Осенний призыв на военную службу стартует 1 октября. Несмотря на проведенную в российской армии работу по улучшению физической подготовки, в частности, увеличение времени для занятий спортом, введение должности инструкторов по физподготовке и надбавок за высокий уровень физической подготовленности, министр обороны Сергей Шойгу оценил спортивную подготовку армейцев как "недостаточную". В преддверии нового набора солдат-срочников начальник управления физической подготовки Вооруженных Сил России полковник Олег Боцман в интервью корреспонденту РИА Новости Екатерине Згировской рассказал о работе по повышению уровня подготовки допризывной молодежи, обучении инструкторов для ВС РФ и новых армейских видах спорта.
— Олег Станиславович, скоро стартует осенний призыв, как вы думаете, почему в армию попадает много слабых и плохо подготовленных юношей, при том, что общество в целом озабочено здоровым образом жизни?
— Я бы не сказал, что призывники приходят такие уж плохие. Идут в армию служить сейчас все, мы ведем учет — очень много разрядников. Сильные, физически подготовленные от армии не бегают. Нам бы, конечно, хотелось, чтобы призывались одни мастера спорта, но это невозможно. Вопрос их готовности — это не к нам. Мы получаем того призывника, который был подготовлен в школе. Хотя с образовательными и спортивными ведомствами мы ведем работу.
— Мы активно сотрудничаем с Минспортом по восстановлению всероссийского спортивного комплекса. В кадетских и суворовских военных училищах уделяем огромное внимание спорту. Ежегодно проводятся спартакиады. По указу президента Российской Федерации разработана нормативная база военно-прикладных видов спорта, чтобы молодежь перед армией могла заниматься этими видами спорта, отражающими специфику той или иной воинской специальности. Это необходимо интегрировать в школьную подготовку, чтобы, приходя в армию, молодой человек мог выполнять военно-профессиональные задачи, уже имея определенные навыки.
— Насколько разделение призывников на категории исходя из физических данных способствует избежанию несчастных случаев, связанных с физической перегрузкой во время несения службы?
— Техника и ритм военной службы очень сильно отличается от гражданской жизни. Чтобы солдат вынес эту нагрузку, его нужно подготовить. С прибытием в воинскую часть у них сразу проверяется уровень физической подготовленности, по результатам которого формируют три группы: с низким уровнем, средним и группа хорошо подготовленных – это спортсмены-разрядники. Группы сразу приступают к занятиям, программа подготовки включает начальный, адаптационный, умеренный и интенсивный циклы. В зависимости от этого и специфики рода войск инструкторы выстраивают технологию работы. Объем физической нагрузки должен быть дозирован, травмы недопустимы.
— Как работает система надбавок личному составу за высокий уровень физической подготовки?
— Если военнослужащий выполнил норматив высококачественно, он должен быть поощрен. Но это не должно быть ради денег. Платят не спортсменам, платят за высокий уровень физической подготовленности. Если военнослужащий-контрактник физически готов и сдает на "5", он получает просто денежное довольствие. А если он постоянно совершенствует свои навыки и на голову выше тех, кто сдает на "5", он получает доплату в размере определенного процента от оклада к своему довольствию.
— А не получится так, что придется всем платить надбавку? Хватит ли средств?
— Все, что свыше пятерки, мы разделили на уровни: третий, лучше результаты – второй уровень, дальше — первый уровень и высший. Когда надбавка вводилась, были опасения, что денег не хватит, а оказалось, что достичь высшего уровня не так просто.
— Какие еще применяются методы поощрения военнослужащих, занимающихся спортом?
— Мы восстанавливаем знак "воин-спортсмен" для солдат. Военнослужащий, выполнив военно-спортивный комплекс и один из разрядов по военно-прикладным видам спорта, будет награжден знаком "воин-спортсмен". Это хорошее стимулирование. Среди молодых ребят это важно – есть к чему стремиться.
— В армии ввели должности сержантов-инструкторов по физической подготовке. Чем они руководствуются в своей службе? В чем специфика, их где-то специально учат или это просто хорошо подготовленные военные?
— Руководствуются они, разумеется, наставлением по физической подготовке. Кроме того, министр обороны поставил задачу создать руководство по физподготовке каждого вида и рода войск. Мы на завершающем этапе выполнения этой задачи. Те, кто служит на должностях инструкторов, имеют специальное образование. В каждой части командиры сами определяют, какое направление им больше нужно: армейский рукопашный бой или преодоление препятствий и горная подготовка, или практическая скоростная стрельба, или военно-прикладное плавание и легководолазная подготовка, выживание и так далее. Подготовку специалистов ведут в Военном институте физической культуры в Санкт-Петербурге. Кроме того, в нем повышают квалификацию все специалисты физической подготовки видов и родов войск. Уровень профессиональной подготовленности инструкторов и специалистов по физподготовке проверяют ежегодно.
— Программа инструкторов уже внедрена во всех воинских частях?
— Да, в каждой бригаде есть взвод инструкторов в зависимости от количества военнослужащих. Это сержанты-контрактники со средним образованием. В каждой части есть помощник командира по физподготовке – офицер — выпускник ВИФК, они учатся пять лет. Требования к выпускникам повысились. Экзамен по физподготовке сейчас является государственным у Минобороны.
— Некоторое время назад вы упоминали о планах по развитию новых видов спорта для российских солдат. Как проходит процесс внедрения?
— Новые военно-прикладные виды спорта разрабатываются в Минобороны нашим управлением. Но Минспорт просто так их не принимает. Есть жесткие требования по разработке нового вида: он не должен быть ни с чем схож, быть особенным, отражать специфику военно-профессиональной деятельности и выполняться в той военной форме, в которой служат. Военнослужащие начинают соревноваться, а самого вида спорта еще нет. Мы им не насаждаем этот спорт, они сами нас просят. А пока нет признания, правил, нормативной базы, судейской коллегии и медицинского обеспечения, они не могут устраивать масштабные соревнования. Наша задача – внедрить эти зародившиеся виды спорта и сделать их официальными. Недавно утвердили горное троеборье, планируются к утверждению военное ориентирование и военный биатлон.
— Сейчас в российской армии появилось четыре спортивные роты, в которые уже набрано сто человек. Не планируется ли увеличение числа этих рот?
— Президентом четко определено, что спортивные роты созданы для прохождения в них военной службы членами сборной по олимпийским видам спорта, чтобы во время цикла подготовки они могли и служить, и заниматься. Не мы их отбираем. Минспорт составляет список включенных в сборную молодых людей призывного возраста. В эту роту не может попасть никто со стороны. Призыв прошел – мы набрали сто человек, сейчас новый призыв, может, еще сто наберется, но первые сто уже через полгода уволятся. Их не может быть масса, никакого расширения не понадобится – в этом нет смысла.
— А есть ли какие-то перспективы и социальные гарантии у спортсменов, отслуживших в такой роте?
— С созданием спортивных рот появился некий социальный лифт для спортсмена внутри вооруженных сил и Минобороны. Отслужив, он должен думать, что делать дальше, ведь спорт не вечен. Он может поступить в Военный институт физической культуры, получить среднее специальное образование и идти инструктором, а значит, как военнослужащий по контракту он может получить жилье. Может получить высшее образование и стать помощником командира, пойти преподавателем в вуз или суворовское училище – у человека есть выбор, что делать после большого спорта. Он может перейти на тренерскую работу в ЦСКА. У него есть перспективы на всю жизнь внутри Минобороны. Не хочет – нет проблем, но возможность мы даем.
— Каковы взаимодействие между управлением физподготовки Минобороны и ЦСКА? Являются ли решения Минобороны обязательными для исполнения руководством и тренерским штабом спортивных клубов ЦСКА?
— ЦСКА – это не общество, как Динамо и другие, а структурное подразделение Минобороны. Сейчас это автономное учреждение, в соответствии с федеральным законом, оно работает на госзадании. Минобороны как учредитель ставит задачу: подготовка спортсменов, команд, проведение занятий с военнослужащими. В такой форме людям, работающим в ЦСКА, ясно, что делать. Это разграничение обязанностей, согласно которому каждый внутри ведомства занимается конкретной задачей.
— Планируются ли какие-то общеармейские соревнования в ближайшее время?
— В этом году с одобрения Министра обороны мы проводим командирские старты. Соревнуются между собой по уровням офицеры: командиры взводов, командиры рот, командиры батальонов, командующие армий и один из заместителей командующего войсками военного округа. В ноябре в ЦСКА будет проведена финальную часть. Сборную команду военного округа, рода войск будут представлять лучшие: командир взвода, командир роты, командир батальона, объединения и один из заместителей командующего войсками военного округа – по принципу "делай как я!". В спорт должны быть вовлечены все – это наше кредо.