Одним из первых шагов Сергея Шойгу на посту министра обороны было решение об избавлении ведомства от несвойственных функций и непрофильных активов. Уже в феврале текущего года Минобороны объявило мораторий на проведение торгов, связанных с реализацией ведомственного имущества, затем началось реформирование холдинга "Оборонсервис", "прославившегося" в бытность главой Минобороны РФ Анатолия Сердюкова. О том, по какому пути идет реструктуризация этого холдинга и в какие сроки ее планируется завершить, а также о новых принципах, которыми российские военные будут руководствоваться при управлении ведомственным имуществом, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Игорю Андрееву рассказал директор Департамента имущественных отношений Минобороны РФ Дмитрий Куракин.
— Дмитрий Александрович, когда завершится реструктуризация "Оборонсервиса"?
Допустим, организация питания военнослужащих. Это достаточно развитое направление на рынке общепита, разве что за редким исключением, когда нужно кормить солдат где-нибудь на Новой земле. Но есть и определенные задачи, которые не могут быть обеспечены рынком — например, услуги ЖКХ в закрытых военных городках или материально-техническое снабжение, организация быта военнослужащих в условиях учений или боевых действий.
— Не опасаетесь, что гражданская структура откажется от снабжения солдат во время боевых действий?
— В таких случаях мы должны не просто иметь в распоряжении структуру, управление которой осуществлялось бы на рыночных, контрактных принципах, потому что этих инструментов может быть недостаточно, а обеспечить осуществление требуемого результата в административно-командном режиме.
Грубо говоря, завтра в определенном месте, в таком-то объеме для решения задач обороны государства должен быть обеспечен конкретный ресурс. Это значит, что будет отдан приказ, который необходимо выполнить беспрекословно и своевременно. Но смогут ли это сделать коммерсанты, привлеченные в режиме размещения государственного заказа?!
Из такого подхода и будет выстраиваться логика реструктуризации "Оборонсервиса".
— Каких активов в итоге "Оборонсервис" лишится, а что у холдинга останется?
— Для начала выясним, что останется в "Оборонсервисе" после выполнения уже принятых решений: передачи Минпромторгу предприятий "Спецремонта", "Авиаремонта" и "Ремвооружения", реформирования "Красной звезды" и ликвидации "Агропрома".
Вот, собственно, и весь функционал, который останется от "Оборонсервиса".
— В каком направлении продолжите работу с активами ведомства после завершения юридической части реструктуризации "Оборонсервиса"?
— После мы должны будем, на мой взгляд, искать не какие-то структурные решения внутри существующих организаций, не думать сейчас о повышении стоимости активов, о приватизации или улучшении структуры баланса юридических лиц.
Мы должны проанализировать саму функцию. Где и в каком объеме она может выполняться по рыночным принципам? Где мы должны привлекать коммерсантов, а в каких случаях выполнять работы своими силами или, как говорили в советские времена, хозспособом: силами военнослужащих, силами, например, гражданского персонала, либо через специально созданные государственные предприятия или учреждения. Мы должны определиться, где для нас главным является выбор наилучшего поставщика, а в каких случаях нам требуется гарантия того, что услуга будет оказана вопреки всему, несмотря на какие бы то ни было обстоятельства, в том числе и в военное время.
— В феврале Минобороны РФ ввело мораторий на продажу недвижимости и отменило торги до создания новой системы управления ведомственным имуществом. Когда рассчитываете завершить работу над новой системой?
— Работа находится в завершающей стадии. В Департаменте имущественных отношений разработали Концепцию управления имуществом Вооруженных Сил РФ, и министр обороны утвердил этот документ. Концепция стала первым стратегическим "невоенным" документом в новейшей истории военного ведомства. Эта разработка содержит ответ на вопрос о месте и роли имущественной политики в деятельности министерства, в ней содержится описание механизма управления военным имуществом. Ключевые направления работы — совершенствование учета недвижимого военного имущества, определение целевой функции военного имущества, обеспечение эффективного управления военным имуществом, вовлечение в гражданско-правовой оборот высвобожденного военного имущества и управление рисками. Не на последнем месте — экономическая мотивация при проведении торгов, которая позволит взять продавцам на себя вопросы предпродажной подготовки имущества: учет, оформление, регистрацию, оценку и другие функции.
— Ставит ли разработанный Департаментом документ во главу угла рост доходов и снижение расходов ведомства, или имеются и другие ключевые критерии эффективности работы с ведомственной недвижимостью?
— С учетом избыточности площадей недвижимого имущества, имеющихся в распоряжении Минобороны, в том числе военных городков, образовательных, культурных, коммунально-бытовых объектов, обслуживающих потребности населения, одними из главных критериев является оперативность передачи такого имущества новым собственникам. Еще один немаловажный критерий — приоритет социально значимой передачи над выгодой от получения прибыли для министерства.