Рейтинг@Mail.ru
Братья Запашные: сейчас нас воспринимают как "наш ответ Голливуду" - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Братья Запашные: сейчас нас воспринимают как "наш ответ Голливуду"

Читать ria.ru в
Запашные, в ноябре прошлого года возглавившие Большой Московский цирк на проспекте Вернадского – Эдгард в качестве гендиректора, Аскольд в качестве худрука, – рассказали РИА Новости о том, как собираются заткнуть за пояс самый престижный фестиваль в Монте-Карло, о своих видах на памятник Джавахарлалу Неру, а также об "Эмоциях" и "Страшной силе".

Братья Запашные, в ноябре прошлого года возглавившие Большой Московский цирк на проспекте Вернадского – Эдгард в качестве гендиректора, Аскольд в качестве худрука, – рассказали в интервью РИА Новости о том, как собираются заткнуть за пояс самый престижный международный фестиваль в Монте-Карло, о своих видах на памятник Джавахарлалу Неру, об "Эмоциях" и "Страшной силе" и о планах создания нового искусства. Беседовала Светлана Вовк.

В поисках идола

 

- Эдгард, я читала много критических отзывов насчет названия фестиваля, который Большой Московский цирк проводит в октябре совместно с Росгосцирком. Слово "идол" у многих ассоциируется с язычеством, капищами, жертвоприношениями…

Эдгард Запашный: — Есть такое популярное телешоу American Idol — это соревнование на лучшего начинающего исполнителя. Мы проводим международный фестиваль, и всем иностранцам понятно, что такое идол — в переводе это просто "идеальный". Для Росгосцирка это будет уже шестой международный цирковой фестиваль, а для Большого Московского цирка — первый. Мы с братом всегда ставим задачу быть лучшими. Сейчас нас только с Cirque du Soleil сравнивают, воспринимают как "наш ответ Голливуду". И мы хотим сделать не просто международный фестиваль, а такой, который бы по уровню стал конкурентоспособным самому крутому в мире фестивалю в Монте-Карло. В дальнейшем хотим вывести наш фестиваль на серьезную телевизионную аудиторию. Тот же фестиваль в Монако транслируется, примерно, на 80 стран мира.

- Чтобы соперничать с фестивалем в Монако, нужен и бюджет соответствующий. Он есть?

Э. З.: — Бюджет монтекарловского фестиваля — около двух миллионов долларов. Наш фестиваль, думаю, обойдется в сумму около миллиона долларов. Из них половину берет на себя Росгосцирк, половину — Большой Московский цирк.

- А спонсоры у фестиваля есть?

Э. З.: — Как всегда, нет. Есть куча мелких спонсоров, которые готовы дать деньги, но это будет братская могила из спонсоров. Мы так не хотим.

Дрессировщик Эдгард Запашный
Запашный представил нового худрука цирка и пригрозил увольнениями
- Почему же у такого известного, успешного коллектива, как братья Запашные, наконец, у самого большого в Европе цирка — Цирка на Вернадского — нет крупного спонсора?

Э. З.: — Я тоже не понимаю, почему у Запашных до сих пор нет крупного спонсора. Хотя по заполняемости "Лужников" мы делаем фору любому шоу Cirque du Soleil. Но у них и Роснефть, и Госстрах, и Мегафон, а к нам хоть бы одна крупная компания пришла.

- Фестиваль "Идол" будет транслироваться по телевидению?

Э. З.: — Сейчас нами заинтересовались два серьезных российских телеканала. Если они возьмут у нас права на трансляцию, то дальше сами будут решать, кому из иностранных каналов их передавать. По вопросу трансляции фестиваля звонили и из РИА Новости.

- Чем принципиально будет отличаться "Идол" от других цирковых форумов?

Э. З.: — Я поставил условие перед всеми организаторами фестиваля, чтобы на нем в большей степени были номера, которые не засвечены на международной цирковой арене и прежде всего в Монте-Карло. Я хочу, чтобы к нашему фестивалю был интерес и у зрителей, и у профессионального жюри. Потому что в Монако сейчас наблюдается кризис — туда уже по два-три раза одни и те же артисты ездят, нет новых имен. Кроме того, у меня есть ноу-хау по поводу жюри. И это тоже связано с названием фестиваля.

- Будет какой-то необычный состав жюри или сама процедура судейства?

Э. З.: — Любой цирковой фестиваль всегда вызывает скандалы — все начинают кричать о некой ангажированности некоторых номеров, о лоббизме своими импрессарио. Чтобы избежать этих разговоров и обид артистов, я придумал три жюри. Первое — жюри профессионалов. Их приз — "Золотой манеж". Зрители выберут свой любимый номер и отдадут ему "Золотой зрительский зал". Третье жюри — известные представители СМИ и публичные люди, их приз — "Идол". И если мнения всех трех жюри совпадут, то этот номер получит Гран-при — "Золотой идол". Точно так же складываются "Серебряный" и "Бронзовый" идолы. Не факт, что в этом году Гран-при соберется, потому что мнение зрительского жюри зачастую отличается от профессионального. Если все три жюри совпадут в своем выборе, то "Золотой идол" будет вручен. А если нет, то будут просто обладатели "Золотого манежа", "Золотого зала" и "Идола".

- А как зрители будут голосовать?

Э. З.: — Мы делаем билеты, на которых будет возможность написать свою тройку номеров. Я надеюсь, что Иосиф Давыдович Кобзон не откажет нам взять под свой контроль зрительское жюри.

- Кто возглавит профессиональное жюри?

Э. З.: — Генеральный директор Росгосцирка Фаина Халилова. Также в жюри будут президент фестиваля в Монте-Карло Урс Пилс, президент фестиваля в Латине Фабио Монтико, директор Цирка на Цветном бульваре Максим Никулин и другие известные цирковые деятели — всего человек восемь. После каждого номера каждый член жюри выставляет баллы, потом идет живое обсуждение, и они вправе поменять свою первоначальную оценку. Максимально дается 20 баллов — 10 за артистизм, 10 за исполнение. Также будет работать жюри, в состав которого входят представители СМИ. Мы отправили приглашение Светлане Миронюк — главреду РИА Новости, уже точно согласился принять участие в судействе Вадим Верник — главред журнала "OK!", директор развлекательного вещания телеканала СТС Илья Епищев. Ждем подтверждения главреда Russia Today, хотим пригласить главреда "Комсомольской правды". Будет много почетных гостей. Пригласили Вячеслава Полунина, Юрия Дурова, Мстислава Запашного, Леонида Костюка.

- Много уже заявок прислали на участие в фестивале?

Э. З.: — Много, около трехсот. Из них нужно будет выбрать порядка сорока номеров. При этом номера должны быть разноплановые, разножанровые, чтобы зрителям было интересно. Будут и классические номера и оригинальные. Пока не решили, каких клоунов приглашать на конкурс. Хочется хороших, по-настоящему смешных. Поэтому мы подстраховались — на открытии у нас будет работать всемирно известный итальянский клоун Дэвид Ларибле — звезда, обладатель "Золотого клоуна", главного приза фестиваля в Монте-Карло. Он будет еще и членом профессионального жюри. Будет еще и Николай Павленко. В этом году ему исполняется 70 лет, заодно мы его поздравим. Он тоже золотой призер фестиваля в Монте-Карло. Но они с Дэвидом выступят вне конкурса.

- От "Цирка братьев Запашных" будут номера?

Э. З.: — Да. Два номера — акробаты на подкидных досках Трушины и "Колесо жизни" под управлением Кирилла Капустина.

- Сколько дней будет идти фестиваль?

Э. З.: — 11-12 октября будет идти конкурсная программа. 13 октября — награждение лауреатов. Вся следующая неделя — Гала-представления победителей. По два представления в день.

© РИА Новости / Руслан Кривобок | Перейти в медиабанкДрессировщики, руководители коллектива "Цирка братьев Запашных" Эдгард и Аскольд Запашные
Дрессировщики, руководители коллектива Цирка братьев Запашных Эдгард и Аскольд Запашные

Масштаб трагедии

 

- Эдгард, вы уже начали ремонт помещений в цирке, который вам достался в сильно запущенном состоянии. Успеете все отремонтировать к фестивалю?

Э. З.: — Нет, конечно. Работы еще очень много. Частично отремонтировали конюшню, ремонтируются помещения для животных, расширяем место для вольеров, чтобы было просторно, комфортно. В начале следующего года будем ремонтировать крышу. Цирк при этом не закроется, иначе мы попадем в серьезную экономическую яму. Будем делать ремонт частями. Минкультуры подписал на ремонт крыши 300 миллионов рублей, и, боюсь, этих денег может еще и не хватить, так как масштаб трагедии ты сама можешь оценить, пройдя по закулисным техническим помещениям.

- Сколько всего денег нужно на ремонт цирка?

Э. З.: — Миллиард, как минимум, очень многое требует замены, переделки. Кроме того, есть планы по освоению прилегающих территорий. У нас все еще висит вопрос насчет гостиницы — рядом с нами земля как пустовала, так и пустует. Она принадлежит Росимуществу, заросла бурьяном, но разрешение на строительство парковки и гостиницы мы пока получить не можем. Еще есть парк перед цирком, где стоит памятник невероятно популярного в России Джавахарлала Неру (смеется). При всем уважении к нему, для цирка он не сделал ничего. Я бы его с удовольствием пересадил с почестями куда-то в другое место, а всю эту территорию превратил в цирковой парк, огородил бы его, выпустил зверушек, поставил бы фигуры известных цирковых деятелей, цирковых животных. Фонтан перед цирком тоже нужно бы облагородить. Но парк не наш. Решение должен принимать мэр.

- Помимо госбюджета собираетесь искать какие-то дополнительные источники дохода для цирка?

Э. З.: — Конечно. В первую очередь, будем увеличивать посещаемость. При Фаине Халиловой, руководившей БМГЦ до нас, зал заполнялся на 85 процентов. Сейчас ремонтируются помещения балетного зала и ветеринарной клиники.

- Вы откроете ветклинику при цирке?

Э. З.: — Да. Там будет два входа — из цирка для цирковых животных и прямо с улицы для всех домашних питомцев. А балетный зал будем сдавать под занятия.

Цветные эмоции и страшная сила

 

- Аскольд, к тебе как к художественному руководителю цирка вопросы творческие. Когда мы увидим новую программу?

Аскольд Запашный: — В сентябре. Она будет называться "Эмоции". Это продолжение эксперимента по переоформлению программ, начатого в предыдущей программе "Времена". Там была стилизация под 20-е годы, эпоху начала кинематографа. Формат "Эмоций" близок к формату дивертисмента — идут самостоятельные номера, но при этом они сшиты единой стилистикой.

- И что это за стиль?

А. З.: — Главный герой программы — цвет. Я хочу, чтобы цвет был некой визуальной передачей эмоций. Есть агрессивные вещи, страстные, веселые, спокойные — и все это ассоциируется с определенными цветами и вызывает определенные эмоции.

- За счет чего ты собираешься играть с цветами и эмоциями зрителей?

А. З.: — За счет костюмов, светооформления номеров.

- Вы с Эдгардом в каком цвете будете выступать?

А. З.: — Мы выйдем в двух номерах — в номере "Жонглеры на лошадях" мы появимся в золотом цвете. Это эмоция героики, чувства высшей чести, истории. Номер с хищниками будет оформлен в оранжевом цвете. Музыка, которая пишется специально под программу, тоже будет разной стилистики — джаз, классика, фолк, рок, поп.

- Собираетесь, по традиции, показать новую программу в "Лужниках" на новогодние праздники?

А. З.: — Да. Покажем новый масштабный проект, который называется "Страшная сила".

- О чем будет эта история?

А. З.: — Это такая смесь приключенческого экшена "Индиана Джонс" со "Звездными вратами". При этом, это такая индейская история — похоже на культуру майя, но не совсем. Главные герои годах в 30-40-х попадают в скрытую цивилизацию. У нас скрытая цивилизация ассоциируется с руинами, заброшенными шахтами, а я хочу сделать абсолютно другой визуальный ряд. У меня будет очень высокая цивилизация, такая хайтековская, имеющая очень большую силу. При этом там есть две воюющие силы, и люди оказываются между ними, как меж двух огней.

— А почему шоу называется "Страшная сила"?

А. З.: — С одной стороны, я люблю зашивать в название двусмысленность, с другой, все, что мы делаем, мы стараемся делать красиво, а красота, как известно, — страшная сила (смеется). И, с точки зрения рекламы, это интересное название: "Страшная сила" братьев Запашных". К тому же мы работаем с хищниками и, конечно, хищник — страшная сила.

- Мне кажется, что тебе интереснее делать масштабные проекты, какие ты делаешь в "Лужниках", чем цирковые программы на небольшом манеже?

А. З.: — Да, в масштабных шоу больше возможностей для реализации фантазий. Я вообще хочу создать новое искусство, некий синтез жанров. Я безумно люблю цирк и считаю, что все, что является нестандартным искусством, — это цирк. Именно в цирке есть возможности реализовать технические инновации, показать возможности человеческого тела и животных. Цирк ведь активно развивался в советское время, но в 90-е годы процесс затормозился и тогда сложился стереотип, что цирк — искусство для детей, шарики, клоуны, дурацкие парички, зверушки несчастные. Это ужасный стереотип, мне его хочется разрушить. А человек, который не хочет или не может развиваться, всегда будет гавкать на новые проявления и прикрываться словом "классика". У меня мечта реализовать в цирке некую идею, чтобы можно было рассказывать на манеже полноценные истории с полным погружением в них зрителей. У меня есть концепция, она дорогостоящая, но очень крутая. Сама идея заключается в том, чтобы зритель был в полной связи с представлением — такой интерактивный цирк. Рассказать подробнее пока не могу, потому что эту идею просто-напросто упрут иностранцы.

- Замышляешь что-то вроде цирка-5D?

А. З.: — В некотором роде. Шевелящиеся сидения, запахи, звуки, цвета — там все это будет. Я уже работаю над воплощением этой идеи. Совсем скоро по кругу зрительского зала мы сделаем экраны, главный экран разместится над форгангом. Будет светодиодный купол изнутри, чтобы был эффект звездного неба, дождя, облаков. Будет смена манежей. Но самую главную фишку пока не расскажу.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала