Рейтинг@Mail.ru
Екатерина Мцитуридзе: без господдержки русский "Юнифранс" не получится - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Екатерина Мцитуридзе: без господдержки русский "Юнифранс" не получится

Читать ria.ru в
Гендиректор "Роскино" Екатерина Мцитуридзе рассказала РИА Новости о том, изменился ли взгляд зарубежных кинематографистов на российскую индустрию, и как компания будет работать с Министерством культуры.

Параллельно международному кинофестивалю в Берлине в эти же дни проходит Европейский кинорынок (EFM). Российское кино представлено на нем сразу двумя стендами. Один — "Кино России" — подготовлен Фондом кино и Минкультуры. Другой — компанией "Роскино" (в прошлом — "Совэкспортфильм"), которая проведет в Берлине передвижной кинорынок DOORS, летом прошедший в рамках Московского международного кинофестиваля и собравший ведущих международных дистрибуторов. О том, изменился ли взгляд зарубежных кинематографистов на российскую индустрию и как "Роскино" будет работать с Министерством культуры, гендиректор компании Екатерина Мцитуридзе рассказала РИА Новости. Беседовала Мария Токмашева.

- "Совэкспортфильм" в последние годы своего существования был организацией абсолютно не мобильной, мало кто понимал, что же он делал. Пришли вы, и началась активная международная деятельность.

— Проблема "Совэкспортфильма" заключалась в том, что с середины 90-х никто не ставил перед ним четких задач. До этого компания была одной из лучших, у нее было 54 представительства в мире, она владела сетью кинотеатров, домами приемов — работа шла в разных направлениях, и все складывалось благополучно. Потом все рухнуло. А в 2011-м в правительстве решили, что в свете перемен в финансировании кино настала пора перезагрузить и систему продвижения в мире. И после нескольких моих успешных международных проектов — пиар-кампании с номинацией "Края" на "Золотой Глобус", учреждение Российского павильона на Каннском кинофестивале — меня пригласили возглавить обновляемую структуру, которая должна стать "российским Юнифрансом" (Юнифранс — ассоциация, занимающаяся продвижением Французского кино в мире — РИА Новости). Я сочла за честь возглавить ее на условиях системной поддержки со стороны государства. Сложно было предположить, сколько всего поменяется за эти полтора года.

- Правильно ли я помню, что на "Роскино" была целевая субсидия в бюджете?

— Да, была субсидия, но плавно уплыла. Она была утверждена Минфином, Госдумой, анонсирована в прессе среди прочих важных проектов в сфере кино, таких как, например "Киносити", но вышло так, что в итоге она была размыта в общем бюджете Минкультуры в ноябре 2011-го. Это, скажем так, отдельная история.

Мы недавно провели аудит, и получилось, что за год "Роскино" вышло на соотношение 50% государственных средств, а 50 – привлеченных, что впечатлило наш совет директоров, в который входят Денис Молчанов, Константин Эрнст, Дмитрий Пристансков, Иван Демидов и другие. Но все же системно продвижение национального кино должно финансироваться государством.

- С новым составом министерства культуры стало легче работать?

— Я бы сказала оживленнее. Мы все, вся индустрия, ждем позитивных изменений, и в первую очередь систематизации процесса производства и проката кино. Это фундамент. Я надеюсь, что те сложности, с которым сталкиваются новые люди, занимающиеся кино, будут решаться коллегиально с нами со всеми.

- Минкультуры не раз заявляло об идеологической составляющей кинематографа. Фигурировали заданные темы, конкурс сценариев. Вы считаете, подобные разговоры могут повлиять на российскую индустрию?

— Вы знаете, дело не в теме, а в интонации, с которой это все обсуждается. Понятно, что всегда найдутся те, кто не сочтет за труд поднять любую тему за любые деньги, и очевидно, что эти люди скажут, что им нужна работа и точка. А другие прекрасные люди возьмут и откажутся от заданных тем, и это разъединит наше сообщество, которое, кстати, не самое уж интрижное по сравнению с остальными творческими цехами. Темы могут обсуждаться на творческих встречах и фокус-группах, например, с целью расширения аудитории кинотеатров. Возьмем "1+1" или "Любовь", они же явно не были сняты в расчете на тинэйджеров, но при этом их посмотрели и те, и другие. Причем во всем мире.

- Но у нас в прокате они провалились, как и многие другие авторские картины.

— Именно потому, что у нас как не было, так и нет внятной госполитики по продвижению качественных картин. На мой взгляд, картины Альмодовара, Коэнов, Джармуша, Андерсона, Триера, Гаса Ван Сента и многих других, так же как, например, фильмы "Кококо", "Жить", "Бедуин", ленты Балабанова, Хлебникова, Германики, Хомерики, Попогребского и т.д, очевидно должны прокатываться при мощной поддержке государства. "Совэкспортфильм" раньше занимался этим. У нас в уставе прописано: "поддержка лучших образцов мирового кино с целью воспитания эстетического вкуса граждан". Если бы это оставалось не только строкой в уставе, мы были бы счастливы помогать российским дистрибьюторам, которые прокатывают качественное кино. Если бы "1+1" вышел в широкий российский прокат при активном пиар-продвижении и рекламе, он бы окупился и в России. Главное, помимо денег, которое может приносить хорошее кино, оно помогает акцептировать правильные образы. Прокатчики экономят на пиаре независимого кино, надеются на имя. Но чтобы фильм стал событием, нужна реклама. В Variety мы публикуем международные бокс-офисы — Россия расходится со всеми странами: то, что попадает в топ-десятку в мире, у нас еле дотягивает до 20-ки.

- Но сейчас регулирование киноиндустрии у нас сводится просто к поддержке любого российского кино. В самом конце прошлого года в Госдуму был внесен законопроект о квотировании показов российских фильмов и об отмене налоговых льгот на демонстрацию фильмов иностранных. Думаете, это как-то поможет?

— Это из серии "благими намерениями вымощена дорога в ад". Часто цитируемая Никитой Михалковым библейская фраза здесь как нельзя уместна. 80% от прибыли любых иностранных фильмов остаются и дальше работают в России, только 20 уходит в главные офисы зарубежных компаний. Если российские фильмы не станут качественными — комедии смешными, ужасы страшными, любовь не пластмассовой, а настоящей — ничего не получится. Успешный прокат фильма "Духless" доказывает, что наш зритель довольно приветливо относится к российскому кино, если оно снято внятно.

- После DOORS у американских дистрибуторов изменилось отношение к российской киноиндустрии? Стали ли международные специалисты понимать, что здесь есть что-то еще, кроме условного Сокурова или Звягинцева?

— На совещании по международной деятельности в рамках разработки "дорожной карты" в Минкультуры Сергей Сельянов сказал: "Когда мы приехали на кинорынок в Лос-Анджелес после DOORS, мы почувствовали к себе другое отношение". Это точная оценка. Мнение лидеров независимой дистрибуции США, которые к нам приезжали, распространилось в профессиональной среде. И мы стали работать на других условиях, чем раньше. Мне есть с чем сравнивать — в первый раз я приехала на американский кинорынок в 2006-м. В этот раз у "Роскино" на AFM был свой офис с мобильным кинозалом — закуток с баннером и двумя стульями не может представлять российское кино! Мы продвигали отдельно киностудию "Главкино" и проекты "Мосфильма". Приятно, что от глав обоих концернов мы получили благодарность за привезенные нами контакты. Мы также провели две конференции вместе с самим рынком: по локейшн и по VOD-дистрибуции, которые посетили представители почти всех голливудских студий. Спустя три дня после объявления сделки между "Роскино" и VOD гигантом Hulu, где мы запустили 12 фильмов, нам пришло письмо от компании Gravitas Ventures, которая стала агрегатором контракта, о том, что наш "Шпион" вышел на 14-е место по просмотрам среди 2500 картин в библиотеке Hulu. Это было сенсацией.

- Обсуждаете ли вы с зарубежными коллегами возможность производства копродукции?

— Я считаю, что нужно в первую очередь влюблять людей в себя, в свою культуру, в свой энтузиазм, в свою страну, иначе ничего не получится. Сухие соглашения не рулят. О'кей, мы сейчас сядем, подпишем соглашение с Марсом, и все марсиане наши, создадим еще академию марсианско-российскую, будет большой ажиотаж. Это все не работает, так как за каждым словом должно стоять дело: во-первых, качественные проекты, во-вторых, инфраструктура, готовая снижать цены, послаблять налоги для иностранных съемочных групп, помогать с решением сложных вопросов по съемочным местам и т д.

"Роскино" – институция, которая в первую очередь занимается продвижением российских фильмов на фестивалях и кинорынках, содействует в организации правильной пиар- и рекламной кампании, помогает в поисках дистрибьютора и т.д. Мы готовы содействовать копродукции в качестве консультантов. Мы, кстати, лоббируем необходимые для копродукции инициативы – обратились в МИД и Минкульт с письмами о необходимости соглашения сотрудничества в сфере культуры между Россией и США, Россией и Великобританией, Россией и Индией. Это долгий процесс, но МИД поддержал нашу инициативу. Процесс пошел. Год назад мы учредили в Лос-Анджелесе Кинокомиссию России, которая консультирует и наших, и иностранных кинематографистов.

- Начинается Берлинский кинофестиваль. Министерство культуры выделило вам средства? Ведь после реформы по распределению полномочий между ведомством и Фондом кино всей международной деятельностью теперь полностью управляет Минкультуры.

— Мы рассчитываем на компенсацию расходов со стороны Минкульта. Пока мы за свой счет оплатили и стенд, и его дизайн, еще в начале ноября утвердили программу с директором кинорынка Бекки Пробст. Мы подготовили пиар и рекламную компанию фильма Бориса Хлебникова "Долгая счастливая жизнь", разработали ки-арт, полиграфию, провели пресс-конференцию и т.д.

© РОСКИНОКадр из фильма Бориса Хлебникова "Долгая счастливая жизнь"
Кадр из фильма Бориса Хлебникова Долгая счастливая жизнь

Когда меня пригласили в "Роскино", было сказано: "Мы хотим статус, хотим русский "Юнифранс". Я пришла исключительно на этих условиях. Система тендеров ставит под угрозу всю работу. В старом Минкультуры, который все сегодня поносят, уже работала система, когда руководители министерства создавали на стороне компании, которые потом выигрывали тендеры. И это привело к полному коллапсу в международной деятельности. Надеюсь, это будет исправлено, но пока у меня нет четкого понимания, есть ли у Министерства желание иметь в лице "Роскино" единого международного агента в сфере продвижения. Если этот процесс не будет координироваться и международными проектами будут заниматься десятки компаний, то говорить о результатах, которых добивается тот же "Юнифранс", не приходится.

- То есть четкой схемы продвижения российского кино по-прежнему нет?

— Она не артикулирована на государственном уровне. Пока я в "Роскино", я, конечно, стараюсь не дать всему заглохнуть, мы привлекаем частные средства. Например, подписали эксклюзивный договор с "Аэрофлотом" на год и, видимо, так мы и будем выходить из этой ситуации – при поддержке других госкомпаний. Министерство иностранных дел нам очень помогает во всем, что касается логистики организации поездок.

На мой взгляд, Минкультуры должно исполнять не роль генерала и "муштровать роту", а заниматься вырабатыванием правил, облегчать выполнение задач, которые стоят перед отраслью, а не усложнять их. Не ставить под сомнение копродукцию, а наоборот поощрять, гарантировать возврат денег зарубежным съемочным группам, выбирающим Россию для съемок. Не диктовать тему творцам, а думать о том, как запускать режиссеров, как помогать дебютантам. Не диктовать мэтрам, как им дальше жить, а спрашивать, что их волнует, использовать их опыт. Не зажимать, а спрашивать у дистрибьюторов, чем помочь, чтобы привлечь новую аудиторию в кинозалы, расширить ее и т д. И вообще, стыдно — электронный билет до сих пор не введен. 5 лет уже Владимир Путин лично этого требует. И ничего. У нас в кино ходят только тинейджеры, для людей с более требовательным вкусом предложения нет. Или оно не доходит до адресата. Вот это должно регулировать, на мой взгляд, министерство.

Знаете, много критиковали Михаила Швыдкого в пору его министерского правления, но я сотрудничала с ним несколько лет и могу сказать: каждый, кто к нему приходил с проблемой получал один ответ: "Чем могу помочь?". Несложно взять и оценить список фильмов, созданных в то время, разница с сегодняшним качеством очевидна. Но будем надеяться, что все еще наладится. У нас такое количество талантливых творцов, просто нужно дать им шанс. Если Владимир Мединский, который выглядит неравнодушным человеком, начнет на самом деле выстраивать новую систему, вырабатывать госполитику, ему понадобится поддержка всей индустрии, которая в первую очередь и заинтересована в решении этих задач.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала