Бывшая колония Франции Республика Конго с размахом отметила в марте этого года 50-летие установлений отношений с СССР. После распада СССР, который активно помогал Браззавилю, сотрудничество с Москвой существенно сократилось, однако в Конго по-прежнему сохраняется интерес к России. В интервью корреспонденту РИА Новости Надиму Зуауи президент Конго Дени Сассу-Нгессо рассказал, почему сотрудничество с Россией жизненно важно не только для Конго, но и для всей современной Африки.
— Господин президент, в марте этого года наши страны отметили 50-летие установления дипломатических отношений. Какие уроки можно извлечь из истории сотрудничества двух стран?
— Эти отношения устанавливали наши предшественники в 60-е годы прошлого века, в самый разгар "холодной войны", в то время, когда народы боролись за свою свободу во всем мире, в том числе и в Африке. В это время СССР встал на сторону народов Африки в их борьбе за свободу. В этом глобальном контексте и были установлены дипломатические отношения между нашими странами, подписаны соглашения о сотрудничестве во всех сферах, в том числе дипломатической, политической, социальной, экономической и культурной. Мы достигли и очень серьезных результатов. Более семи тысяч специалистов получили образование в СССР. Это только один пример. Не следует забывать и военное сотрудничество.
Этот период в наших отношениях закрепил дружбу между народами России и Конго. Немало было и смешанных браков, советские женщины выходили замуж за студентов из Конго, они до сих пор здесь с нами, есть и немало детей от смешанных браков. Наши народы поддерживали друг друга, сегодня мы можем радоваться тому, что 50 лет отношений дали много результатов, вот почему мы решили отметить этот этап.
— Как вы оцениваете перспективы развития отношений двух стран?
— Несмотря на все перемены в мире, которые произошли после падения Берлинской стены, перемен в России и Конго, не так давно, в ноябре 2012 года, у нас состоялась встреча и важнейшие переговоры с президентом России Владимиром Путиным, которые позволили вновь запустить сотрудничество. После этих переговоров были заданы новые ориентиры, и, по моему мнению, начался новый этап, в ближайшее месяцы пройдет заседание межправительственной комиссии Конго-РФ. По итогам этих заседаний, надеюсь, появятся новые проекты, новые цели.
— Сотрудничество в каких сферах для вас является приоритетным: добыча углеводородов, промышленность, торговля, военно-техническое сотрудничество?
— Важны все сферы, у нас приняты планы развития до 2025 года. Не так давно в ЮАР состоялась встреча с лидерами стран БРИКС, в том числе России. Страны БРИКС заявили, что создадут банк для развития Африки, в частности для развития инфраструктурных проектов. Вы знаете, в Африке, как это неоднократно подчеркивал НЕПАД (стратегическая программа "Новое партнерство для развития Африки", принятая Африканским союзом в 2001 году — прим. ред.), больше всего не хватает именно инфраструктуры, без которой нельзя даже говорить об устойчивом развитии.
В свете создания этого банка, мы надеемся, Россия будет играть важную роль в развитии инфраструктуры в Африке в целом и в Конго в частности.
Но мы намерены развивать сотрудничество во всех областях, в добыче углеводородов, сельском хозяйстве, полезных ископаемых, лесопромышленности, в вопросах образования и подготовки специалистов. Развитие невозможно без образования. На всех уровнях должны быть компетентные люди.
— Какие основные задачи вы ставите перед страной на ближайшее будущее?
— Вы знаете, что наша страна пережила очень сложный период — около 15 лет назад гражданская война уничтожила значительную часть нашего достояния. Нам понадобились огромные усилия, чтобы добиться мира, стабильности, национального примирения. Это был важный политический этап. Сегодня мы действительно живем в мире и безопасности, в нормальной политической обстановке. Мы приступили к реализации серьезных программ по развитию инфраструктуры. В рамках поиска устойчивого роста в программе, рассчитанной до 2025 года, хотим реализовать программу модернизации и индустриализации, которая будет опираться на развитие сельского хозяйства, развитие лесного хозяйства и добычу полезных ископаемых. Наша страна имеет свои козыри для того, чтобы идти к модернизации. Я обращаюсь ко всем моим соотечественникам: мы не можем достичь этих целей без серьезных усилий, надо еще более серьезно взяться за работу, чем-то пожертвовать. Только так можно достичь поставленных целей.
— Региональные организации, такие как Экономическое сообщество стран Центральной Африки, продолжают усилия по интеграции стран региона. Как вы оцениваете этот процесс и как себя позиционирует Конго в регионе?
— Мы придаем большое значение вопросам интеграции. По решению колониалистов в Берлине (международная конференция, собравшаяся 15 ноября 1884 года в Берлине для обсуждения раздела Африки между европейскими державами — прим. ред.) Африка была разделена на мелкие территории, каждая метрополия, как ножницами, нарезала себе по куску, часто один и тот же народ становился разделенным границами. К примеру, такая огромная страна, как Демократическая Республика Конго, считалась частной собственностью бельгийского короля. Маленькие страны нежизнеспособны экономически. Даже четырехмиллионного населения нашей страны недостаточно, чтобы создать реальную экономику. Сейчас время крупных объединений, которые уже появились в Европе, Азии и Африке. Все стараются создавать крупные блоки, поэтому и Африка, разделенная на небольшие куски внешними силами, не может игнорировать эти процессы.
Мы активно работаем над интеграцией в Центральной Африке, наша страна занимает ключевую позицию, считается транзитным государством. На востоке от нас находятся ДРК, Руанда, Бурунди, на юге — Ангола, на западе — Габон, Сан-Томе и Принсипи, Камерун, севернее располагаются ЦАР и Чад. Поэтому мы должны играть ведущую роль в интеграционных процессах региона Центральной Африки.
— Браззавиль называют столицей африканской дипломатии. Конголезская дипломатия и вы лично активно участвуете в урегулировании кризисов в соседних странах. Расскажите о ситуации в Центрально-Африканской республике, что необходимо для урегулирования в этой стране и прекращения боевых действий?
— Без мира, стабильности и безопасности народы не могут развиваться. Мы активно работаем. Мы стараемся внести свой вклад в разрешение кризисов, потому что не желаем, чтобы ситуация в ЦАР превратилась в забытый международным сообществом кризис. Мы стараемся, чтобы была оказана необходимая помощь этому народу и он выбрался из ямы. Мы полагаем, что это возможно, если международное сообщество сосредоточится на этой проблеме и сделает все необходимое.
Прежде всего, есть проблема безопасности, которую необходимо решать. Сначала этим занималось центральноафриканское сообщество, затем эту роль стал выполнять Африканский союз, сейчас там находится контингент в шесть тысяч человек из стран Центральной Африки, также Франция направила две тысячи человек. Генсек ООН обратился с призывом направить еще миротворцев, чтобы общее число достигло хотя бы десяти тысяч.
Безопасность — это ключевой вызов: как жить стране, в которой нет полиции, нет армии, жандармерии, как сделать ее безопасной?
Есть и гуманитарный вызов — более миллиона граждан являются вынуждено перемещенными лицами внутри страны или беженцами в соседних государствах. Они живут в ужасных условиях.
Еще один вызов — это реорганизация государственных структур. Сейчас государство бездействует. Пока не видим, каким образом можно нормализовать ситуацию и провести выборы.
Есть и политический вызов — как работать политикам, чтобы привести страну к миру, в котором будет возможно проведение выборов, формирование демократических государственных институтов.
Кроме того, существует и правовой вызов — должна работать судебная система, необходимо наказывать преступников.
— Как активный представитель и бывший глава Африканского союза, дайте, пожалуйста, вашу оценку отношениям России с этой организацией?
— Африканский союз работает достаточно эффективно. У этой организации есть и слабые стороны, но преимущество в том, что она объединяет все африканские государства, старается по ряду вопросов выступать одним голосом. Так было в вопросах изменения климата, охраны окружающей среды, реформы ООН, экономики, коллективной безопасности. Есть общая программа, принятая в рамках партнерства НЕПАД, с Россией, с другими постоянными членами СБ ООН.
Мы активно обсуждаем реформу ООН, чтобы она стала более эффективной организацией. Я полагаю, что Россия поддерживает требования африканцев в вопросах реформирования системы ООН. Африка должна занять достойное место, пока это единственный континент, который не имеет постоянных представителей в Совете безопасности ООН.