Гражданской обороне России 4 октября исполняется 80 лет. О том, какие требования предъявляет к ГО 21-й век, почему в критический момент не срабатывают системы оповещения и в каком состоянии находятся защитные сооружения, в преддверии юбилея рассказал в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Анне Гальчевой директор департамента гражданской защиты МЧС России генерал-майор Сергей Диденко.
- Сергей Леонидович, за 80 лет гражданская оборона России претерпела значительные перемены. Кажется, практически ушли в прошлое такие символы холодной войны, как бомбоубежища. В каком состоянии сейчас они находятся, кто осуществляет надзор над ними?
- Действительно, слово "бомбоубежище" – это эхо холодной войны. Сегодня это уже не бомбоубежища, а защитные сооружения, которые защищают не только от бомб, но и при необходимости от опасных факторов и воздействий не только при ведении боевых действий, но и в мирное время. Это места, где можно укрыться, переждать, например, при аварии с опасными химическими веществами, и выйти живым и невредимым. Таких защитных сооружений в России десятки тысяч.
К сожалению, надо констатировать, что пятая часть из них не готова к приему людей для укрытия. Защитные сооружения находятся на балансе различных организаций и ведомств. Мы ведем постоянную работу, чтобы содержать в надлежащем состоянии то, что было создано ранее. Каждый год где-то на 4-5% увеличивается количество таких объектов, переходящих из разряда не готовых в разряд временно или ограниченно готовых либо готовых.
Существует много мнений о том, что эти защитные сооружения вообще не нужны, может, их стоит уничтожить и забыть. Этого, конечно, делать нельзя: сломать всегда проще, чем создать. С учетом существующих ныне угроз – и военного, и мирного времени – может быть, надо предъявлять к ним не такие жесткие требования, как 40-50 лет назад в период холодной войны. Сейчас другие угрозы, другое оружие, другая степень поражения, другие опасности. Но даже если защитное сооружение сработает раз в 50 лет и спасет десятки жизней, то оно уже имеет право на существование.
- Почему так много защитных сооружений сейчас находится в плачевном состоянии? Не из-за того ли, что перешли в частные руки?
- Одна из причин та, что менталитет некоторых людей нацелен не на готовность спасти хотя бы одну жизнь в перспективе, а на получение какой-то сиюминутной выгоды. Содержать защитные сооружения экономически невыгодно. Здесь надо искать золотую середину и понимать, что однажды для их создания, возможно, придется затратить гораздо больше средств, чем сейчас для их поддержания.
МЧС России осуществляет проверки защитных сооружений в рамках надзорной деятельности. Будем постепенно выравнивать положение как за счет более серьезных требований в области гражданской обороны и защиты населения в соответствии с КоАП, так и с учетом снижения требований к защитным сооружениям и передачи их в том числе в частные руки на ответственное хранение с правом использования с определенными ограничениями.
- После летней трагедии в Крымске большой резонанс вызвала проблема функционирования систем оповещения. Как развиваются системы оповещения населения и почему они не всегда работают?
- Одной из причин являются последствия перехода многих аспектов, касающихся систем оповещения, в частные руки. Содержание систем оповещения, которые существовали у нас 20-30 лет назад, становится экономически невыгодным, затратным. Кроме того, развивается техника, развиваются системы связи. Если раньше все было направлено на проводные радиоприемники, сейчас все переходят на беспроводную сотовую связь, интернет. Все это требует затрат, и не все организации, не все администрации находят средства, чтобы это реализовать и восстановить системы оповещения в новом качестве.
Оповещение населения (а эта функция закреплена за субъектами РФ) должно проводиться не только с помощью сирен, как привыкли раньше. Это не единственный способ, хотя, пожалуй, самый громкий, заметный, особенно в сельских районах.
Надо развивать современные средства оповещения и передачи информации, надо задействовать интернет. Должна быть комплексная система, которая включает и интернет-оповещение, и смс-оповещение, и оповещение по радиоканалам. Также широкое распространение сейчас получают системы оповещения типа ОКСИОН (Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения), которая в местах массового пребывания людей обеспечивает как предварительное обучение, так и организацию самих мероприятий по защите населения.
Есть также СЗИОНТ – система защиты и информирования населения на транспорте. Она используется в метрополитене, на авиа- и железнодорожных вокзалах. СЗИОНТ отличается от ОКСИОН тем, что включает в себя еще и датчики, контролирующие радиационную, химическую обстановку. Развивается система self-broadcasted - та же смс-рассылка, но технически там другая форма передачи. Это менее затратно и охватывает большее количество людей, чем при адресной смс-рассылке.
Конечно, нельзя забывать о традиционных сиренах, они все равно нужны. Сейчас субъектами проводится их модернизация, но процент их полной готовности не так велик. После известных событий в Краснодарском крае, после задач, поставленных руководством страны, эта работа взяла серьезный новый старт и набирает обороты. Пошло активное восстановление старых систем, а также создание новых видов систем оповещения.
- После событий на Кубани в России прошла череда проверок систем оповещения. Каковы их результаты?
- Если брать за основу системы оповещения в субъектах РФ, то чуть больше половины из них можно считать полностью готовыми, где-то около 30% - ограниченно готовы к работе. Надеемся, что, встрепенувшись после очередного удара стихии, руководители и субъектов, и муниципалитетов возьмутся за это дело очень активно, и в ближайшие сроки восстановят те системы оповещения, которые существуют.
Стоит отметить, что сейчас ведется разработка систем экстренного оповещения без воздействия человека. Это технические устройства, которые должны срабатывать автоматически при возникновении быстро развивающихся гидрометеорологических процессов. Это в первую очередь связано с природными катаклизмами – в горах, в руслах горных рек, рядом с потенциально опасными объектами – там, где на реагирование даны не часы, а минуты.
Такие ситуации, как в Крымске, должны исключать воздействие человека и автоматически, основываясь на уровне подъема воды или других параметрах, должны срабатывать датчики и установленные сигнализаторы, громкоговорители должны автоматически оповещать людей.
Постоянно ведется мониторинг, чтобы предсказывать возможные места возникновения ЧС. Конечно, любая защита требует финансирования.
Надо сказать, не всегда организации и предприятия, а иногда и органы власти охотно идут на расходование средств, направленных на защиту населения.
- МЧС может как-то повлиять на местные власти и организации? Или, если они заявляют, что денег на системы оповещения и защитные сооружения нет, с этим не поспоришь?
- Есть федеральные акты и указы президента, федеральные законы и постановления правительства, которые обязывают местные власти обеспечить оповещение людей. Каким способом – это уже вопрос местным властям. Мы подсказываем, каким способом это можно сделать, мы надзираем. Но, разумеется, когда руководитель говорит, что на это не было денег, здесь подключаются правоохранительные органы, которые выяснят, вообще не было денег или именно на систему оповещения.
- Казалось бы, такой простой способ оповестить сразу всех жителей города или района – смс-рассылка. Со всеми ли сотовыми операторами есть соглашения у МЧС, или оповещение по смс касается пока только абонентов одного-двух операторов?
- Этот вопрос сейчас стоит очень остро. Мы активно взаимодействуем с Минкомсвязи, здесь вопрос уже больше технический, чем нормативный. Нормативно закреплена обязанность за сотовыми операторами передавать сигналы об опасностях и делать это на безвозмездной основе. Соглашения есть со всеми сотовыми операторами. Просто в разных регионах разные площади покрытия, за счет этого и разный процент охвата населения.
- Первое, что выходит из строя при многих ЧС, например, при наводнении, это электричество. Как в таком случае осуществляется оповещение населения?
- Для этого создаются системы резервного энергоснабжения. Вопрос автономности решается и с помощью солнечных батарей, и современных аккумуляторных батарей, позволяющих держать системы оповещения в готовности не один месяц. В крупных городах для систем типа СЗИОНТ создаются системы резервного энергоснабжения, которые представляют собой питание от разных источников либо станции.
- В этом году продолжает действовать федеральная целевая программа по снижению рисков на 2011-2015 годы, в которую входит и развитие системы ОКСИОН в России. Какой охват территорий у этой системы сейчас?
- Всего система ОКСИОН есть в 38 субъектах. Программа продолжает действовать, в следующем году планируется ее развитие. При этом федеральная целевая программа – это лишь один из источников финансирования, вклад государства в оповещение и обучение населения.
Точно такие же системы создаются и за счет субъектов РФ, за счет муниципалитетов, средств объектов и организаций. Это целая сеть, которая завязывается в единое информационное поле за счет подключения к единому информационному центру, чтобы можно было нажатием одной кнопки оповестить максимальное количество людей.
Всего в регионах России 596 терминальных комплексов, которые включают в себя более 3 тысяч пунктов информации. Это и большие уличные экраны, и экраны внутри помещений с массовым скоплением людей. Согласно проведенным исследованиям, информационные экраны ОКСИОН ежедневно охватывают несколько десятков миллионов человек.
- В России огромное количество потенциально опасных объектов. Это и атомные электростанции, и химические предприятия, и гидрологические сооружения. Кто контролирует работу систем оповещения на них и безопасность людей вблизи этих объектов?
- Контроль за созданием локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах осуществляет наше министерство. Всего в России более 100 тысяч потенциально опасных объектов. Согласно постановлению правительства, все они обязаны иметь локальные системы оповещения. Сейчас количество созданных локальных систем оповещения - порядка 70% от общего числа объектов. Работа продолжается, ежегодный прирост созданных локальных систем оповещения составляет около 10-12%. Сейчас, с ужесточением требований, надзорная деятельность в этом вопросе усилена.
Собственник потенциально опасного объекта обязан оповестить об угрозе население, проживающее в определенном радиусе. Но надо это население еще и обучить, чтобы люди знали, как вести себя в случае ЧС. Кроме того, сейчас в рамках пересмотра задач гражданской обороны и защиты мы пересматриваем возможность переноса мест хранения средств индивидуальной защиты населения ближе к потенциально опасным объектам. Этот вопрос сейчас проходит корректировку.
- Как ведется работа по обучению населения и представителей местных властей действиям в условиях ЧС?
- За 2012 год, по данным на 1 сентября, порядка 16 миллионов неработающих людей и порядка 20 миллионов работающего населения прошли обучение в рамках своей повседневной деятельности, не говоря уже о школьниках, которые учат ОБЖ.
Обучение представляет собой определенный комплекс занятий с раздачей наглядного материала, листовок, плакатов и памяток. При этом проведение занятий и инструктажей продолжается с определенной периодичностью как в подразделениях учебно-методических центров ГОЧС, так и руководителями организаций, прошедшими обучение (повышение квалификации) на рабочих местах.
Подготовкой руководителей всех уровней в основном занимаются учебно-методические центры, которые есть практически в каждом субъекте федерации. Они ведут обучение руководящего состава и должностных лиц гражданской обороны и РСЧС (единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) по программе, охватывающей 72 учебных часа.
Сейчас мы работаем над активизацией деятельности этих центров. С начала 2012 года уже более 145 тысяч должностных лиц и специалистов прошли обучение.