Универсиада в Казани, которая стартует 6 июля, станет последней репетицией для российских медиков перед Олимпиадой в Сочи 2014 года. О том, для чего за пределами олимпийской деревни будет работать мобильный центр на колесах и как спортсменам поможет быстро восстановиться криосауна, мануальный массаж и аппарат контрпульсации, рассказала в интервью корреспонденту РИА Новости Людмиле Бескоровайной начальник управления спортивной медицины Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) России Юлия Мирошникова.
— Юлия Вячеславовна, чем медицинское сопровождение на Универсиаде отличается от других крупных соревнований, например, Олимпиады в Лондоне в 2012 году? Все готово к Играм?
— Подготовка медицинского сопровождения завершена. Первая часть бригады врачей прибыла в Казань уже неделю назад. Сегодня там развернуты все силы, которые мы предполагали использовать.
Структурно медицинское сопровождение выглядит так же, как и в Лондоне. Это медицинский центр внутри Олимпийской деревни, а также центр за ее пределами примерно в километровой зоне доступности, на территории республиканской больницы.
Это как раз новинка — медицинские центры на колесах. Мы называем их мобильными комплексами восстановления, которые еще никогда не использовались. Универсиада — проверка этих центров перед Сочи.
— Как выглядят эти комплексы и какую помощь в них могут оказать спортсмену?
— Это огромные автобусы, похожие на двухэтажные туристические, внутри которых расположено все, что можно использовать для максимально быстрой диагностики и восстановления спортсменов сборной.
В одном располагается лаборатория. Там можно сделать порядка 60 анализов. Кроме того, в этом мобильном комплексе есть все необходимые диагностические системы, начиная от портативного УЗИ-аппарата и заканчивая оборудованием для компьютерной томографии, чтобы можно было моментально сказать, что произошло со спортсменом.
Второй автобус предназначен для того, чтобы как можно быстрее восстановить как физическую, так и психологическую форму спортсмена. В нем порядка 20 единиц оборудования. Впервые в истории отечественного оборудования мы смонтировали криосауну, которая показана в определенных случаях. Ранее она всегда устанавливалась в стационарных условиях, потому что требует определенного уровня стабилизации и подключения.
Также во втором центре будут применяться две другие научные разработки, которые уже использовались в Лондоне. Это аппарат наружной контрпульсации для быстрого восстановления периферического кровотока. И аппарат ударно-волновой терапии тоже отечественного производства.
Все, что сегодня передовые команды имеют с собой на выезде, есть и у нас. Пожалуй, это является основным ноу-хау в части медицинского обеспечения сборной команды страны.
— Сколько врачей будут помогать спортсменам?
— У нас в этот раз выехало порядка 160 человек. К ним присоединяются врачи каждой команды и местные специалисты разных профилей.
Во-первых, врач по спортивной медицине. Он первично определяет ту или иную травму у спортсмена. Если человек оказывается в ситуации, которая требует моментальной реакции, в таком случае наш спортивный врач всегда рядом. Он оказывает первую помощь, например, накладывает шину, обеспечивает обезболивание. Его задача — в золотые 10-15 минут довезти пострадавшего до медицинского центра в Казани для оказания специализированной или высокотехнологичной медицинской помощи.
Есть терапевт, который занимается профилактикой или лечением тех или иных соматических заболеваний, например, ОРЗ. Врач-физиотерапевт, который владеет всеми методиками восстановления. Спортивный психолог.
— Что касается психологического состояния, допустимо ли для спортсмена отвлекаться на внешние проблемы, например, звонить близким до выступления?
— Это очень индивидуальный вопрос. Нельзя сказать однозначно, что в момент прохождения ответственных стартов общение с родственниками запрещено. Для кого-то звонок близкому человеку, наоборот, является элементом психологической поддержки.
Тут очень важно донести до спортсмена, что для него наиболее эффективно. С каждым из них нужно работать и подбирать индивидуальный механизм поддержания оптимального психологического состояния перед стартом.
— Медпомощь так или иначе связана с лекарственными средствами, а когда речь заходит о медикаментах, вспоминают про допинг. Как ФМБА при подготовке к Универсиаде взаимодействовало с антидопинговыми службами?
— Мы всегда находимся в прямом взаимодействии с Российским антидопинговым агентством (РУСАДА) и Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА). Наша функция здесь — только информационная. Мы всегда должны сообщить врачам, что дополнительно к основному списку внесено в запрещенный перечень препаратов, так как он периодически пополняется. Затем нужно постоянно проводить мониторинг, чтобы убедиться, что в их арсенале таких медикаментов нет.
Вторая часть работы агентства — со спортсменами. Они также должны быть проинформированы. Например, о том, какие капли можно закапать в нос при появлении насморка, а какие — нет.
— Можно ли рассматривать Универсиаду как последнюю репетицию к Играм в Сочи?
— Обязательно. Основная наша технологическая новинка будет полностью отработана на Универсиаде. Вся аппаратура должна работать как часы: без сбоев и поломок. Врачам нужно пройти финальную командную подготовку перед Сочи, сработаться друг с другом. Такого рода соревнования требуют очень четкого взаимодействия, отлаженной логистики и суперпрофессиональных кадров. Своеобразную репетицию мы и проведем в Казани.
— За кого будете болеть на Универсиаде?
— За сборную команду России, конечно, особенно за свой любимый вид спорта — плавание, я им сама занималась, а также за художественную гимнастику.