Вот уже два года московские школы могут побороться за дополнительную финансовую поддержку - гранты мэра Москвы. При определении конкурса на присуждении гранта мэра Москвы за высокие образовательные достижения был сформирован рейтинг, на основе объективных независимых показателей работы школ: ЕГЭ, ГИА, Всероссийская и Московская олимпиады школьников, результаты диагностических работ. В соответствии с порядком конкурсного отбора образовательное учреждение поощряется грантом мэра Москвы в одноименной номинации и/или одноименной степени не чаще одного раза в три года.
В связи с этим, первые 10 образовательных учреждений по рейтингу, не получившие гранта Мэра Москвы 1 степени в прошлом году, были представлены к гранту Мэра Москвы 1 степени (по 15 млн. руб.). Следующие 25 образовательных учреждений по рейтингу, не получившие гранта мэра Москвы 1 или 2 степени в прошлом году, были представлены к гранту мэра Москвы 2 степени (по 10 млн. руб.), а следующие 50 образовательных учреждений, не получившие гранта Мэра Москвы 1, 2 или 3 степени в прошлом году, были представлены к гранту мэра Москвы 3 степени (по 5 млн. руб.).
Соперничество идет только на пользу городской системе образования, поскольку заставляет школы развиваться. О том, как получить грант, на что его можно потратить, в интервью РИА Новости рассказала директор столичной гимназии №1529 Марина Соловьева. Беседовал Дмитрий Чернов.
- Марина Анатольевна, ваша гимназия второй год подряд становится лауреатом. Насколько, по вашему мнению, важна эта денежная поддержка для школ?
- Нам очень понравился подобный опыт. И другие директора школ, получившие гранты, тоже очень довольны. Мне кажется, что подобная поддержка не только стимулирует школы к развитию, но и показывает их успехи и промахи, позволяет увидеть себя в системе московского образования.
Вообще же официальное признание школ, чтобы не только родители признавали их, но и власти делали это на официальном уровне - это очень полезно. Ну а чтобы получить такое признание, школам нужно проделать огромную работу - и по направлению связей с родителями, и по выстраиванию системы воспитания, и по построению связей с вузами, и многое другое.
- Какое место вы занимаете в рейтинге сегодня, и как изменились ваши позиции по сравнению с прошлым годом?
- Грант мэра выдается второй год подряд, и оба раза мы вошли в первую 30-ку московских школ. В прошлом году отбор проводился по двум критериям - результаты ЕГЭ и олимпиад. В итоге мы заняли в рейтинге 22-е место, и город выделил нам грант в размере 10 миллионов рублей. В этом году количество показателей для составления рейтинга увеличилось, мы заняли 29-е место и получили от города 2 миллиона рублей.
Так что у нас уже есть традиции, раз мы занимаем такую достойную строчку. Но мы видим и слабые места. И все, увидев свои слабые звенья, начинают совершенствовать эти показатели. Так что у нас есть возможность сделать целый шаг и войти в 20-ку. Например, мы планируем направить больше детей на олимпиады.
- Как вы думаете, справедливо ли введение дополнительных критериев, ведь в вашем случае это привело к снижению в рейтинге?
- Да, действительно, это отразилось на наших результатах. К примеру, у нас никогда не было начальных классов, а этот показатель тоже учитывался в новом рейтинге. Поэтому мы потеряли несколько мест, но кому-то это позволило подняться на ступеньку выше.
- На какие цели вы потратили выделенные городом средства, и на какие цели их вообще можно направить?
- В департаменте нам рекомендовали максимально отблагодарить тех, кто помог достигнуть такого результата, поэтому 10 миллионов рублей, которые мы получили в 2011 году, были потрачены на учителей. Я порекомендовала им поучаствовать в различных поездках, с целью увидеть мировую образовательную систему. Таким образом, многие из наших учителей посмотрели, как работают школы в Англии, в США, во Франции, в Финляндии. Они ездили как педагоги и посмотрели, как работает мир.
Естественно, что такие поездки не прошли даром. Наши учителя смогли перенять очень ценный опыт. Например, в одной из школ в США педагоги видели удивительный «урок жизни». Обычный школьный спортзал делится на зоны, где дети представляют себя либо слепыми, либо глухими, либо с ограниченными возможностями для передвижения. Таким образом, они представляют себе, что чувствуют такие люди, и могут убедиться, как им непросто. Я хочу провести такой урок и в нашем спортивном зале.
Часть средств были выплачены в виде премий на личные цели, а в этом году мы получили грант в размере 2 миллионов рублей, и на него будет закуплено современное оборудование для классов.
- Рассчитываете ли вы в следующем году получить более крупный грант?
- Нам хотелось бы, но, насколько нам известно, на следующий год будет изменено положение о гранте. Скорее всего, мы выйдем на другую систему, гранты будут уменьшены, но даваться они будут большему количеству школ. Например, 15 миллионов будет делиться на два, и раздаваться не 10 школам, как сегодня, а 20 школам. 10 миллионов рублей будут также делиться на два, и вручаться не 25 школам, а 50 школам. То же самое и с 5 миллионами рублей, которые будут также делиться на два и раздаваться 100 школам вместо сегодняшних 50.
- Как бы вы могли оценить в целом поддержку городом столичных школ?
- Я считаю, что на общероссийском уровне поддержка, которая оказывается в последние два года с введением рейтинга и грантов, более чем достойная. Московские школы хорошо обеспечены оборудованием, а средняя заработная плата учителя в гимназии сегодня составляет 71 тысячу рублей, что является достойной зарплатой даже по сравнению с другими отраслями.