МОСКВА, 21 мая – РИА Новости. Министерство по развитию Дальнего Востока было образовано указом президента РФ ровно год назад. Об итогах его работы, госпрограмме по развитию Дальнего Востока до 2025 года, ее конкретных проектах и источниках их финансирования, а также о дальнейших планах ведомства рассказал в интервью РИА Новости глава министерства, полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев.
— Виктор Иванович, год назад в Правительстве РФ произошли серьезные изменения. Его состав обновился на три четверти. А главной новостью стало создание Министерства РФ по развитию Дальнего Востока. Что удалось сделать ведомству за минувший год? Каковы главные достижения?
— Нужно понимать, что Минвостокразвития России создавалось с нуля. Нам приходилось решать много организационных вопросов, связанных с тем, кто будет работать в новом ведомстве, вопросы с размещением сотрудников. Мы не теряли ни дня, и, не откладывая на поздний период, работали над выполнением задач, который ставили нам Президент и Правительство. Федеральный центр, создав новое министерство, подтвердил намерение превратить Дальний Восток в точку опережающего роста, обеспечить импульс для динамичного развития страны в целом. Новому министерству поручили обеспечить выполнение этой масштабной задачи, в первую очередь объединить всех "игроков" на дальневосточном экономическом поле, создать условия для улучшения жизни дальневосточников.
Но чтобы развивать регион, надо в первую очередь не допустить его развала. Проблемы на Дальнем Востоке буквально во всем – в энергетике, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в строительстве, в транспортной отрасли. Все это усугубляется природными пожарами, паводками, суровыми зимами. Нам удалось за этот год объединить усилия разных органов власти, чтобы не допустить катастрофы, серьезных чрезвычайных ситуаций.
Мы провели анализ множества программ по развитию Дальнего Востока — и федеральных, и региональных, и программ корпораций. Очевидно, что они были разобщены и не решали общей задачи. Ведь не может быть такого, чтобы компания пришла в регион, начала добывать ресурсы, а регион ничего от этого не получал. Это программа развития компании, но не территории. Нам же необходимо, чтобы создавались рабочие места, чтобы росла налоговая база, росли доходы. Мы понимали, что для этого все программы надо консолидировать.
Итогом работы стало принятие госпрограммы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года". Разработку документа можно назвать главным достижением министерства, серьезной проверкой ведомства на профессионализм и компетентность. Минвостокразвития создало госпрограмму в короткие сроки, за три месяца, хотя другие ведомства почти за два года не смогли выполнить поручение Президента и так и не создали программу.
В итоге получилась принципиально новая стратегическая программа, и с точки зрения информативности, и с точки зрения заложенных в нее объемов инвестиций. В первую очередь планируется коренным образом изменить транспортную и энергетическую инфраструктуру. Среди первоочередных проектов — вторая линия БАМа, модернизация Транссиба. А если говорить в целом, то проектов будет несколько сотен.
Чтобы все реализовать, должны в полной мере заработать механизмы государственно-частного партнерства, когда государство опережающе создает инфраструктуру, а бизнес создает средства производства.
Должны появиться новые подходы к использованию природного потенциала. Мы пойдем по пути увеличения добычи ресурсов – нефти, газа, угля, драгоценных и редкоземельных металлов. При этом необходимо создание новых инновационных и высокотехнологических производств в сфере нефте- и газохимии, глубокой переработки биоресурсов, лесных ресурсов. Уже сейчас в Амурской и Еврейской автономной областях создается мощный металлургический кластер с учетом развития добычи железных и титановых руд.
Рейтинг министров и вице-премьеров России 2012 >>
— Разработанная министерством госпрограмма – это, действительно, глобальный документ. Но региону для опережающего развития нужны дополнительные стимулы. Что предлагает министерство?
— Во-первых, определиться с базой развития, правильно использовать наши естественные преимущества – это прежде всего ресурсный блок. Во-вторых, интегрировать транспортно-логистические центры Дальнего Востока в мировые транспортные потоки между АТР и с Европой. Понятно, что эти направления могут и при существующих условиях ведения бизнеса выступить локомотивом развития региона. Но мы настаиваем на том, чтобы эти правила были особыми, отличались от общероссийских. Почему? Потому что жизнь здесь другая — здесь все дороже. Условия функционирования экономики более сложные. Себестоимость продукции здесь значительно выше, чем в средней полосе России.
Нам сложно конкурировать на рынке, так как стоимость электроэнергии выше, транспортные расходы дороже, зима дольше, температура зимой ниже. Из-за этого, например, средняя доходность на предприятиях Дальнего Востока – 12%. При этом стоимость денег в банках – 15%.
Считаю, что необходимо предоставить льготные кредиты предприятиям, производящим высокотехнологичную продукцию. По списку, утверждаемому Правительством. Надо довести доходность предприятий до уровня не менее 30%, так как приход инвестора возможен только в высокодоходные отрасли и проекты.
По поручению Президента Минфин уже внес в Госдуму проект изменения в закон о налогообложении. Предлагается изменить ставку НДПИ (это налог на добычу полезных ископаемых) на территории Дальнего Востока. При этом нужно подходить дифференцированно. Где-то налог должен быть равен нулю, где-то нужна и государственная поддержка.
Разрабатывается проект закона о Дальнем Востоке. Сегодня мы работаем над его содержанием. Это в корне изменит инвестиционный климат, создаст равные с центральной частью России возможности ведения бизнеса и жизни населения с использованием бюджетных, налоговых, таможенных и тарифных преференций.
Я выступаю за снижение административных барьеров за счет применения жесткого регламентирования. В частности, можно установить жесткие сроки согласования проектов, например, до 6 месяцев. Сегодня порой доходит до парадоксов. На строительство 4 электростанций государство выделило деньги почти год назад. Деньги лежат на счетах, а строительство не ведется, потому что проектов нет. По разным причинам.
На Дальнем Востоке должно быть льготное выделение земельных участков и технических условий.
— Преференции касаются только бизнеса? Или на них могут рассчитывать простые жители Дальнего Востока?
— Снижение налоговой нагрузки на бизнес в регионах Дальнего Востока необходимо. Многие территории шли таким путем, в том числе Аляска, Сингапур, северо-восточные провинции Китая. У них были определенные преференции на этапе развития, они должны быть и здесь, на Дальнем Востоке.
Кроме того, планируется целый комплекс мер, направленных на социальную поддержку отдельных категорий граждан. Считаю справедливым, что материнский капитал дальневосточникам необходимо выплачивать с учетом районных коэффициентов. Молодым семьям, сиротам, работникам социальной сферы и переселенцам — давать бесплатные земельные участки под жилищное строительство.
Прямую государственную поддержку необходимо обеспечить сельхозпредприятиям с учетом вступления России в ВТО. Необходимо поддержать создание сельскохозяйственных кластеров (соевого, мясомолочного). Для чего? С учетом роста населения на земном шаре роль продовольствия и простых ресурсов будет возрастать уже в ближайшие годы.
— Понятно, что государство не может полностью финансировать госпрограмму. Основной объем средств должны обеспечить частные инвесторы. Кого вы имеете в виду – российских или иностранных? Какие проекты могут быть предложены иностранным инвесторам?
— Один из вариантов развития территории – это значительное его финансирование со стороны государства. Именно так многие страны мира развивали свои территории. Так развивается Северо-Восточный Китай.
Есть и другой вариант – создание условий для привлечения инвестиций. Причем этот вариант не исключает первый. Также должны заработать институты развития, в том числе и Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
Госпрограмма дает широкие возможности для сотрудничества, но оно должно быть взаимовыгодное. К примеру, банки Китая уже начали кредитовать некоторые проекты под 4% годовых. Большой интерес мы видим со стороны Японии, Кореи, Евросоюза. Наиболее перспективными для взаимодействия с иностранными инвесторами могут стать комплексные проекты, которые развивают не просто продажу сырья, а его переработку. Возможно сотрудничество в сфере аэрокосмической промышленности, судостроения, рыбопереработки, энергетики, туризма.
Мы говорим, например, что в районе Еврейской автономной области нужно строить мостовой переход, по которому пойдет в Китай после обогащения руда, лес, уголь, продукция соевого кластера. Не везти же все через порты в объезд? Есть наше совместное решение с Фондом развития Дальнего Востока и Байкальского региона о финансировании этого проекта. Фонд также будет финансировать строительство различных объектов для отдыха людей в игорной зоне в Приморском крае.
Там нашлись деньги заемные. А где-то компании выставляют пакет своих акций. Под реализацию тех или иных проектов, входящих в Госпрограмму, в ФЦП, ищутся различные источники финансирования.
Ущербную программу мы не могли принять. Под такую мощную программу обязательно придут иностранные инвестиции.
Допустим, «Роснефть» собирается строить нефтехимический завод, планирует строить завод по сжижению газа. Стоимость этого завода будет 16 млрд. долларов. Для сравнения: все стройки к саммиту АТЭС во Владивостоке – 22 млрд. долларов. Японская компания «Марубени» уже выразила согласие зайти и стать инвестором проекта. Они крайне заинтересованы в реализации этого проекта.
А есть проекты, где российские компании и не допускают иностранных инвесторов. Сами с удовольствием будут финансировать, так как понимают, что будет хороший срок окупаемости, хорошие рынки потребления этой продукции. Таких проектов очень много.
Иностранные компании готовы работать с нами не только, чтобы взять сырье, но и давать деньги на переработку, готовы участвовать в капитальном строительстве, в создании инфраструктуры.
— А нет ли здесь угрозы, что Россия, пытаясь сотрудничать с АТР, ставит себя в зависимость от этих стран, прежде всего от Китая?
– Возникает встречный вопрос: а не ставит ли себя Европа и США в зависимость от Китая, размещая там свои производства? Мы видим, что КНР очень активно ведет себя в Европе, и речи о зависимости никто не ведет. Западный бизнес прекрасно понимает – Китай является второй экономикой мира. Экономикой, имеющей большие резервы для развития.
Чтобы не стать для Китая сырьевым придатком, прежде всего мы должны стать партнерами. У нас должна быть экспортная составляющая. Глубокая переработка сырья должна быть на нашей территории.
Россия – евразийское государство и может придерживаться как западного, так и азиатского векторов развития. Сейчас у нас сейчас 53% экспорта идет в Европу, и только 17% — в АТР.
Россия сегодня не использует возможности Азиатско-Тихоокеанского региона. Но ведь емкость азиатского рынка намного больше, чем европейского. Только на долю 21 страны АТР — участников АТЭС приходится 57% мирового ВВП, 48% оборота международной торговли, более 40% объема прямых иностранных инвестиций и около 40% населения мира.
— Над чем будет работать ваше ведомство в ближайшее время?
— Государство изменило свое отношение к Востоку России и готово развивать эту территорию, финансировать инфраструктурные проекты. Сейчас главная задача – ускорить работу над проектной документацией. Продолжаем формировать ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года", планируем довести до логического завершения работу над законом о Дальнем Востоке, готовим ряд других инициатив.
Министерство будет продолжать координировать выполнение всего множества программ по развитию Дальнего Востока — и федеральных, и региональных, и отраслевых, и программ корпораций. Сейчас они разобщены и не решают общей задачи, поэтому управление этими программами должно быть организовано на должном уровне вместе с субъектами Федерации.
Эти и другие задачи определены в Указе Президента о ведомстве. Среди наших задач — эффективное управление федеральным имуществом, контроль за переданными регионам полномочиями. Не только за тем, как регион их исполняет, а еще и за тем, обеспечены ли эти полномочия финансами.
Вместе с аппаратом полпреда специалисты Министерства продолжат работу над тем, чтобы исполнить на Дальнем Востоке Указы Президента Российской Федерации, направленные на улучшение демографической ситуации, на решение социальных и экономических вопросов.
Конечно же, ежедневно нас будут по-прежнему интересовать вопросы жизнеобеспечения городов и поселков всех без исключения регионов Дальнего Востока.