Обладательница великолепного сопрано, британская певица Сара Брайтман, подарившая себе десятидневную "путёвку" на Международную космическую станцию (МКС), надеется во время полета, намеченного на октябрь 2015 года, исполнить с орбиты музыкальное произведение под аккомпанемент хора и оркестра на Земле. Эту мечту она озвучила в беседе с корреспондентом РИА Новости Александром Ковалёвым.
- Сара, ваша мечта детства о полете в космос может сбыться в 2015 году, после окончания вашего мирового турне в поддержку нового альбома и успешного прохождения курса общекосмической подготовки в Звездном городке. Планируете ли вы записать на МКС новую песню или, возможно, просто споете нам что-нибудь красивое с орбиты?
- Я музыкант и с детства привыкла выражать свои чувства и эмоции через музыку. Когда мне было восемь лет, я увидела по телевизору репортаж о первом полете человека в космос. С тех пор я мечтала попасть на орбиту и установить связь с Землей посредством мелодии. Надеюсь, мне удастся спеть на МКС. Понимаю, что профессиональную запись на станции сделать не получится, надо реалистично подходить к техническим возможностям, имеющимся на станции. Максимум, на что можно рассчитывать, это на исполнение какого-либо произведения. Может быть, я смогла бы исполнить какое-нибудь музыкальное произведение в космосе в сопровождении хора или оркестра на Земле, играющих на одной из исторических площадок, являющейся культурным наследием ЮНЕСКО.
- Как думаете, удастся ли вам взять с собой в космос какой-либо небольшой по размеру и весу музыкальный инструмент?
- Как журналист, специализирующийся на этой теме, вы, безусловно, знаете, что есть строгие ограничения по весу личных вещей. Поэтому, скорее всего, мне не удастся взять с собой музыкальный инструмент. Но я знаю, что на станции уже есть несколько гитар, кларнет, флейта и электронное пианино. Возможно, их можно будет использовать. В любом случае, у меня идеальный музыкальный слух, поэтому инструмент может не потребоваться.
- Сара, какие события вдохновили вас на реализацию мечты о полете в космос?
- Я выросла в 60-е годы, и тогда многие из нас вдохновлялись примером первых покорителей космоса - Юрия Гагарина и первой женщины - Валентины Терешковой, а также американских астронавтов, впервые ступивших на Луну. Мы в те годы думали, что в самое ближайшее время космос станет доступным для всех и люди смогут активно летать на околоземную орбиту. Конечно, этого не произошло тогда, и очень здорово, что сейчас у некоторых появилась такая возможность осуществить свою детскую мечту. Замечательно, что у Роскосмоса есть такая программа. Она позволяет обычному гражданину, а не только космонавту, попасть на орбиту, и я счастлива, что смогу в этом поучаствовать. Я не считаю себя мечтателем. Скорее, я следую мечте.
Критерии отбора и подготовка космических туристов к полету >>
- Стоимость полета на МКС для непрофессиональных космонавтов с каждым годом растет. Можно ли узнать, сколько заплатили вы?
- Это конфиденциальная информация. Я очень много и долго работала, чтобы суметь оплатить свой полет. В любом случае, я надеюсь с помощью своих средств и ЮНЕСКО сделать что-то нужное для нашей планеты. Только представьте себе, сколько денег люди тратят на всякие поверхностные вещи! Я же рассчитываю, что мой полет принесет больше пользы, чем было на него затрачено.
- Все непрофессиональные участники космических полетов на МКС имели собственную научную программу. Есть ли она у вас?
- Моя программа экспериментов сейчас только разрабатывается, поэтому пока рано что-либо от ней говорить. А вот с медицинской точки зрения я совершенно здорова, поэтому протестировать на орбите какие-то отклонения в моем организме в рамках медицинских программ, скорее всего, не удастся. Я знакома с Марком Шаттлуортом (космическим туристом из ЮАР, слетавшим на МКС в 2002 году - прим. ред) и знаю, что у него были какие-то медицинские проблемы до полета, поэтому для него была создана специальная программа на орбите. Я в этом плане, скорее всего, не смогу быть полезной ученым. А еще, разговаривая с вами, я себя чудесно чувствую! Раньше была вынуждена держать в тайне возможность будущего полета на МКС. Ведь все это планировалось достаточно долго, и я не могла об этом рассказать, понимаете? А сейчас могу об этом говорить!
Космические туристы на Международной космической станции >>
- Владеете ли вы фототехникой и намерены ли делать уникальные снимки Земли из иллюминаторов МКС?
- Я знаю, что на МКС есть несколько профессиональных фотокамер и объективы. Фотографией я немного увлекаюсь, мне это интересно, думаю, что смогу попробовать поснимать виды Земли. Кроме того, я намерена вести космический блог.
- Сара, вы удостоены звания "Артист ЮНЕСКО за мир" за вклад в гуманитарную и благотворительную деятельность. Какие проекты намерены осуществить совместно с ЮНЕСКО?
- Есть идея объединить цели ЮНЕСКО с моим космическим полетом. Из тех вопросов, которыми занимается эта авторитетная организация, меня особенно волнуют проблемы образования для женщин по научным и технологическим дисциплинам. Есть данные, что всего 20% женщин заняты в этой сфере. Я рассчитываю, что когда я буду на МКС, мой пример вдохновит молодых женщин всего мира связать свою жизнь с технологическим прогрессом и, возможно, полетами в космос. После своего возвращения на Землю я рассчитываю продолжить работу с ЮНЕСКО на объектах всемирного наследия, в биосферных заповедниках и геопарках в рамках музыкального проекта Space to Place.
- Будет ли у вас дублер? Знаете ли, в составе какого экипажа полетите на МКС в 2015 году?
- Честно говоря, не знаю, в экипаж к каким космонавтам меня назначат. Это Роскосмос определяет. Не знаю также, есть ли у меня дублер. Это вопрос к компании-организатору - Space Adventures.
Певица Сара Брайтман и ее потенциальные коллеги - космические туристы >>
- Вы считаете профессиональных космонавтов необычными людьми?
- Когда я была в Звездном городке, меня поразило теплота людей, слетавших в космос. Я разговаривала с космонавтами, недавно вернувшимися с орбиты, и понимала, насколько изменился их взгляд на мир после возвращения на Землю. Побывавшие там - особые люди. Они излучают какую-то особую энергетику, они знают что-то такое, что мне тоже хотелось почувствовать с детства.
- Со времен первого полета Юрия Гагарина в российской космонавтике утвердился ряд космических традиций, которые не нарушались в течение многих лет. Одна из них требует во время следования кортежа на стартовый комплекс сделать остановку и справить малую нужду в районе левого заднего колеса автобуса. Мне рассказали, что космическая туристка Аньюша Ансари перед полетом этой гагаринской традиции последовала. А вы?
- Если традиция такая есть, то никуда не денешься, необходимо соблюсти. Раз надо, значит, надо!