Российское НПО "Энергомаш" имени академика В.П.Глушко" является ведущим предприятием в мире по разработке мощных жидкостных ракетных двигателей для космических ракет-носителей и одним из лидеров мирового рынка наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Свою историю предприятие ведет с 15 мая 1929 года. За прошедшие годы здесь было разработано около 60 жидкостных ракетных двигателей, которые изготавливались серийно и продолжают эксплуатироваться в составе космических и боевых ракет-носителей. О новых разработках, финансовых и производственных показателях, о кадровой политике и перспективах предприятия рассказал в интервью РИА Новости исполнительный директор "Энергомаша" Владимир Солнцев. Беседовал Алексей Песляк.
— Владимир Львович, известно, что финансовое состояние предприятия – важная составляющая его развития. Каковы ваши прогнозы по объему выручки "Энергомаша" по итогам этого года?
— По выручке мы приближаемся к 7 миллиардам рублей за этот год. При этом еще три года назад выручка была на уровне 1,7 миллиарда рублей. Если сравнивать с прошлым годом, то по выручке у нас рост составил 10%, а по сравнению с 2011 годом – рост в два раза. Есть основополагающий документ – план развития предприятия до 2020 года, когда выручка должна удвоиться по сравнению с сегодняшним днем, то есть примерно до 15 миллиардов рублей в год. Для этого потенциал у нас есть.
— А каковы показатели по объему производства предприятия?
— Объем производства у нас тоже вырос за три года почти в 2,5 раза. Большую часть инвестиций мы направили на систему контроля качества продукции, поэтому все наши двигатели на 100% безаварийные. Сейчас мы вышли на уровень производства в 20 двигателей в год. Для сравнения: в 2009 году было выпущено только пять двигателей. К 2020 году объем производства, как и выручку, тоже планируется удвоить по сравнению с сегодняшними показателями.
— Какие новые разработки есть сейчас у предприятия?
— Мы создаем двигатель с тягой 1000 тонн, мы создаем более экономичный с точки зрения затрат двигатель – аналог двигателя РД-191 (который будет использован на новых российских ракетах-носителях "Ангара"). Мы также работаем над новыми видами топлива для ракетных двигателей, в том числе над созданием двигателя, который работает на метане. Кроме того, мы участвуем в разработке двигателя на основе использования ядерной энергии.
— Расскажите про новый двигатель тягой 1000 тонн.
— Это новая разработка, сейчас идет этап проектирования. Хочу отметить, что мы его создаем с использованием новых 3D-технологий. Кстати, двигатель на базе РД-191 мы тоже разрабатываем с использованием цифровой технологии, то есть это уже не рисуется на кульманах. Тем самым повышается система качества, поскольку программное обеспечение помогает избежать многих человеческих ошибок. Новый двигатель тягой 1000 тонн вписывается в габариты ракеты-носителя "Зенит". Мы основываемся на том, чтобы геометрические параметры не выходили за габариты сегодняшних ракет-носителей, у него будет несколько увеличена камера сгорания, на нем будут установлены два турбонасосных агрегата, которые должны обеспечить более эффективную работу двигателя. Зарубежных аналогов у него нет. По сравнению с нашими двигателями у нас максимальная тяга пока 800 тонн. При этом он может использоваться не только на ракетах "Зенит", но и на различных модификациях ракет-носителей, которых на сегодняшний день пока еще нет. Мы пытаемся чуть-чуть опередить время, потому что на создание двигателя нужно 5-7 лет. Мы планируем выйти на окончательное решение по компоновке нового изделия к 2015 году. А дальше будем смотреть на его востребованность.
— Большое внимание в ракетно-космической отрасли сейчас уделяется экологичности продукции. Какие разработки в этой области есть у "Энергомаша"?
— Все последние двигатели нашего предприятия – РД-171, РД-180, РД-181, РД-191, РД-193 – работают на экологически чистом топливе (кислород-керосин). Они должны прийти на смену двигателям для ракет-носителей "Протон", которые работают на гептиле.
— Как вы оцениваете предложение вице-премьера Дмитрия Рогозина о создании Объединенной ракетно-космической корпорации в форме ОАО? Что, на ваш взгляд, это даст и что изменится в отрасли в случае ее создания?
— Если просто сбивать в кучу все предприятия, то это никакого эффекта не даст. А вот если при присоединении к корпорации всех предприятий в первую очередь будет выработана определенная технологическая идея по их загрузке, то это будет правильно. Ведь не секрет, что все предприятия сегодня недозагружены. Надо смотреть, как и какие предприятия в этой корпорации должны существовать. Сегодня можно критиковать что угодно, но надо что-то делать, и создание новой корпорации, возможно, один из шагов, который подвигнет специалистов на более активное размышление и движение. Наверное, это должно дать результат именно для предприятий. Существует очень много мнений, как должна интегрироваться отрасль – по вертикальному или по горизонтальному принципу. Думаю, здесь нет однозначного ответа. Надо принять какое-то решение и дальше его выполнять, потому что оба варианта имеют право на жизнь. Все зависит от того, как и кто это будет делать, но одно точно можно сказать: создавать новую структуру надо осознанно и не совершать ошибок.
— Владимир Львович, как обстоит дело с кадрами в "Энергомаше". Молодежь сейчас не активно идет работать в космическую отрасль, в частности, из-за низкой системы оплаты труда.
— У нас зарплата за последние три года выросла на 40%. Сегодняшний средний уровень зарплаты на предприятии составляет 39 тысяч рублей. По молодым специалистам у нас персонализированный подход, который мы сегодня выстраиваем, то есть мы смотрим на ценность работника, и если цена соответствует качеству знаний и желанию работать, мы ее оплачиваем. Кадры и молодежь в отрасли – это очень больная тема. Но что касается "Энергомаша", мы создали учебный центр, где проходят практику студенты МАИ, МАТИ, МГТУ имени Баумана. С этими вузами мы подписали соглашение о взаимном сотрудничестве, которое реализуется уже три года. Если у нас в 2009 году приход студентов был ноль, в 2010 году – тоже ноль, то в последующие годы – по 24-26 человек. Здесь не надо гнаться за количеством, надо взять тех, кто будет работать, от кого будет отдача, потому что процесс становления конструктора или технолога занимает порядка 5-7 лет.
Еще что касается молодежи: у меня есть мечта – создать прототип ПТУ при заводе, чтобы здесь же ребята обучались, поставить современное оборудование. Сейчас труд рабочего граничит с работой инженера, человека творческого, здесь все на грани. Рабочий – это сейчас творец, нам надо творцов сделать, но для этого нужно создать условия. Кроме того, хочу отметить, что средний возраст работников предприятия сейчас составляет 49 лет, а совсем недавно этот показатель составлял 56 лет. У нас очень хорошие социальные условия работы. В частности, 2,5 года назад мы внедрили для всех работников добровольное медицинское страхование, у нас работает оздоровительный центр в Подмосковье, куда ездит молодежь и целые семьи сотрудников. Мы проводим различные спортивные соревнования, у нас есть своя футбольная команда, есть секция по мотоспорту, можно заниматься теннисом, волейболом, баскетболом, стрельбой. Это все собирает коллектив воедино, настраивает их на эффективную работу и на достойный образ жизни.