1 июня в российском телеэфире, на частоте, где раньше вещало MTV, появился новый канал под броским названием "Пятница". О том, что это за канал, на кого он рассчитан, как и с кем будет бороться за телезрителей, его создатель и руководитель, в прошлом топ-менеджер НТВ, Николай Картозия рассказал обозревателю РИА Новости Арине Бородиной.
— Я была на презентации нового телесезона "Пятницы". Это было занятно. Но, прежде чем говорить о канале, хотелось спросить про две ваши реплики, которые я даже отдельно записала себе, поскольку не каждый день такое говорят публично. Вы сказали, что "Пятница", по вашему мнению, "последнее живое телевидение". И дальше продолжили: "Я хочу построить канал для живых и нормальных людей, потому что сам отчасти приложил руку к тому, что убило живое телевидение". Что это было? Исповедь?
— Если говорить в привычных терминах "аудитории 55+", то исповедь (смеется). Но вы же хотите от меня честного ответа?
— Ну, мне не каждый день доводилось слышать, чтобы человек, много лет проработавший на одной из руководящих позиций крупного федерального телеканала, публично признавался в том, что он убил живое телевидение.
— Как вы знаете, у меня была очень богатая профессиональная жизнь на канале НТВ. И это была счастливая жизнь. Были десятки проектов, которые я выпускал в эфир. Среди них были и те, отношение к которым я со временем пересмотрел. Сейчас бы я не взялся делать "Программу "Максимум". Не буду уже погружаться в детали, почему. Тогда взялся – и ни секунды не жалею, а сейчас бы уже не стал. Недавно я пересматривал на флэшке лучшие проморолики наших программ, которые в свое время брали призы на американском Promax`е (аналог "Каннских Львов" для телевизионщиков). Первые, вторые, третьи места. Все ролики были остроумно и качественно сделаны. Проекты самые разные… Но в целом — а я смотрел их подряд, штук двадцать, год за годом, ролик за роликом — у меня сложилось довольно тягостное впечатление от интонации.
— Странно, что только сейчас. У меня от части вашей тогдашней продукции на НТВ ощущение давно было тягостным.
— Когда ты смотришь со стороны и находишься внутри – это две разные вещи. Это про белку, бегущую в колесе… И я понял, насколько я изменился за последнее время.
— То есть для того, чтобы прозреть и понять, что что-то шло не так, нужно было уйти на другую работу и начать делать совсем другой телеканал?
— Слово "прозреть" я бы не стал использовать. Может быть, я просто повзрослел.
— А вот вторая ваша цитата с презентации "Пятницы". Вы сказали, что хотите убрать "весь этот оскотиненный гламур двухтысячных", что "нашему телевидению нужно покаяться" и вообще неплохо было бы создавать телевидение "терапевтического назначения", например, каналы про кошечек и собачек…
— У читателя может сложиться впечатление, что это была не презентация телеканала "Пятница", а проповедь преподобного Миколы Останкинского. Я там довольно много шутил…
— Да, шутили вы много, но некоторые реплики были весьма примечательны. Вот и уточняю, чтобы понять, что имелось в виду.
— Хорошо, давайте про серьезное. Потому что обе цитаты, вы правы, были чем-то вроде моего программного заявления. Еще раз: я горжусь огромным количеством проектов, которые я сделал для НТВ. Они были успешны и даже иногда хороши. Но прошло время, я живу в совершенно другой логике, другой системе координат… Когда я пересматриваю некоторые свои старые работы, меня обдает волной серьезного напряжения. С российским телевидением есть одна интересная штука — когда из отпуска прилетаешь, не смотрел телевидение недели две и включаешь телевизор, кажется, что на тебя нападают, что тебя атакуют. Через день проходит…
— Я уже давно в таком состоянии живу. Все время кажется, что телевизор на тебя нападает и атакует.
— Но потом это проходит. Поначалу, когда мы выдумывали "Пятницу", я очень много шутил про себя-злыдня и про доброту предстоящего канала. Говорил, что теперь возглавляю "карательный отряд сил добра", что мы — "террористическое крыло армии спасения…" Шутил, шутил, но потом это уже превратилось для меня в образ жизни. И "Пятницу" захотелось сделать каналом, по жилам которого, как я однажды уже говорил вам, течет любовь.
— То есть "Пятница" стала еще и вашим личным покаянием?
— Я смотрю, что религиозная лексика надолго завладела нашим сознанием (смеется). Это моя эволюция. Мы же с вами не силы зла в коричневом трико.
— Не похожи вроде. Ну, кстати, слово "исповедь" было в названии одного из ваших проектов на НТВ, весьма рейтингового, где с монологом о своей нелегкой жизни выступали Филипп Киркоров, Николай Басков и многие другие представители шоу-бизнеса. Это если о лексике. А если все-таки про "надо телевидению покаяться". Можете сформулировать за что именно? Ваша версия?
— И хотя я не вижу на вас рясы, но давайте попробуем.
— Но про "покаяться" не я говорила, а вы.
— Я обозначил опцию (смеется)… Хорошо. Попробуем: все та же "Программа "Максимум". Наш штучный, бутиковый enfant terrible, ладно выточенный бронебойный снаряд. Мы придумали для него настолько заразительную интонацию, что тут же начали появляться программы-клоны и на самом канале, и за его пределами. И какой результат? Как минимум три канала в стране сейчас разговаривают на языке этой программы. Я не буду их называть, догадаться, я думаю, нетрудно. Были ли мы к этому причастны, что это случилось? Были. Я был. Хорошо ли это в целом? Как посмотреть. С точки зрения менеджмента – это хорошо. Прицельное коала-метание и набрасывание на вентилятор очень востребовано в нашей стране. Это позволяет мобилизовать много людей на ненависть, а в России это нетрудно. И это дает результат.
С этической точки зрения… Ну, меньше всего хочется выглядеть раскаявшейся проституткой. Просто сейчас я иначе смотрю на вещи.
— Это вы говорите только о себе и своей работе?
— Ну, конечно, о себе. Что же я других-то буду понуждать. Они про себя сами все знают. Но мне кажется, Арина, что мое мимолетное слово выросло у нас в общении до солидной заметки в "Религиозный вестник" (смеется).
— "Слово "покаяться" от телевизионного топ-менеджера звучит настолько впечатляюще, что забыть мне это сложно… Когда на презентации "Пятницы" я услышала от вас, что нашему телевидению нужен терапевтический эффект, вспомнила, как в 2004 году мне давал интервью глава ВГТРК Олег Добродеев. Он тогда сказал (и потом это часто цитировали), что канал "Спорт" "обладает уникальным психотерапевтическим воздействием" и вообще "спорт — вещь жизнеутверждающая. Сама картинка — зеленое поле, стадион, мяч…". Сейчас же главные телеканалы массово запускают проекты, где все дружно будут петь. Страна запоет. А вы предлагаете в перспективе телеканал про кошечек и собачек.
— Ну, кстати, спорт — это очень хорошо, это — терапия. В Китае, к примеру, есть канал, который, кажется, называется "Красота". Они с утра до вечера показывают просто красивые вещи: одежду, цветы, домашних животных. И так целый день. Успокаивает. В принципе, мы тут все взвинченные. И нам бы не помешал такой канал. Милый, мимишичный, тютюшечный. Он вполне бы нашел своего зрителя.
— И что — взялись бы делать такой телеканал? Уже присматриваетесь к новой нише?
— Если бы у меня было 48 часов в сутках, может и взялся. Но у меня есть, чем заняться.
— Хорошо. То есть пока мы не дошли до красоты. Вы говорите, что "Пятница" будет наполнена любовью. Это как?
— Любовь в настроении. Мы на "Пятнице" хотим быть со зрителем на равных. Чтобы не было выкриков, чтобы был разговор. Для активных людей, тех, кто считает себя молодым. Это ключевое понятие. Мы не молодежный канал и уж тем более не подростковый. Мы канал для людей, которые считают себя молодыми! И неважно, сколько тебе лет. Мне и самому захотелось окружить себя атмосферой любви, друзьями…
— На той же презентации вы сказали со сцены: "Мы встали между ТНТ и СТС". За два с половиной месяца, что существует "Пятница", вы несколько раз об этом заявляли. Не слишком себя переоцениваете? У СТС и ТНТ все-таки годами устоявшаяся аудитория, на уровне 10-11%. А у вас в среднем всего 2,5%. Прозвучало самонадеянно.
— Давайте поясню. Я говорю исключительно о позиционировании. Мы перешли на целевую аудиторию 14-44. Именно за этот возраст борются ТНТ и СТС. Зрители от 14 до 44 лет – одна из самых тяжелых коммерческих аудиторий. Завоевать их сложно. И как раз еще и потому, что в этой же нише работают уже давно два канала. Тем не менее наша доля растет. И уже по сравнению с МTV это рост на 25%.
— Ну, все-таки чуть поменьше. Но рост очевиден.
— Настаиваю, в первый же месяц вещания на 25%. И происходит миграция аудитории.
— То есть вы хотите сказать, что количество зрителей "Пятницы" увеличивается за счет тех, кто смотрел ТНТ и СТС. Но там ведь не сильно снизились показатели, чтобы за счет них выросла доля вашего канала?
— Я восхищаюсь нашими коллегами с СТС и ТНТ. Никакой критики. Но я считаю, что место для еще одного развлекательного канала нового типа в этом сегменте аудитории есть. В пятилетней перспективе как минимум доли 5% мы добьемся. Мы не такие отвязные, как ТНТ. В хорошем смысле. И не такие домашние и уютные, как СТС. Тоже в хорошем смысле.
Мы на своем языке говорим со зрителем. Когда я говорю, что мы занимаем позицию между СТС и ТНТ, я не говорю, что мы с ними на равных.
— Но звучит именно так.
— Вам так кажется. Говоря летными терминами, мы заняли эшелон между СТС и ТНТ и теперь боремся за увеличение пассажиров на нашем борту. У нас в арсенале есть 40 премьер.
— Да, да, об этом вы сказали на презентации с особой гордостью, подчеркнув, что столько, наверное, нет ни у кого из российских телеканалов. Но это, как я понимаю, до конца года?
— Да, с июня и до 31 декабря. Все проекты будут реализованы, а что сработает, что – нет, как обычно, только время показывает. Пока стратегия "Пятницы" себя оправдывает. Дальше нам надо создавать другие продукты, не похожие на другие.
— Так обычно говорят все продюсеры и руководители телеканалов. Какие же это продукты?
— Давайте, начнем с того, по каким проектам наш канал уже узнают в эфире за эти два с половиной месяца. Первое – это "Орел и Решка". Это проект даже не столько о путешествиях. Это дух авантюры, дух приключения… Это осуществленная мечта многих из нас – а что бы такое увидеть в Риме, чтобы "эх!", чтобы запомнить! Эта программа нравится мне самому. Вот сейчас в рамках "Орла и Решки" запускается несколько специальных серий. Новых. И они уже пошли хорошо. Это "Орел и Решка. Курортный сезон" — летние места отдыха, курорты. Потом у нас будут "Орел и Решка. На краю света". Ребята поедут в самые уникальные, труднодоступные, невероятные, красивые места. И то, что я давно хотел сделать, это "Орел и Решка. СНГ". Сейчас очень многие ездят даже на выходные в Ригу, Киев, Тбилиси… Но у большого количества людей представление о Риге, Вильнюсе, Тбилиси более чем 20-летней давности. А города за это время очень изменились. Стали дружелюбными, комфортными, европейскими. И чтобы открыть эти города многим нашим зрителям заново, мы сняли много серий из всем нам знакомых мест. Так что "Орел и Решка" — это проект, по которому нас безошибочно узнают.
Еще один проект – это ежедневный тележурнал "Есть один секрет". Он пошел недавно, и его сразу стали смотреть. Советики-секретики, ну больше, конечно, такой женский журнал. Ведет его известная топ-модель Катя Жаркова. Настоящая "девушка Пятницы". Живая, не похожая на устоявшийся стереотип моделей 90-х – высушенных худых вобл с глазами утонувшей рыбы. Катя – живая, искренняя. Еще мы в этом сезоне делаем много собственного юмора. Мы единственный телеканал, где будут пародии в большом количестве. Премьерных серий "Большой разницы" не будет ни на одном канале. Лучшие, классические выпуски этой программы находятся у нас. И у нас их можно смотреть. Но мы создали еще три собственных пародийных программы.
— Зачем так много-то? Одной разве недостаточно?
— Пародия – самый понятный и самый массовый жанр в юморе. И у всех программ есть свои отличия. Первая программа называется "Супергерои". Ее делает та же команда, компания "Среда", которая делала и "Большую разницу". Теперь вот на "Пятнице" будет их новый формат. Здесь будут переплетаться пародии на советские и американские фильмы. Возвращается Барбара Брыльска на свою 3-ю улицу Строителей, а у нее дома Терминатор Сару Коннор ищет. Или злопамятный почтальон Печкин приходит к дону Карлеоне, чтобы заказать Галчонка. Теперь эти пародии будут в "Супергероях" через месяц в эфире. Вторая пародийная программа – более молодая и более дерзкая. Называется — "Звезданутые". Все пародии на героев телевидения и шоу-бизнеса будут очень узнаваемы. И третье — шоу живых пародий "Пародайс", где мы собираем талантливых пародистов со всей страны. Так что, как видите, объем повторов сокращается, увеличивается собственное производство. А "Прожекторперисхилтон" и "Большая разница" нужны были нам на старте, для разогрева, чтобы привлечь зрителей. И по рейтингам именно это и произошло.
— Вот вы рассказываете о премьерах, а рецепты получается одни и те же. Нового ничего в целом так и нет. Юмор, шоу, пародии, путешествия, программы о еде, женский журнал, как отдохнуть, как одеться, как быть модным… И кино с сериалами. Я даже не о качестве. А о том, что работают только годами сложившиеся форматы.
— Но точно такую же претензию я могу адресовать и вам. Вот вы сегодня утром встали и что? Опять позавтракали? А потом что? Опять включили компьютер и прочли новости? Ничего оригинальнее не смогли придумать? Понимаете, есть определенные жизненные циклы, вокруг них все и строится. И телевидение все-таки к этим циклам прислушивается.
Еще из премьер, на которые мы рассчитываем, – это наш комедийный сериал "Шурочка", где главная роль у Наташи Медведевой, которая многим известна по КВН. Я вообще считаю, что у нее большое будущее. И сериал получился живым, смешным и лиричным одновременно. Еще один наш успех – скетчком "Большие чувства". У него хорошие рейтинги. И думаю, что его будут смотреть с интересом зрители "Пятницы". В этом сериале веселые сцены про личные отношения молодых людей. Сейчас выходит второй сезон.
— Раз телевидение прислушивается к циклам, тогда про скандальное реалити-шоу "Каникулы в Мексике". Если посмотреть на список 30 самых популярных программ канала "Пятница", который я заказала в компании TNS Russia, то именно это реалити занимает первое место за два месяца эфира. И среди молодой аудитории это достаточно популярный проект, хотя к нему много претензий, в том числе и со стороны Роскомнадзоа. А вы на презентации канала сказали, что "Каникулы в Мексике" выходить больше не будут.
— Ну а что вы хотите, конечно, это самый популярный проект. Он сколько лет идет в эфире MTV! Но мы его не закрываем. Проект логически заканчивается на том, на чем должен был закончиться. А новых серий да, мы снимать не будем.
— Вы его закрываете, потому что действительно не видите его в концепции "Пятницы", или пошли навстречу пожеланиям Роскомнадзора?
— "Каникулы в Мексике" — прекрасный проект эпохи позднего MTV. Он сыграл свою важную роль в становлении доли канала. А нам реалити было нужно как проект переходного периода от MTV к "Пятнице". С 1 сентября этого шоу уже не будет в эфире. Почему я принимаю решение его не продолжать? Потому что мы придумали новое реалити-шоу. Какое? Это наша тайна. В октябре будет премьера. Уверен, что зрители оценят этот проект. И потенциал его гораздо больший, чем у "Каникул в Мексике" с точки зрительской аудитории.
— Я снова возвращаю к вашей реплике про желание убрать "оскотиненный гламур двухтысячных". Посмотрела на презентации проморолики шоу "Здравствуйте, я ваша Пятница!". Вот вы говорите про новое. А мне показалось, что это хорошо забытое старое, но лишь в новой оболочке. Звезды, мишура, блеск, Борис Моисеев, подтанцовка, шоу-бизнес. Что за жанр-то у этого шоу?
— Относиться к этому шоу всерьез, как к "пляскам со звездами", "лыжне со звездами" и так далее, не стоит.
— Обычный шабаш?
— Почему? Это очень густая самоирония артистов к самим себе. Ну и с нашей стороны — легкий троллинг. Это история про "раскрепоститься и оттянуться". От слова "звезды" меня давно трясет. Хотя и сам их так часто величал. Они – артисты. И как раз в шоу "Здравствуйте, я ваша Пятница!" этого наносного звездизма нет. Но и философской мысли там точно нет.
— Посмотрим, что получится, чем, в вашем понимании, на экране обернется "раскрепоститься и оттянуться". А философию тут и странно было бы ждать. А вот что с мыслью? Вы обещали на "Пятнице" не только развлечения. И у вас есть очень оригинальный ночной цикл "Живые". Где очень разные известные люди читают стихи: от Максима Аверина и Михаила Задорнова до Николая Фоменко, Чулпан Хаматовой, Леонида Парфенова…
— К моему сожалению, линейка цикла "Живые" подходят к концу. Осталось еще совсем немного. Но на смену ему придумано 12 новых проектов.
— 12? Так много?
— 12. Каждый будет идти примерно по месяцу. То есть на год мы закрыли линейку, которая как раз о том, о чем вы спрашиваете. О мысли. Но подробностей я рассказывать не могу. Общее рабочее название этих премьер "Однажды в полночь". Не буду говорить, что это интеллектуальное телевидение. Скажем так – это форматы неглупого телевидения. Ежедневный эфир. Говорить о деталях буду через месяц.
— "Живые" — это чтение стихов. А что будет следом: разговорные жанры, реалити, может быть, снова стихи?
— Это будут и разговорные, и наукообразные, и образовательные программы. И еще один поэтический проект. Но совершенно другой и прорывной. Мне кажется, мы нащупали эту нишу.
— Вы проектом "Живые" сами в итоге остались довольны?
— В целом, как проектом, доволен. Но отдельных недостатков в нем я видел много.
— "Живые" — необычный проект для современного телевидения. Сейчас уже нигде, кроме "Культуры", не услышишь, чтобы с экрана в ежедневном режиме кто-то читал Бродского, Ахматову, Цветаеву… И не только. Пусть и поздно ночью.
— Тут для нас что было важным? Чтобы было непоучительно. При этом хотелось донести до нашего зрителя, что есть поэзия, которая вне времени и вне всего.
— Но вот после чтения стихов всегда хотелось немного продолжить. Не хватало контекста. Очень здорово получилось у Парфенова. Он не просто хорошо прочитал Заболоцкого. Он емко, информативно и занимательно, как умеет, пожалуй, только он, рассказал и о трагической судьбе Николая Заболоцкого, и об истории стихотворения – об освободившихся из сталинских лагерей мужиках. И целая эпоха прошла в этом коротком рассказе. И зритель чувствует в этом сразу свою сопричастность происходящему. Получилось, что не только стихотворение послушал, но и еще что-то новое узнал. Сейчас же про стихи мало кто знает, и от возраста это не всегда зависит.
— Вот это слово "сопричастность", оно как раз и станет ключевым в нашем новом стихотворном проекте.
— Я слышала, что вы ведете переговоры с Ксенией Собчак, что она может стать ведущей на "Пятнице". Тем более что, как я понимаю, табу на появление ее в телеэфире постепенно ушло.
— Мы несколько раз с ней встречались. Обсуждали разные проекты. Интерес есть с обеих сторон. Но конкретного, о чем бы я мог говорить, что вот да, уже начались съемки, – этого нет.
— Первый раз мы говорили про "Пятницу", когда вы только объявили о создании нового телеканала. Сейчас прошло уже почти три месяца, как он существует. Этот канал, конечно, в первую очередь, и во вторую, и в третью, прежде всего развлекает. Вы признались, что работая раньше на НТВ, совершали ошибки. А не будете ли чувствовать потом свою вину за то, что поколение, которое сейчас смотрит "Пятницу", уже почти не читает книжки, а предпочитает все больше развлекаться, смотреть по телевизору "Звезданутых", "Орел и Решку" и "Здравствуйте, я ваша Пятница!"
— Я для себя формулирую "Пятницу" как канал для живых людей. Для людей, способных и посмеяться, и воспринять что-то более серьезное. Вот я люблю этот пример: Александр Сергеевич Пушкин об одном и том же объекте обожания — об Анне Петровне Керн — мог говорить по-разному. Все знают хрестоматийное "Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты…". А потом уже, спустя время, в письме своему другу Сергею Соболевскому он писал о ней же, что "…M-mе Kern, которую с помощию божией я на днях у…" И там, и там поэт был абсолютно искренен. И там, и там он себя не преуменьшил и не преувеличил… Вот примерно про это канал "Пятница".
— Даже так?!
— Ну, я про то, что здесь можно послушать стихотворение из цикла "Живые", а можно посмеяться над каким-то скетчем. Или посмотреть советское или голливудское кино, которого у нас также достаточно. Вот ни одно не должно превалировать, ни другое. В поиске золотой середины и есть наша стратегия. Мы начинаем ее нащупывать. В плоскости не глупого, не тупого развлечения я вижу нашу перспективу. "Орел и Решка", кстати, это не чистая развлекуха. Это и познавательный проект.
Мы, конечно, канал коммерческий и работаем так, чтобы приносить прибыль. Но во всем можно найти баланс, чтобы и долю дать хорошую, и в глаза смотреть людям не было стыдно. А вообще я считаю, что смех всегда лучше, чем страх.
Другие материалы автора читайте на ее странице "Теленеделя с Ариной Бородиной"
Николай Картозия
Николай Картозия родился 5 мая 1978 года в Москве.
В 2001 году окончил факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.
На телевидении с 1999 года. В 2000 году работал шеф-редактором и корреспондентом программы "Вести" на ВГТРК.
В 2001-2004 годах был шеф-редактором программы "Намедни" с Леонидом Парфеновым на НТВ.
Картозия был соавтором десятка программ НТВ, в том числе "Профессия — репортер", "Русские сенсации", "Главный герой", "Программа "Максимум"", "Моя исповедь", "Победить рак".
С июня 2006 года по 2012 год занимал должность директора Дирекции праймового вещания ОАО "Телекомпания "НТВ". Руководил ток-шоу "НТВшники", проектом "История всероссийского обмана", шоу "Ты — суперстар", "Русские не сдаются!", информационным шоу "Центральное телевидение".
В январе 2012 года покинул телеканал НТВ "по собственному желанию".
С 14 июня 2012 года — президент холдинга "ПрофМедиа ТВ", который объединяет телеканалы "ТВ3", "ПЯТНИЦА!" и "2х2".