На днях министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что военное ведомство планирует совместно с ДОСААФ России и ведущими вузами страны начать с марта текущего года создание межвузовских военных учебных центров для подготовки студентов.
Студенты (рядовой состав) будут 1,5 года проходить теоретическую подготовку — один день в неделю на военных кафедрах или в специальных центрах подготовки. Основным результатом деятельности данных центров, по словам Шойгу, должно стать получение студентами водительских прав.
О том, кто занимается созданием этих центров, сколько их будет в России, будут ли студенты платить за обучение в этих центрах, а также о том, сколько денег потребуется для их создания, накануне Дня защитника Отечества корреспонденту РИА Новости Алексею Паньшину рассказал председатель ДОСААФ России Сергей Маев.
— Сергей Александрович, расскажите поподробнее о предложении министра обороны по созданию центров для обучения студентов. Что они будут собой представлять?
— Предполагается создание межвузовских учебных центров для подготовки студентов и получения ими военно-учетной специальности (ВУС). Для решения этих задач в настоящее время есть определенное количество вузов, которые имеют военные кафедры. Учебные заведения, которые имеют возможность обучать студентов в своих стенах военным специальностям, будут этим заниматься и дальше. Вузы, у которых нет военных кафедр, остаются без материальной базы, поэтому принято решение создать некие межвузовские центры, в которых будут проходить обучение студенты как вузов, которые имеют военные кафедры, так и тех, которые таковых не имеют.
Сейчас возникает вопрос, какова будет конфигурация этих центров. Будут ли это отдельные здания или еще что-то. Пока четкой конфигурации нет, но есть понимание, что в системе ДОСААФ России в каждой области, в каждой республике, в каждом крае есть школы, которые уже сейчас занимаются подготовкой к службе в Вооруженных силах РФ. Поэтому принято решение изучить возможности наших образовательных учреждений, чтобы ввести их в общую структуру межвузовских центров.
— Изменится ли в связи с этим структура ваших образовательных учреждений?
— Они сохранят свою нынешнюю инфраструктуру, свой преподавательский состав, но, безусловно, поскольку объем задач увеличится, нужно будет увеличивать и учебно-материальную базу, увеличивать количество преподавателей, разрабатывать новые методики обучения и прочее. Вот сейчас как раз идет процесс разработки и подготовки этого материала, который мы должны будем доложить министру обороны 3 или 4 марта.
— Готовы уже предоставить какие-то предложения?
— Мы пока еще не готовы, сейчас еще идет проработка. Работа идет как в Главном организационно-мобилизационном управлении Генерального штаба, так и здесь, у нас.
— Нужно ли будет увеличивать штат существующих учреждений ДОСААФ или так справитесь?
— Мы сейчас готовим ежегодно около 650 тысяч человек для получения водительских прав. Занятия идут в основном в вечернее время, то есть после работы. С 9 до 16 часов на наши образовательные учреждения идет минимальная нагрузка. Преподаватели, которые есть, безусловно, приходят на работу в 9 часов. Так вот, за счет этого временного резерва мы и начнем подготовку студентов, ну а дальше посмотрим по результатам. Где-то будет достаточно преподавателей, где-то — нет.
Министром обороны поставлена задача, чтобы все студенты получили водительское удостоверение как одну из основных военно-учетных специальностей. Так вот, по этой специальности мы уже готовы обучать. Есть также опыт подготовки и по другим направлениям для Вооруженных сил. Когда Генштаб отработает перечень специальностей, определит количество студентов, определит, где должна идти подготовка, тогда мы будем заниматься материальной базой и структурой.
— Сколько центров приблизительно планируете создать?
— Я полагаю, что на первом этапе будет создано 80 центров по количеству субъектов РФ, а потом посмотрим по географии расположения вузов.
— Увеличится ли в связи с созданием центров финансирование ДОСААФ?
— Я думаю, что если есть новые задачи, безусловно, должно быть и финансирование какое-то. Как это финансирование будет организовано, я не знаю. Могу сказать, что, поскольку наша система более или менее адаптирована к этим задачам, то расходов, которые потребуются в данной ситуации, будет меньше, нежели если создавать эти центры с нуля.
— Сколько денежных средств нужно для выполнения задачи, поставленной министром?
— Трудно сказать. Руководство Минобороны говорит, что объем подготовки где-то в пределах 150 тысяч студентов в год. Какие специальности, сколько это будет стоить — я не знаю. Цена подготовки зависит от конкретной военной специальности, поэтому определить точную сумму, которая понадобится, пока невозможно.
— Студенты будут платить за обучение или будут учиться бесплатно?
— Не знаю, не могу сказать. Допустим, государство может дать одну учетную специальность, которая будет востребована, и оно обязано будет за нее заплатить. По поводу других специальностей я не знаю, как будет решен вопрос. То ли за счет государства, то ли за счет курсантов, студентов.
— Министр обороны на днях заявил, что к 2020 году ДОСААФ должен стать связующим звеном между армией и обществом. Вы согласны с таким заявлением?
— Я полагаю, что уже сейчас ДОСААФ является связующим звеном. В первую очередь, мы должны работу с молодежью начинать не с 18 лет, а с 12 и 14 лет. Раньше, например, в ДОСААФ вступали с 14 лет, и уже с этого возраста дети приобщались к определенным видам спорта, занимались в технических кружках.
Сейчас это тоже происходит, но не везде, а нужно сделать повсеместно. Нужно, чтобы каждый школьник с 14 лет был охвачен этой системой. Даже приведем в пример простейшее дело — освоение транспортных средств. Вы себе представляете, что в ближайшем будущем современный молодой человек не сможет пользоваться транспортным средством? Это же нонсенс. А начинать надо как раз с 12-14 лет.
Кстати, мы сейчас изучаем очень интересный вопрос — новые технологии изготовления образцов техники. Вот раньше тот же пистолет изготавливали из определенной заготовки, куска металла. А сейчас говорят, что не надо ничего изготавливать, надо печатать на 3D-принтерах.
В интернете много пишут, а организационно и структурно в стране никто этим не занимается среди молодежи. Я полагаю, что такие технологии должны тоже осваиваться с раннего возраста. Я сегодня поставил задачу запустить пилотный проект и в наших учебных заведениях создать лаборатории по изготовлению этих принтеров.
— Давайте немного отойдем от темы образования и поговорим про вашу пилотажную группу "Русь". В СМИ писали, что пилотам задерживают зарплату месяцами.
— Это наше структурное подразделение, оно является визитной карточкой ДОСААФ. Да, группа испытывает определенные экономические трудности. Мы помогали, выделяли деньги из бюджета ДОСААФ. Но так как у нас организация на самофинансировании, помогать постоянно нет возможности. Я недавно был в Смоленске, общался с губернатором, мы общались, в том числе и о "Руси", с тем, чтобы найти какие-то задачи, которые позволили бы зарабатывать деньги этой организации. Но, видимо, эти задачи будут возникать только с марта-апреля. Сейчас мы приняли очередное решение по оказанию финансовой помощи.
— Речи о расформировании группы пока нет?
— Ни пока, ни потом, никогда не будем расформировывать. В любой ситуации мы будем их поддерживать. Будем стараться их развивать.
— Через пару дней в России отметят День защитника Отечества. Что бы вы пожелали молодым защитникам Родины?
— Я с большим удовольствием хотел бы высказать напутственные слова нашему молодому поколению. Во-первых, чтобы они всегда помнили историю нашего государства, вопросы, связанные именно с защитой России. Возьмите хоть далекое прошлое, хоть недавнее — всегда была необходимость защищать Родину. Так вот, главная задача молодого поколения — иметь настолько мощную армию, чтобы все понимали, что с нами лучше не связываться.
Чтобы чтили старших, ветеранов. Чтобы не относились к ним легкомысленно и не считали, что они многого не понимают. Ветераны все понимают, другое дело, что их позиция не всегда совпадает с тем, что находится сейчас в умах молодежи.
Желаю всем учиться, совершенствовать себя и не удовлетворяться тем, чего уже добились, а идти дальше.