Главный мусульманский праздник Курбан-байрам, или Ид аль-Адха, отмечается в России с 15 по 17 октября. В этом году трехдневным торжествам в Москве предшествовали печальные события в Бирюлево – после убийства 25-летнего Егора Щербакова волна насилия выплеснулась на гастарбайтеров, среди которых много мусульман, и на правоохранительные органы. Председатель совета улемов Российской ассоциации исламского согласия (РАИС, Всероссийский муфтият) муфтий Фарид Салман ответил на вопросы РИА Новости о смысле и особенностях праздника жертвоприношения, о причинах и возможных мерах по предотвращению беспорядков, связанных с миграцией, а также о настроениях российской уммы и перспективах строительства новых мечетей. Беседовал Сергей Стефанов.
— Уважаемый Фарид-хазрат, в чем заключается духовный смысл праздника Курбан-байрам, что он значит для мусульман? Расскажите, с какого времени отмечается данный праздник, кто его установил?
— Курбан-байрам, или праздник жертвоприношения, — это один из двух великих праздников в исламе, его история насчитывает не одно тысячелетие. Этот праздник является живым свидетельством духовного единства между всеми пророками в их миссии, связанной с проповедью ими веры в единого Бога. В исламе же этот праздник, обряд жертвоприношения установлен самим пророком Мухаммадом (мир ему!).
Принесение животной жертвы пред Господом имеет глубокий смысл: Господь запрещает пролитие человеческой крови, убийство, войны. И в этом также заключается глубокий духовный смысл этого праздника.
— А с какими чувствами, настроениями мусульмане в России встречают Курбан-байрам в этом году?
— Мусульмане России вот-вот отпразднуют 225 лет со дня основания Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС), ныне ЦДУМ России. Это наша основная историческая мусульманская отечественная организация. Далее нужно сказать о том, что мусульмане Татарстана, Башкортостана, целого ряда регионов Среднего Поволжья, Чечни, Ингушетии, Дагестана соревнуются между собой в добрых делах. Это реальные дела, серьезные достижения, намечаемые планы и, даст Бог, хорошие перспективы.
Достижение единства российской мусульманской уммы в подходах к общероссийским и международным мусульманским проблемам пока остается только мечтой. Налицо идеологические расхождения в оценке того или иного явления. Поэтому нужно еще многое предпринять для достижения духовного единства, а также плавного перехода в новую эру традиционного российского ислама, ратующего за интересы веры и Отечества.
— Есть ли какие-либо существенные отличия в праздновании Курбан-байрама в различных регионах России? Скажем, одинаково ли отмечается праздник жертвоприношения в Центральной России, в Поволжье, в республиках Северного Кавказа?
— Существенных различий в праздновании Курбан-байрама в российских мусульманских регионах нет: это принесение жертвы, чаще всего барашка, праздничный стол, посещение родственников, а также усопших на кладбищах. Различия проявляются в напевах, используемых в чтении Священного Корана, и молитвах, а также в блюдах национальных кухонь.
— Как вы можете оценить установившуюся практику последних трех лет, когда забой жертвенных животных в черте Москвы запрещен и все это делается на специальных бойнях в Подмосковье, причем верующие даже могут заказать мясо жертвенных животных на дом, тем самым соблюдая необходимый обряд жертвоприношения?
— Это нормальная практика. Она соответствует нормам и канонам мусульманского шариата, то есть закона. Ислам — религия доброго диалога, плюрализма мнений и сотрудничества. Специальные места для жертвоприношения – это укладывающиеся в нормы мусульманского закона положения. Необходимо не только учитывать требования к исполнению ритуала жертвоприношения, но и требования специализированных ведомств, связанных с требованиями чистоты, охраны окружающей среды, правопорядка.
Это нормальная, хочу подчеркнуть, практика, никаких противоречий с исламскими канонами она не создает.
— И еще одна из тем, которая часто обсуждается в СМИ в связи с большими мусульманскими праздниками. Это проблема большого наплыва верующих в места молитв и автомобильных пробок в связи с этим… На ваш взгляд, все ли делается для того, чтобы главные праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам в Москве проходили максимально спокойно, не нарушая обычного ритма городской, общественной жизни? С учетом того, что власти в последние годы выделяют дополнительные площадки для молитв — в "Сокольниках" и других местах, решает ли это проблему нехватки мечетей, о которой часто можно услышать из уст различных мусульманских лидеров? Вообще, существует ли действительно такая проблема для Москвы, для ее жителей?
Вопрос заключается в другом: в чьем ведомстве будут строительство и готовые религиозные объекты. На мой взгляд, российские мусульмане, российское общество и власть в этом вопросе имеют схожие взгляды. Новые мечети и центры должны находиться в ведении тех, кто исповедует ценности традиционного российского ислама, а не сторонников зарубежных геополитических центров и сектантов.
— Как вы оцениваете последние события в столичном районе Бирюлево и реакцию на это властей?
— Произошедшее в Бирюлево – это репетиция тех сил, которые усиленно пытаются разжечь в России пламя межнационального, межконфессионального и гражданского противостояния. Решение этой проблемы всецело зависит от решимости и крепости власти. Причем оно может быть только комплексным: действенные антикоррупционные меры, выход проблемы трудоустройства мигрантов из серого бизнеса, ее легализация и встраивание в официальную экономическую схему через уплату налогов, сборов, а также решение экономической ситуации в ряде южных регионов РФ.
Все это должно сопровождаться грамотной государственной пропагандой того, почему нам нельзя вводить визы с бывшими советскими республиками, почему мы не в состоянии сегодня полностью отказаться от иностранной рабочей силы. Также на государственном уровне необходимо одновременно пресечь и встречающуюся порой форменную исламофобию в отношении собственных мусульман и мусульман-мигрантов. Необходимо также покончить с попытками дестабилизации ситуации в мусульманской общине страны в интересах зарубежных геополитических центров и еще жестче пресекать попытки иностранных граждан вовлекать россиян в противоправную деятельность.
В праздничные дни необходимо обеспечить спокойствие и правопорядок в местах мусульманского богослужения в честь Курбан-байрама. Многое будет зависеть от слаженной и в то же время корректной работы органов и сотрудников сил обеспечения правопорядка.
— Что вы могли бы пожелать мусульманам не только России, но и проживающим в других странах в связи с окончанием хаджа и наступлением праздника Курбан-байрам в 2013 году?
— В этот праздничный и одновременно исторический день Всевышний Аллах даровал искупление человеческой крови жертвенной кровью животных, коих мы потребляем в пищу. Сегодня, даже в дни праздника, не перестает литься кровь сыновей человеческих, единоверцев в Сирии, Ираке, Афганистане, Сомали и других регионах. В целом ряде мусульманских стран голод и нищета правят бал. Я призываю мусульман мира одуматься, вспомнить пример нашего праотца Ибрахима и его сына (мир им!). Вспомните, насколько дорога перед Господом Всевышним человеческая жизнь. Отдайте свой пыл и энергию на пути мирного строительства, но не брани.
Я желаю всем гостям Божьего дома, в особенности хаджиям России, исполнить обряд и вернуться домой с добрыми молитвами и благой энергетикой.
И да примет Аллах наши молитвы и благие деяния в эти благословенные дни. Молю Всевышнего Аллаха даровать мир и спокойствие всем россиянам, мусульманам и последователям всех религиозных традиций России!