Эксперт «Левада-центра», социолог Борис Дубин объяснил «Московским новостям», для чего миф о Сталине нужен современной власти и почему нам не удается похоронить вождя в общественном сознании.
— Что такое миф о Сталине, из каких компонентов он состоит?
— Конечно, слово «миф» надо брать в кавычки. Мы все-таки живем не в архаичном, средневековом или фольклорном обществе, где работают анонимные народные верования в сверхъестественные существа и богов. Мы занимаемся изучением явлений, которые по смыслу и по функции похожи на мифы в архаическом обществе. Во-первых, это сплочение народа. Во-вторых, мифологический герой или событие становится символом этой общности, символическим гербом. Если это герой, то это герой-спаситель, который отгоняет злых духов, уничтожает врагов, побеждает противника и приводит государство к победе, процветанию и райской жизни. Бывают случаи, когда образ этого мифологизированного героя соединяется с образом какого-то ключевого события. Чаще это событие переломное, обозначает начало какого-то нового времени. В ряде случаев, например, как вторая мировая война — это событие, которое угрожало бытию всего целого. Соответственно образ героя соединяется с образом победы и как будто обещает грядущее счастье.
Что касается Сталина, то стоит сказать, что мы лишены возможности социологически анализировать ситуацию на основании надежных количественных данных, возможности что-то говорить о 1950-х, 1960-х и 1970-х годах. Но мы можем говорить о данных за 1980-е, 1990-е, 2000-е и судить о том, какой была система, по следам ее распада. За каждым моим следующим суждением стоят огромные массивы количественных данных, вопросов, которые мы задавали, обрабатывали, соединяли с другими вопросами, социальными характеристиками людей и так далее. Если говорить про сегодняшний день, то в образе Сталина соединяются несколько составляющих, которые на первый взгляд абсолютно друг друга исключают и противоречат друг другу. С одной стороны, порядка двух третей населения (до 70%) сегодня уже согласны с тем, что Сталин был кровавым тираном, который для каких-то целей — страны, собственных, системы власти, режима — не жалел жизней миллионов. С другой стороны, примерно такая же доля населения и во многом те же самые люди говорят, что Сталин привел страну к победе в войне, сделал ее индустриальной, хорошо вооруженной, современной державой наравне с развитыми, крупными государствами XX века. И третья составляющая, на мой взгляд, самая интересная, — мы еще не знаем всей правды о Сталине. Иначе говоря, Сталин — это некая тайна. А это значит, что первые два значения должны были столкнуться в головах людей и в публичном пространстве. А они не сталкиваются, потому что на них наложен вот этот замок, тайна: мы все равно ничего не узнаем. Кстати, на этом же основании примерно 60-65% людей говорят, что не надо копаться в этом прошлом: мы понимаем, что там были преступления, массовые убийства, переселение народов, уничтожение целых классов, но не имеет смысла в этом копаться. И не просто потому, что время прошло, но и потому, что мы никогда не узнаем, как все было на самом деле. И этот отказ от понимания — очень важная вещь.
Люди потеряли понимание того, что происходит во власти, к чему дело идет, кого бояться, на что надеяться, на кого опираться.
— Почему возник миф о Сталине?
— В послевоенной Германии по ряду обстоятельств определенные силы внутри страны и те силы, которые победили и контролировали ситуацию (например, США), в известном смысле принуждали нацию через публичную сферу к расколдовыванию собственного прошлого, к его пониманию. Этого не было в Советском Союзе, этого не было в России и нет до сих пор. Отсюда и мифологизированный характер Сталина. Никто сегодня ни Гитлера, ни Муссолини не мифологизирует. Потому что произошло, как это называл Теодор Адорно, преодоление собственного прошлого. Наша страна этот урок не приняла. Это определенным образом говорит о стране и о тех силах, которые могли бы подвигнуть людей к пониманию. В Германии это были интеллектуалы, люди, которые публично снова и снова поднимали этот вопрос и преодолевали волны сопротивления.
Полный текст интервью читайте на сайте гзеты "Московские новости"