Рейтинг@Mail.ru
Шпицберг: аутист способен развиваться в "понимающей среде" - РИА Новости, 01.08.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Шпицберг: аутист способен развиваться в "понимающей среде"

© Фото : из архива центра «Наш Солнечный Мир», Наталия ХарламоваОдин из детей реабилитационной программы центра «Наш солнечный мир»
Один из детей реабилитационной программы центра «Наш солнечный мир»
Читать ria.ru в
Психологи и педагоги в один голос твердят, что если коррекцией аутизма у детей заняться вовремя, то у многих детей с диагнозом РАС появляется шанс выйти в норму. О том, что такое эта "норма", к которой специалисты и педагоги тянут аутиста, и о "понимающей среде" летнего интеграционного лагеря рассказал РИА Новости руководитель реабилитационной программы центра "Наш солнечный мир" Игорь Шпицберг.

Психологи и педагоги в один голос твердят, что если коррекцией аутизма у детей заняться вовремя, то у многих детей с диагнозом РАС появляется шанс выйти в норму. О том, что такое эта "норма", к которой специалисты и педагоги тянут аутиста, и о "понимающей среде" летнего интеграционного лагеря рассказал корреспонденту РИА Новости руководитель реабилитационной программы центра "Наш солнечный мир" Игорь Шпицберг.

- Игорь Леонидович, расскажите, какая среда необходима аутичному ребенку?

- Мы верим в то, что человек, как социальное существо, имеет возможность выстраивать поведенческую стратегию, соотносясь с социумом, который его окружает. Социум, если он выстроен максимально адаптивно к человеку, инициирует развитие его наилучших способностей и возможностей. У обычного человека проблем с этим, как правило, нет. Если социум состоит из таких же, как он обычных людей, и если социум настроен к нему доброжелательно, то вот человек эту среду уже и получает. Ребенок с особенностями, даже если он находится в среде доброжелательной, но не понимающей его, не соотносящейся с ним по ритмам, по механизмам восприятия, все равно будет оказываться в изоляции. Наша задача - построение специальной развивающей среды, участниками которой являются родители, педагоги, больные дети, их здоровые братья и сестры.

- Как определить норму?

- Развивающая среда должна быть ориентирована не только на ребенка с особенностями, но и на его семью в целом. Это очень важно. Основные положения, представления о такой среде сложились у меня в единую систему в начале 90-х и реализовываются с тех пор в нашем Центре. В 1995-м эта система трансформировалась в концепцию "Экосистемной реабилитации", которую я представил в 1997 году в Америке на международном конгрессе по реабилитации. С самого начала я озадачился вопросом, а к чему я собственно тяну детей, где эта норма, к которой я стремлюсь?

Поскольку исходные условия очень разные, и нормы очень разные в различных средах, в разных культурах, я понял, что единственное, что можно считать целью, к которой мы стремимся, - это создание ситуации, в которой человек способен развиваться самостоятельно. Обычный человек, взаимодействуя с внешним миром, развивается постоянно. Он непрерывно совершенствуется, "оттачивая" собственный механизм восприятия внешнего мира и саморегуляции, тренирует адаптивные навыки, совершенствует виды и способы коммуникации. Если ребенок стремится и может саморазвиваться, значит, он в норме.

- А аутичный?

- Аутичный ребенок, соприкасаясь с внешним миром, зачастую оказывается не в состоянии преодолеть агрессивного воздействия окружающей среды. Поэтому он перестает развивать навыки позволяющие взаимодействовать с внешним миром, и начинает погружаться в себя, в им самим формируемые, понятные ему, следовательно безопасные ощущения. В результате он самоизолируется. Общество со своей стороны, если оно не подготовлено к таким детям, отторгая инаковость, только способствует его изоляции. А заодно и всей его семьи. Я начал думать, а как это устроено в природе, которая мудра до невозможности? Известно, что существует экосистемный баланс и биогеоценоз, когда в природе все таким образом выстроено, что ценность каждого элемента абсолютна, а роль уникальна. Никому же не придет в голову говорить, что цапли в болоте важнее, чем лягушки или комары. Но если число лягушек почему-то уменьшится, то комаров станет больше, они начнут нещадно кусать цапель, те менее охотно станут прилетать на это болото и в результате, в отсутствие хищников, популяция лягушек восстановится и уменьшит, в свою очередь, численность комаров. Цапли вернутся и баланс восстановится.

Я понял, что если мы создадим среду в которой ценность каждого участника (родителя, ребенка, педагога) будет позиционироваться как абсолютная, а его роль будет понятна всем и осознанно ценна, в таких условиях баланс восстанавливается и каждый человек начинает развиваться с максимальным эффектом. В нашем Центре мы развиваемся вместе - и дети и родители и педагоги.

- В чем главная задача лагеря?

- Все реабилитационное воздействие, осуществляемое нашим центром, происходит в результате правильного подбора разнообразных методов коррекции. По сути, мы больше 20 лет занимаемся подбором наиболее эффективных методов коррекции, развивая собственные и адаптируя наиболее действенные из зарубежной и отечественной практики. Каждый метод сам по себе эффективен и имеет определенные цели но, к сожалению, не может быть достаточным. Сочетание методов дает наиболее ощутимый эффект. В целом, реабилитация детей, которую мы проводим, состоит из двух основ: первая - сочетание методов коррекции в максимально гармоничном взаимодействии друг с другом, второе - применение этих методов в специально созданной реабилитационной среде. Среда выстроена таким образом, что стимулирует процессы саморазвития. К тому же пространство само по себе не пассивно, оно насыщенно большим количеством развивающих занятий для ребенка и обучающих мероприятий для родителей. Индивидуальные и групповые занятия, реализующиеся в различных формах и комбинациях, плюс множество мероприятий, в которых ребенок участвует наравне с родителями, педагогами и обычными детьми. Причем таким мероприятием может быть и обед в столовой, и вечерняя сказка- спектакль в которой принимают участие все желающие. Это значит, что место находится любому родителю, любому ребенку, любому педагогу. Каждый должен чувствовать себя принятым, важным и нужным - тогда человек будет развиваться.

- А как понять, что есть динамика?

- Во всем мире дети, у которых есть поведенческие проблемы, в первую очередь оцениваются на основании клинических наблюдений. Как померить электрофизиологически, что ребенок стал лучше общаться? Эффект коррекционного воздействия в первую очередь оценивается по изменению к лучшему функциональной активности ребенка. Как он общается, как реагирует на стимулы, как обучается, как управляется с собственным психоэмоциональным состоянием и т.д.

В какой-то момент и родители замечают, что он стал лучше контактировать, взаимодействовать. Или, например, в глаза стал смотреть, что не обязательный показатель, но тоже важный. Или стал более внимателен, усидчив, у ребенка появились новые интересы. Если мы видим, что ребенок улучшается по всем основным показателям, таким, как, внимание, память, мышление, коммуникация, видим, что у него появился и развивается интерес к внешнему миру, к другим людям, мы видим, что он развивается. Когда ребенок становится успешнее в своих попытках наладить контакт с внешним миром, становится самостоятельнее - это и есть тот результат, к которому мы стремимся.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала