Один из самых богатых людей России Владимир Лисин, состояние которого на 2013 год, по версии Forbes, составляет 14,1 миллиарда долларов, в начале свой карьеры сделал ставку на металл и сегодня владеет российским сталелитейным гигантом — Новолипецким меткомбинатом (НЛМК) с мощностью 15,7 миллионов тонн стали. Вторым серьезным увлечением Лисина стал транспорт. Его холдинг Universal Cargo Logistics (UCL Holding) объединил стивидорные, судоходные и железнодорожные компании, в том числе крупнейшего оператора ж/д перевозок в РФ – ПГК.
Производители металла сейчас переживают трудные времена – падение спроса на сталь и переизбыток производственных мощностей привели к серьезному снижению цен на металлопродукцию. Ситуация в экономике в целом заставила и транспортные компании перестраивать свои планы, откладывать IPO. Однако либерализация рынка локомотивной тяги настраивает операторов и их владельцев на позитивную волну.
Своими ожиданиями, прогнозами и планами по развитию обоих активов в условиях нестабильной экономической ситуации бизнесмен поделился с агентством "Прайм" (группа РИА Новости). Интервью взяла корреспондент агентства Прайм Светлана Антонченко.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Тамань, IPO и планы приобретений
— Владимир Сергеевич, какие планы у вашей компании UCL Port относительно порта Тамань? Что планируется строить, сколько вкладывать и почему вы не вошли в управляющую компанию порта?
— В порту Тамань UCL Holding планирует построить терминал по перевалке металлов, угольный и контейнерный. Соответствующее соглашение с Минтрансом и администрацией Краснодарского края подписано в сентябре 2011 года и остается в силе. Однако конкретные параметры проекта, включая объем финансирования, можно определить только после объявления конкурса по отбору операторов. Пока у нас недостаточно информации для точных расчетов.
Что касается отсутствия частных инвесторов в работе управляющей компании Тамани, то это позиция Минтранса. Однако мы считаем, такое участие было бы логичным: при сохранении контроля над УК со стороны государства это позволило бы более эффективно организовать и наладить работу УК, используя опыт UCL Port в оперативном управлении стивидорными активами.
— Если говорить о UCL Port, сразу же возникает тема IPO. Однако ситуация на рынке, мягко говоря, для этого не совсем удачная. Как вы думаете, как долго продлится спад, когда начнется восстановление на рынке?
— Я не могу прогнозировать, когда восстановится рынок, но очевидно, что сегодняшние кризисные явления – это надолго. Сейчас никаких предметных переговоров с конкретными инвесторами мы не ведем. Внимательно изучаем ситуацию на рынке и не спешим делать резких движений.
— Еще одна обсуждаемая тема – это планируемая либерализация рынка локомотивной тяги. Какие перспективы развития здесь вы видите? Что целесообразнее, по вашему мнению, — конкуренция "на маршруте" или "за маршрут"?
— В целом, мы позитивно оцениваем возможную либерализацию локомотивной тяги и готовы закупать локомотивы как у производителей, так и на вторичном рынке для работы на определенных направлениях с понятной грузовой базой. Но нам кажется, что такие преобразования рынка могут и должны приниматься только в диалоге с РЖД, а их результат должен устраивать и монополию, и оператора.
Закрепленный парк локомотивов и вагонов на направлениях, по которым осуществляются объемные перевозки на небольшие расстояния, был бы целесообразен не только для ПГК, но и для РЖД. Появление на таких направлениях закрепленного парка частных локомотивов гарантирует отправку грузов по графику, а у РЖД снизится дефицит локомотивной тяги на других участках и появится возможность инвестировать средства в дальнейшее развитие инфраструктуры.
Конкуренция "на маршруте" может привести к росту себестоимости перевозок в общесетевом масштабе за счет роста простоев локомотивов, учитывая их количество, а также к задержкам отправки неполносоставных поездов.
На наш взгляд, вывод о целесообразности и преимуществах конкуренции "за маршрут" или "на маршруте" можно будет сделать только после получения результатов соответствующего эксперимента, который уже проводится в рамках Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года.
— Есть ли планы по новым приобретениям в транспортной отрасли?
— Планы развития UCL Holding связаны с укреплением лидерских позиций на рынке: мы планируем совершенствовать работу уже существующих активов. Вместе с тем мы готовы участвовать в наметившейся консолидации в отрасли. В частности, мы активно интересуемся всеми сделками по приобретению железнодорожных кэптивных операторов, имеющих стабильную грузовую базу. Благодаря масштабу бизнеса, ПГК может получить наибольший синергетический эффект от такой сделки, а грузоотправитель – гарантированный вывоз товарной продукции.
Стратегия НЛМК, цены на сталь и экспансия на восток
— Весной планировалось утвердить для НЛМК пятилетнюю стратегию, готова ли она? Каковы ее основные положения?
— Разработка стратегии группы НЛМК находится в завершающей стадии. Она строится на синтезе анализа текущей ситуации на мировых рынках и стратегических преимуществ компании. Основные цели группы на ближайшие пять лет:
— эффективный и сбалансированный рост посредством увеличения загрузки имеющихся мощностей;
— развитие привлекательных сегментов;
— максимальная, экономически эффективная интеграция по основному сырью;
— повышение экономической эффективности за счет оптимизации процесса производства;
— устойчивое развитие и интеграция с внешней средой, обеспечение соответствия производственных процессов жестким стандартам охраны труда и промышленной безопасности.
В мировой металлургии повышаются требования потребителей к качеству продукции, а также к специфическим характеристикам и требованиям. Поэтому основной фокус группы будет направлен на оптимизацию и развитие нишевых продуктов. В перспективе компания сохранит низкий уровень долговой нагрузки — соотношение чистый долг/EBITDA – менее 2, а также высокий уровень доходности — маржа по EBITDA на уровне 15-20%.
— Какова сейчас ситуация с европейскими активами НЛМК – улажены ли все разногласия с профсоюзами? В каком режиме работают заводы, их уровень загрузки?
— Мы занимаемся реструктуризацией NLMK La Louviere. В первом квартале 2013 года было достигнуто соглашение с профсоюзом и правительством Бельгии о механизме оптимизации, которая затронет около 400 человек. Сейчас наши европейские предприятия работают в нормальном режиме.
— В апреле, выступая перед инвестиционным сообществом, вы говорили о переизбытках металлургических мощностей в мире до 600 миллионов тонн. Как изменилась ситуация к концу второго квартала? Как вы оцениваете темпы снижения выпуска стальной продукции в мире?
— В апреле 2013 года оценка переизбытка сталеплавильных мощностей была на уровне 500-600 миллионов тонн, с тех пор значимых изменений не произошло. По итогам 2013 года мировая выплавка ожидается на уровне 2012 года. В перспективе большинство аналитиков ожидает увеличение объемов выплавки стали на 3-4 процента в год.
— В каком объеме должны сократиться мощности, чтобы цены на продукцию отрасли начали восстанавливаться?
— На восстановление цен, помимо размера мощностей, влияет также восстановление спроса на сталь. Делать количественный прогноз сложно, но восстановление цен на стальную продукцию, по всей видимости, возможно при условии разумного сокращения имеющихся избыточных мощностей на 20-30% на фоне восстановления роста мирового спроса.
По последней оценке европейских металлоторговых компаний, в ЕС необходимо вывести из эксплуатации 40-60 из 240 миллионов тонн сталеплавильных мощностей. Эксперты оценивают мировые неэффективные мощности, подлежащие выводу из эксплуатации, примерно в 15%. По оценке World Steel Dynamics, в мире, за исключением Китая, один из каждых семи заводов неконкурентоспособен.
Ну и не надо забывать о других ключевых факторах — ценах на основные виды сырья и платежеспособном спросе.
— Планирует ли НЛМК сокращать какие-то мощности?
— В ближайшее время мы не планируем сокращать мощности. Несмотря на сложную конъюнктуру рынка, сейчас мы находим пути для обеспечения загрузки производства.
— Какой, на ваш взгляд, будет динамика цен на стальную продукцию до конца 2013 года и на 2014 год?
— Спад на мировом рынке стали продолжается. Снижение цен на сырье способствует снижению цены на готовую продукцию. В то же время повышение темпов экономического роста и промышленного производства, преимущественно за счет развивающихся стран Азии (в первую очередь – Китая), Ближнего Востока и Латинской Америки, может способствовать некоторому ускорению темпов роста спроса на сталь в мире в 2013 году. К концу года возможна стабилизация или небольшой рост цен. Так, по прогнозу WSA, темп роста видимого потребления металлопродукции в мире в 2013 году может увеличиться до 2,7%. В этих условиях рост глобального спроса на плоский прокат в целом может составить 4-5%, сортовой прокат – 3-4%.
Мы не ожидаем в ближайшие годы значительных изменений уровня цен на стальную продукцию вследствие сохраняющейся проблемы избыточных мощностей в отрасли и отсутствия предпосылок для значительных изменений сырьевых цен. Надеемся, в 2014 году начнется оживление спроса и уровень цен будет выше, чем в 2013-м.
— Как будет меняться стратегия компании с учетом текущей конъюнктуры на стальном рынке, на чем будут основные акценты?
— Основным акцентом для нас является сохранение и развитие конкурентных преимуществ. Изменения будут связаны с переходом компании в принципиально другую фазу развития. Если раньше у нас был бурный рост, большой объем инвестиций в расширение мощностей, то сейчас фокус на эффективности – оптимизации бизнес-процессов, работе с людьми, поиске резервов. Это требует меньше вложений, так как мы используем существующие активы. Таким образом, у нас есть возможность сохранить консервативную финансовую политику и одновременно выполнить стратегические задачи.
— Есть ли планы по приобретению активов, в каком регионе?
— Наша компания уже присутствует на ключевых по объемам потребления мировых рынках (Европа, США), имея собственные прокатные мощности, обеспеченные поставками слябов из России. На данном этапе инвестиционная деятельность будет направлена преимущественно на решение задач внутри группы – на повышение экономической эффективности. Планов по приобретению новых зарубежных активов пока нет.
— Планирует ли компания сокращать инвестиции?
— Несмотря на сложную ситуацию в отрасли, мы считаем правильным продолжать инвестиционную деятельность и, в первую очередь, сфокусироваться на усилении обеспеченности группы собственным железорудным сырьем. Кроме того, планируется продолжить реализацию мероприятий, направленных на защиту окружающей среды, а также программы повышения эффективности. В условиях экономического кризиса и обострения конкуренции успешно функционируют лишь те предприятия, где полностью используют свои резервы и находят новые пути для развития.
— На какие рынки будет сделан фокус в ближайшие пять лет? Планирует ли НЛМК расширять экспансию на зарубежные рынки с точки зрения продаж?
— В среднесрочной перспективе ключевым для нас будет являться внутренний рынок, который позволяет в полной мере реализовать конкурентные преимущества НЛМК. Расширения присутствия на зарубежных рынках мы планируем достичь за счет увеличения загрузки собственных активов в Европе и США. Один из элементов стратегии группы, о которой вы спрашивали, – расширение производства высокомаржинальных нишевых продуктов (специальные марки толстого листа, высокопроницаемая трансформаторная сталь, технологичные виды сортового проката и метизов) для удовлетворения спроса как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
— Планирует ли НЛМК увеличивать поставки продукции на азиатский рынок?
Ответ: В странах Юго-Восточной Азии дефицит сегодня закрывается соседними продуцентами (Китай, Япония, Южная Корея), но, несмотря на это, и здесь существуют привлекательные рынки, например, Индия.