 года, развязал настоящую дипломатическую войну между США и ЕС с одной стороны, и Россией — с другой. Политический блок США — Евросоюз, используя свои финансовые организации и военную структуру НАТО, пытаются применить дипломатическую стратегию сдерживания и принуждения, чтобы политически и экономически изолировать Россию.
О том, как выглядит американская дипломатическая стратегия и куда она может привести, если США и их союзники не перестанут оказывать давление на Россию, в интервью РИА Новости рассказал директор Российского института стратегических исследований генерал-лейтенант Леонид Решетников.
— Леонид Петрович, американский политолог Александр Джорж классифицирует нынешние действия дипломатов США и ЕС как дипломатию принуждения. Почему эта стратегия оказалась неэффективной по отношению к России?
— У России есть своя историческая миссия, она призвана еще тысячу лет назад стать альтернативой Западу. И в этой ситуации попытки заставить народ и президента изменить эту миссию провалятся, поскольку США и Запад не понимают миссию нашей страны.
Кроме того, ни США, ни ЕС не могли применить по отношению к России дипломатию принуждения просто потому, что у них нет реальных военных инструментов для проведения подобной дипломатии.
Существует несколько причин, по которым эта стратегия не работает против России. Во-первых, отсутствие у США серьезной мотивации, ведь кризис вокруг Украины не угрожает жизненным интересам Вашингтона или его ближайших союзников. Во-вторых, у США отсутствуют реальные военные инструменты: они не могут вступить в прямое ядерное противостояние. В-третьих, у США отсутствуют четкие цели и внятные условия в урегулировании конфликта.
— А будет ли ответная российская дипломатическая стратегия эффективна по отношению к США?
— Российская стратегия базируется не только на контрсанкциях и контругрозах, мы предлагаем варианты компромиссов. В частности, Россия предлагает реальный выход — начать процесс федерализации Украины. США же не предлагают никаких компромиссных вариантов. Главная задача России — это способствовать урегулированию кризиса. Российская сторона уже неоднократно формулировала те условия, которые будут способствовать урегулированию кризиса: это проведение конституционной реформы, учитывающей права всех регионов, предоставление русскому языку статуса государственного, конституционное закрепление нейтрального внеблокового статуса Украины. Затягивание реализации этих шагов ведет к еще большей дестабилизации на Украине.
— Что следует предпринять российской дипломатии, чтобы США отказалось от стратегии принуждения? Может быть, нам следует сделать какие-либо ограниченные уступки или, наоборот, убедить наших оппонентов отказаться от угроз?
— У американской элиты есть знаменитый принцип "Карфаген должен быть разрушен". Каждая уступка Карфагену заканчивалась речью римского сенатора Катона и этой знаменитой фразой. Сейчас это правило американской политики, уступки США — это ошибочная линия, которая приведет к негативным последствиям. Компромиссы возможны, но только не уступки. США понимают и уважают принципиальную, твердую позицию, которую занимает наш президент.
— Готовы ли США и НАТО действительно применить военную силу, чтобы заставить Россию выполнить их условия?
— Нет, США и ее союзники не готовы к применению военной силы по причине политического, военного и морального ослабления. Европа же, в свою очередь, не готова экономически порвать с Россией. Это тяжелый процесс. Анализ поведения западных лидеров, особенно европейских, и имеющихся в их распоряжении ресурсов показывает, что Запад к такому обострению не готов.
— От российских политиков, в частности от господина Глазьева, прозвучала угроза отказа от доллара. Эта угроза реальна? Сумеет ли Россия быстро отказаться от доллара и перейти к "нефтерублю"?
— Эта задача стоит перед Россией, и подобную инициативу надо осуществлять, хотя работа будет очень сложной и трудоемкой. Но другого пути нет. В противном случае мы будем постоянно находиться под угрозой санкций. В среднесрочной перспективе отказ от доллара маловероятен, так как на всех международных товарно-сырьевых биржах расчеты производятся именно в этой валюте. Согласно данным конца 2013 года, структура иностранных валютных резервов России представлена следующим образом: 45% доллары США, 40% — евро, 9% — фунты стерлингов, 3% — канадский доллар и 2% — австралийский доллар. Однако в перспективе возможно частичное замещение доллара китайским юанем.
— США увеличивают свой военный контингент в Румынии. Следует ли предполагать, что Румыния будет активно ввязана в противостояние с Россией?
— Румыния давно втянута в акции противостояния на молдавском направлении. Как член НАТО, она будет поддерживать общую антироссийскую политику этого блока, однако возможности Румынии слишком ограниченны, чтобы сыграть активную роль в давлении на Россию. Незначительное увеличение контингента свидетельствует о том, что он может быть использован в каких-то специальных операциях на Украине.
— В 2014 году запланировано восемь военных учений Украины и НАТО, а также предусмотрены меры со стороны НАТО по увеличению обороноспособности Украины. Это тоже способ давления на Россию?
— С одной стороны, это давление на Россию, с другой — это поддержка путчистов в Киеве, направленная для воздействия на население Украины. Верховная рада приняла 1 апреля закон, по которому до конца года на Украину могут прибыть более трех тысяч военнослужащих НАТО с разнообразной техникой (включая несколько десятков самолетов и вертолетов, а также девять кораблей и две подлодки). На заседании комиссии Украина — НАТО 1 апреля 2014 года стороны договорились о сотрудничестве в области реформирования оборонного сектора Украины. Проведение учений планируется руководством Украины и НАТО как инструмент сдерживания России, но в нынешних условиях подобные мероприятия могут способствовать лишь дальнейшей дестабилизации ситуации и углублению конфронтации.
— Будет ли НАТО использовать наших бывших союзников по Варшавскому договору для принуждения России к выполнению условий Запада?
— Этот план может оказаться серьезным инструментом оказания военно-политического давления на Россию. В частности, он может включать переброску дополнительных вооруженных сил и техники в страны Прибалтики и Польшу, повышение готовности сил быстрого реагирования НАТО, интенсификацию разведывательной деятельности и учений, усиление присутствия кораблей НАТО в Черном и Балтийском морях. Такие действия НАТО, как и учения на территории Украины, не способствуют урегулированию кризиса в отношениях между Россией и Западом.
Страны Восточной Европы могут стать заложниками опасной ситуации, при которой Россия, в случае возникновения угрозы, вынуждена будет наращивать свои военные силы на западной и южной границах.
— Американские и европейские деловые круги многое теряют от дипломатической войны. Являются ли они нашим союзником в борьбе против политиков?
— Многие компании Западной Европы проявляют себя как несогласные с антироссийской активностью, которую ведут политики. Если говорить о компаниях США, то в этой стране жесткая система, и если решение принято на политическом уровне, то многие вынуждены безоговорочно его выполнять. Экономические санкции, которые провозгласили в Европе, не сработают, а если и сработают, то на недолгое время. США могут задействовать рычаг банковской системы. У нас это понимают и пытаются создать альтернативную систему.
— Прекращение сотрудничества в сфере космоса со стороны НАСА больше бьет по интересам России или США?
— Заявление НАСА о прекращении сотрудничества с Роскосмосом практически никак не повлияло на текущее сотрудничество этих организаций. Очевидно, что данное заявление является частью политики информационного давления на Россию. Самая масштабная программа — это МКС, а она остается в действии.
— Может ли правительство РФ ответить адекватным шагом и прекратить сотрудничество с США в космосе в части МКС? Будет ли эта тактика эффективна?
— Нам не надо идти по пути ответа на санкции, надо все просчитывать и продумывать каждый шаг. Российское правительство обладает всеми полномочиями прекратить сотрудничество с США. Однако такой подход был бы свидетельством самого серьезного дальнейшего обострения в российско-американских отношениях. Можно напомнить, кстати, что даже в такой кризисный период "холодной войны", как война во Вьетнаме, где участвовали вооруженные силы США и подразделения СССР, была успешно реализована совместная с США космическая программа "Союз-Аполлон".
— Китайскую дипломатическую поддержку можно считать успехом российской дипломатии. Помогла ли нам эта поддержка противостоять американо-европейской стратегии принуждения?
— Конечно, помогла и помогает, потому что отношения с Китаем — это отношения стратегического партнерства. Запад и США понимают, что если они переусердствуют со своими санкциями в отношении России, то мы можем начать консультации о заключении союзного договора с Китаем по всем линиям, и руководство "поднебесной" пойдет на переход от стратегического партнерства к союзничеству. Китай занял нейтральную позицию, которую следует интерпретировать как благожелательную по отношению к России. Китай связывает с нашей страной плодотворное экономическое сотрудничество, и он может сбалансировать агрессивность Запада. Эти факторы определили китайский выбор поддержать Россию политически. Китай является одной из ведущих мировых держав, и с его позицией США вынуждены считаться. В случае возникновения серьезной угрозы экономических санкций со стороны США и ЕС, Россия может использовать Китай в качестве "запасного аэродрома", наращивая и углубляя сотрудничество со второй по размеру экономикой в мире.
— Как далеко готовы зайти США и ее союзники по НАТО в дипломатической и экономической войне против России?
— С европейцами мы могли бы разрешить конфликт на Украине, но с США шанс договориться очень маленький, поскольку их стратегическая цель — ослабление России. С Европой мы могли бы пойти на переговоры о федерализации Украины, США на этот шаг идти не хотят.
Односторонние экономические и политические санкции, введенные против отдельных российских граждан, малопродуктивны. Однако в условиях эскалации конфликта могут быть введены санкции, направленные на подрыв российской экономической и финансовой систем. В то же время при стабилизации ситуации США, де-факто признавшие присоединение Крыма к России, не пойдут на дальнейший разрыв отношений и санкции. А сотрудничество на ключевых для США направлениях, таких как Иран, КНДР и Афганистан, сохранится.