О своем отношении к изменениям в избирательном законодательстве, увеличению до 70 лет пенсионного возраста для высокопоставленных чиновников, к представительским функциям, а также о борьбе с коррупцией и защите прав дольщиков рассказал в интервью РИА Новости губернатор Новгородской области Сергей Митин.
- Сергей Герасимович, как бы вы оценили ход и итоги кампании по выборам губернатора? Не изменили ли вы свою точку зрения и не считаете ли теперь, после выборов, разумным в перспективе все-таки изменить областной закон о выборах губернатора, снизить так называемый муниципальный барьер до 5% и разрешить самовыдвижение, на чем настаивает новгородская оппозиция и не только она?
- Прежде всего необходимо отметить, что выборы uубернатора Новгородской области признаны состоявшимися и действительными.
В голосовании приняли участие более 42% избирателей Новгородской области, и этот показатель больше, чем на предыдущих выборах высшего должностного лица региона.
По информации Избирательной комиссии Новгородской области, выборы прошли предельно открыто, спокойно, в полном соответствии с требованиями избирательного законодательства. Существенных жалоб ни в ходе избирательной кампании, ни непосредственно в день голосования также зафиксировано не было.
Что касается «муниципального фильтра», моя позиция неизменна: он находится в компетенции депутатов областной Думы, в соответствии с теми правилами, которые определены федеральным законодателем. Депутаты областной Думы длительное время обсуждали эту ситуацию и приняли соответствующее решение, облеченное в рамки областного закона. А областные законы обязательны для исполнения всеми без исключения, в том числе и губернатором, на территории области - в этом и заключается моя позиция.
- Как вы относитесь к инициативе руководства страны увеличить для госслужащих, занимающих руководящие должности, срок наступления пенсионного возраста в 70 лет? Что для вас лично может повлечь принятие этого решения, что оно изменит в вашей жизни?
- Я поддерживаю такую инициативу. Это позволит сохранить на гражданской службе высококвалифицированных руководящих сотрудников, усовершенствовать систему государственного управления. Кроме того, идея законопроекта направлена на уравнивание в правах государственных гражданских служащих с иными работниками, предельный возраст пребывания которых в занимаемых должностях составляет 70 лет (например, судьи, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета).
Принятие этого законопроекта не отразится на моей трудовой деятельности, так как положения закона о государственной гражданской службе не распространяются на лиц, избранных губернаторами. Губернатор - государственная должность Российской Федерации, кадровые вопросы регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.
Что касается руководителей органов исполнительной власти области и структурных подразделений администрации области, чьи интересы могут быть затронуты названной инициативой президента, могу сказать, что закон принят только в первом чтении и что-либо комментировать преждевременно, так как в настоящее время не ясно, будет ли данная ситуация распространяться на государственных гражданских служащих субъектов.
- Сергей Герасимович, как вы отнеслись к сравнительно недавним заявлениям российских рок-музыкантов Андрея Макаревича и Юрия Шевчука по поводу распространения чиновничьей коррупции в нашей стране? Что из этих заявлений вы принимаете, с чем бы вы поспорили, а с чем - категорически не согласились бы? Как вам кажется, решаема ли в принципе проблема коррупции чиновников в России вообще и в Новгородской области в частности?
- Всеми признано, что коррупция - явление политически, экономически и социально опасное. Она представляет реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости. Еще ни в одной стране не удалось окончательно искоренить коррупцию. Но делать это необходимо.
В последние годы наше государство уделяет большое внимание борьбе с коррупцией. В частности, принят ряд нормативных правовых актов, направленных на противодействие коррупции. Ужесточены меры ответственности уголовного законодательства в отношении лиц, совершивших преступления коррупционной направленности. Принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», в том числе расширяющий перечень ограничений и обязанностей государственных и муниципальных служащих.
Что касается упомянутых в обращении Макаревича к президенту Российской Федерации «откатов», то в настоящее время организация процедуры размещения государственных и муниципальных заказов в соответствии с действующим законодательством максимально прозрачна и открыта. Всё больший объем торгов проходит в электронной форме на специализированных электронных площадках. Кроме того, контролирующими органами осуществляется пристальный надзор за соблюдением законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Новгородская область не остается в стороне от антикоррупционных реформ, проводимых государством. Хочу отметить активную позицию правоохранительных органов в борьбе с проявлениями коррупции. За прошлый год органами внутренних дел области по фактам взяточничества выявлено преступлений практически на 27% больше, чем в предыдущем году. Вынесено 40 обвинительных приговоров за коррупционные правонарушения в отношении 42 лиц.
Считаю, что разрешение проблемы искоренения коррупции в России и в Новгородской области, в частности, возможно при установлении нетерпимости общества к коррупционным проявлениям. Необходимо усиление правосознания гражданского общества и уважительное отношение к закону, государству и особой роли в нем гражданина. Борьба с коррупцией будет успешной при условии создания и внедрения комплексных антикоррупционных механизмов, действующих в публичной и частной сферах общества, а также повышения уровня подготовки нормативных правовых актов, эффективности правоприменения, постоянного взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества.
- Какое значение для вас имеют представительские функции губернатора? Что они для вас, главным образом, - необходимая составляющая работы или дополнительная нагрузка, от которой вы предпочли бы отказаться? Что дает вам представительство и какую часть времени оно у вас отнимает?
- Безусловно, это необходимая составляющая работы. В области ежедневно организуются и проводятся различные мероприятия, связанные с экономической, культурной, общественной сторонами жизни. В процессе работы я и мои коллеги часто ездим в районы области, посещаем объекты, проводим много встреч с населением, с руководством муниципальных районов, совещаний, не исключение и торжественные, официальные мероприятия. Большинство из них освещаются СМИ. Но видимая часть таких мероприятий - это только вершина айсберга. За каждым из них стоит большая, кропотливая, ежедневная подготовительная, организационная, аналитическая работа, как до, так и после проведения мероприятия.
Конечно, как Вы их называете, «представительские» функции занимают много времени, но это неотъемлемая часть моей работы, от которой я не вправе отказываться.
- В августе вы дали подчиненным поручение к октябрю текущего года подготовить областной закон о защите прав дольщиков и сообщили, что до декабря будет принята областная программа по защите дольщиков. С чем связано принятие на региональном уровне дополнительных мер по защите дольщиков? Что не устраивает областные власти в федеральных законах, направленных на те же цели?
- Давайте вспомним, какая ситуация сложилась в области в октябре 2009 года: застройщик АНО «НЦСМ-Новотест» не исполнил в срок свои обязательства по договорам участия в долевом строительстве по 8 объектам. Всего оказалось неисполненными 589 договоров. Администрация области приняла все возможные меры, чтобы проблема «обманутых дольщиков» была решена. На данный момент часть дольщиков уже въехали в новые квартиры, оставшиеся 346 еще не получили свое жилье, но перезаключили договоры участия в долевом строительстве с новым застройщиком ЗАО «Проектстрой». Для них в Григорово, ближайшем пригороде областного центра, строится дом, и люди получат ключи от квартир в середине 2013 года.
Решение о принятии областного закона «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Новгородской области» обусловлено решением Совета при полномочном представителе президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. Субъектам Российской Федерации, расположенным в границах СЗФО, было рекомендовано разработать соответствующие региональные нормативные акты, в том числе региональные программы защиты интересов граждан в области долевого строительства.
Связано это во многом с тем обстоятельством, что на федеральном уровне отсутствует законодательное понятие, кто является пострадавшим участником долевого строительства, и критерии отнесения граждан к числу пострадавших от действий недобросовестного застройщика. Но в октябре 2012 года президент РФ утвердил перечень поручений по вопросам защиты прав граждан, участвующих в долевом строительстве. В соответствии с документом правительству необходимо в кратчайшие сроки разработать и утвердить ряд федеральных нормативных актов, направленных на защиту «пострадавших участников долевого строительства» и минимизацию рисков в сфере долевого строительства. По этой причине разработка соответствующих региональных документов приостановлена - они будут разработаны и приняты в соответствии с федеральным законодательством.