О том, чего добилась Россия с присоединением Крыма, как европейские санкции задели государства-членов ЕС и что будет дальше с российской экономикой, в беседе с корреспондентом РИА Новости в Париже Викторией Ивановой рассказал французский эксперт в области макроэкономики и геополитики, экономист, директор по исследованиям Высшей школы социальных наук (EHESS), глава Центра исследований индустриализации (CEMI) Жак Сапир.
— Господин Сапир, как, на ваш взгляд, присоединение Крыма к России сказалось на имидже России?
— То, что произошло в Крыму, имеет два очень важных последствия. В первую очередь эти события позволили показать мощь и силу России, причем показать не только западным странам, но прежде всего странам южным и развивающимся, которые взяли на заметку то, что произошло в Крыму, и поняли, каковы были интересы России в Крыму. Даже если они напрямую не поддержали крымские события, то хотя бы признали их результат. Кроме того, естественно, есть второй аспект этого вопроса. Это то, что события на Украине наглядно продемонстрировали последствия европейской и американской позиции в отношении этой страны, а Россия выступила катализатором переговоров по применению международного права.
— Санкции против России, справедливы ли они?
— Санкции никогда нельзя назвать ни справедливыми, ни несправедливыми. Сейчас стоит посмотреть на результат применения этих санкций. И ясно видно, что результат этих санкций выглядит очень слабым. Если мы посмотрим на экономические данные, то увидим, что рубль стабилизировался, снизился отток капитала и биржа Москвы тоже стабилизировалась. Это все говорит о том, что воздействие санкций весьма незначительно сказалось на российской экономике.
Проблема в том, что многие европейские страны, связанные экономическими отношениями с Россией, оказались затронуты санкциями. Это и Германия, у которой чрезвычайно много экономических интересов в России, и Франция, которая сотрудничала с Россией по целому спектру вопросов и, что важно, по вопросу военного присутствия в Африке.
Я думаю, что эпизод с принятием санкций в ближайшее время должен закончиться. Если нет, то ситуация будет ухудшаться.
— Вы упомянули Германию и Францию. А какие еще страны оказались затронуты принятием санкций?
— Ну еще, очевидно, Италия. Если мы говорим про страны, так или иначе затронутые в ходе этой ситуации, уместно будет разделить Европу на несколько частей.
Есть, очевидно, Европа очень антироссийская, куда входит Польша, Швеция и, скажем, Нидерланды. Власти этой части понимают ослабевающую силу Европы. Эти страны имеют намерения усилить напряженность в отношениях с Россией, потому что, если Россия будет сильной страной, а Европа ослабнет, защитить их будет некому.
В противовес этому есть еще одна Европа, которая из-за экономических обстоятельств совершенно не заинтересована в нарастании напряженности между ЕС и Россией. Это балканские страны, это Румыния, Болгария, которые имеют тенденцию замораживать механизм наложения санкций.
Есть страны в самом сердце Европы, которые проявляют известную амбивалентность по вопросу санкций. Так, в качестве примера есть несколько немецких министров, которые отзывались о России весьма негативно, однако в Германии существует масса совместных с Россией предприятий, как, например, Siemens и Volkswagen, представители которых обращались к госпоже Меркель с просьбой не принимать экономических санкций и оставить их исключительно на символическом уровне. Эта картина иллюстрирует очень хорошо современную ситуацию, дилемму Европы, когда от санкций, введенных в отношении России, пострадают сами европейские страны, поскольку экономика Европы и экономика России в современных реалиях чрезвычайно зависят друг от друга.
— Как долго будут длиться санкции? Когда можно ожидать, что Европа поменяет свое мнение?
— Мы видим, что эти санкции не являются очень серьезными. В дипломатии принято, что страна подвергается санкциям ровно до того момента, пока она не изменит свою позицию, вызвавшую применение таких мер. Но у нас другая ситуация — санкции приняты на шесть месяцев. Таким образом, срок действия этих недавно принятых санкций истечет в октябре текущего года. Кроме того, я думаю, что совместный интерес европейских стран и России позволит им в ближайшее время отставить в сторону вопросы санкций и как можно скорее вновь заняться решением вопросов обеспечения будущего экономики Украины.
Если вопрос Крыма уже отходит на второй план, то ситуация на Украине, разгоревшийся там кризис никуда не девается. В этом кризисе следует рассматривать не только политическую сторону вопроса, но и сторону экономическую, которая, безусловно, является ключевой в этой ситуации. Экономика Украины сейчас на грани полного разрушения. Это будет иметь очень важные политические последствия. Но ни страны ЕС, ни Россия не заинтересованы в тотальном разрушении украинской экономики. Интереснее всего было бы говорить о совместной программе по восстановлению экономической ситуации на Украине. Очевидно, что и ЕС, и Россия должны принять какие-то меры для стабилизации ситуации, и понятно, что Россия и Европа разделят участие в исправлении этой ситуации. Им следует как можно скорее вернуться к дискуссии и представить украинским властям предложения по программе стабилизации экономики страны. Если мы придем к единой позиции Европы и России по урегулированию ситуации на Украине, санкции будут отменены.
— Как вы оцениваете роль США в истории с применением санкций в отношении России?
— Прежде всего, санкции продлятся шесть месяцев, и мы не намерены их продлевать. Страны ЕС, как я уже говорил, в экономическом плане очень и очень зависят от России. В свою очередь, США не зависят от российской экономики. Поэтому очевидно, что США более заинтересованы и несут большую ответственность в применении санкций против России, чем ЕС. Намерения США сейчас очень сильно расходятся с намерениями и точкой зрения Евросоюза, однако США напрямую не участвуют в конфликте. Я думаю, что ни Европа, ни сама Россия не заинтересованы в том, чтобы вновь принимать в обсуждение ситуации на Украине Соединенные Штаты. Да, Россия и ЕС должны обсуждать ситуацию на Украине, но Америку из этого обсуждения следует исключить.
— Как вы оцениваете перспективы украинской экономики?
— На самом деле проблема заключается в том, что экономика Украины находится в кризисе. Сможет ли общая экономика страны этот кризис выдержать? Страна сейчас состоит из трех разных частей: восточного региона, достаточно богатого и очень связанного с Россией, центрального региона — от Киева до Одессы, который примерно регион-импортер, куда стекаются товары из Европы и, конечно, электричество из России, и еще есть Украина западная — достаточно стабильный регион. Я хочу заметить, что экономическое потребление на Украине очень и очень слабое. Перед нами стоит вопрос поиска согласованного, целостного подхода к восстановлению экономики Украины, общего для всех этих регионов, прежде всего — центрального и восточного. Проблема состоит в том, чтобы найти равновесие в данной ситуации. В связи с тем, что о присоединении к России заговорили еще несколько украинских областей, нам нужно принимать решение о стабилизации ситуации как можно скорее. В противном случае может оказаться так, что нам просто не придется говорить о какой-то единой стране, подразумевая Украину. Она может вообще перестать существовать.
— Готова ли Европа принять в свои ряды новое дотационное государство, если Украина соберется вступить в ряды ЕС?
— Позиция Евросоюза по этому вопросу совершенно однозначна. Украина не удовлетворяет требованиям, необходимым для вхождения в состав ЕС. Господин Баррозо достаточно четко дал понять, что вопрос о вхождении Украины в состав ЕС вообще не стоит. Конечно, власти Украины могут думать, что угодно, но реальность такова. Французские и германские власти тоже категорически ясно обозначили свое негативное отношение ко вхождению Украины в состав Европейского союза: Украина должна взаимодействовать с европейскими странами, но вместе с тем должна продолжать оставаться в прочной связи с Россией. Проблема в том, что кризис на Украине продолжает развиваться и экономике страны в ее текущем состоянии пришел конец. Поэтому решение экономических вопросов вышло на первый план, далеко отодвинув вопросы политические.