Рейтинг@Mail.ru
Изотова: развитие регионов – дорожная карта новой экономики - РИА Новости, 11.07.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Изотова: развитие регионов – дорожная карта новой экономики

© Фото : пресс-служба полномочного представителя президента РФ в ПФОГалина Изотова
Галина Изотова
Читать ria.ru в
В среду стартовал очередной Всероссийский конкурс региональных стратегий. Его итоги будут подведены в конце октября на XI Общероссийском форуме "Стратегическое планирование в регионах и городах России: потенциал интеграции". Об особенностях конкурса в этом году в интервью РИА Новости рассказала замполпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе Галина Изотова, которая является руководителем конкурсной комиссии.

В среду стартовал очередной Всероссийский конкурс региональных стратегий. Его итоги будут подведены в конце октября на XI Общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России: потенциал интеграции». Традиционно участниками конкурса становятся субъекты Российской Федерации и крупнейшие муниципальные образования. В число победителей прошлого года вошли Краснодарский край, Томская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, Республика Татарстан, Санкт-Петербург.

Об особенностях конкурса в этом году в интервью РИА Новости рассказала замполпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе Галина Изотова, которая является руководителем конкурсной комиссии.

- Галина Сергеевна, очевидно, что Всероссийский конкурс не просто состоялся, а показал свою крайнюю необходимость в деле распространения опыта развития регионов?

-  Да, несомненно. В этом году конкурс будет проводиться уже в четвертый раз, и этого не произошло бы, не извлекай участники из него сугубо практической пользы. Год назад свои программы представили 37 субъектов Российской Федерации и 16 муниципальных образований. Можно сказать, что большая часть страны решила продемонстрировать стратегии регионального развития, показать пути собственного роста. Причем, не избегая дискуссий и не уходя от критики. И совершенно естественно, что подобное мероприятие проводится  под патронажем министерства регионального развития России, Государственной Думы при участии Минэкономразвития России и других федеральных ведомств. 

- На  ваш взгляд, кризис как-то повлиял на общее содержание региональных стратегий, ведь принимаются они, как правило, на долгий срок?

- Безусловно, в современной ситуации приходится быть более гибкими, выход из кризиса требует подчас перенастройки ранее утвержденных стратегий. И, кстати, умение оперативно внести коррективы в планы, не нарушая при этом общей поступательности развития региона, также строго оценивается организационным комитетом конкурса и экспертами. Потому что здесь очень хорошо становится видно, насколько вовлечены в эти процессы местные сообщества, насколько доверяет им власть. Да, два кризисных года послужили очень серьезным испытанием для наших регионов, для их экономики. Но стабильность сохранена. Сегодня мы в большей степени должны думать, что же будет дальше, смотреть на перспективу. И задаться вопросом: как инструменты, существующие сегодня, должны работать, какие требуется создать еще для того, чтобы наши регионы стали оплотом развития страны на долгосрочный период? Поэтому и тема конкурса в текущем году выбрана не случайно - «Управление региональным развитием: дорожная карта к новой экономике».

- Общая государственная стратегия складывается из региональных стратегий?

- Она очевидна: требуется сформировать современную конкурентоспособную модель национальной экономики, в основании которой будут находиться знания, инновации и высокие технологии.

- Какие цели ставят, на ваш взгляд, регионы, стремясь посетить форум и принять участие в конкурсе?

- Нет ни одного субъекта федерации, который бы не конкурировал с другими за дополнительные ресурсы, складывающиеся, прежде всего, из инвестиций. И гости  форума видят в нем, прежде всего, площадку, где в обсуждении подходов стратегического планирования рождаются действенные рекомендации по улучшению инвестиционного климата. А это и мастер-классы, и круглые столы, и презентации, и практики, и возможность оперативного сравнительного анализа... Известно, что для решения задач модернизации России необходимо, чтобы уровень инвестиций в экономику составлял не менее 30-40% ВВП. И потому есть очевидные тенденции, которые мы наблюдаем. При сохранении основного перечня регионов-лидеров, среди которых - Тюменская область, Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ, стала возрастать доля и других - к примеру, регионов, обладающих новым типом ресурсов: высококвалифицированными кадрами и научным потенциалом. Сюда же можно причислить тех, кто обладает уникальным геоэкономическим положением, и тех, кто реализует новые  масштабные проекты, например, Калужская область.

- Следовательно, можно говорить о снижении разрыва по показателю привлеченных инвестиций в различные регионы?

- Скорее, говорить можно о постепенной диверсификации в территориальной структуре инвестиций в регионы. Разрыв же между ними по показателю привлеченных инвестиций в основной капитал пока что остается крайне высоким. Стоит отметить, что в государстве наблюдается довольно существенная концентрация инвестиций именно в основной капитал. Так, на 10 субъектов федерации туда приходится 43% инвестиций по стране вообще. Вот потому-то одно из основных направлений работы XI Форума мы видим в установлении диалога, причем в самой практической плоскости: необходимо попытаться выяснить и показать препятствия и ограничения, существующие сегодня на местах, но замедляющие развитие России в целом.

- А если попытаться определить основные причины низкой инновационной активности на периферии?

-  Сейчас, по данным Министерства регионального развития, 60 регионов входят в группу с инвестиционной активностью ниже среднероссийского. И, как ни парадоксально, именно в ней находятся субъекты РФ, имеющие высокий человеческий и производственный потенциал. По всем данным они должны быть центром притяжения инвестиций. А в реальности демонстрируют результат ниже среднего. Причины? Основная - отсутствие координации между федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов и частными компаниями при подготовке долгосрочных планов социально-экономического развития регионов, а также при их реализации. И пресловутые административные барьеры, конечно - все знают, как продолжительны, к примеру, сроки выбора и оформления земельного участка для реализации проекта инвестором, получения документации для строительства и тому подобное. Не могу не сказать и о слабой маркетинговой политике, неумении подчас продемонстрировать очевидные имиджевые преимущества региона. В наше время это крайне важно.

-  Особенно с учетом вступления России в ВТО...

- Разумеется. Всем нам придется очень быстро научиться жить по правилам, определенным Всемирной торговой организацией. И здесь без резкого повышения конкурентоспособности наших региональных производителей на международных рынках не обойтись. При этом следует учитывать сложнейший и важнейший вопрос устойчивого развития российских регионов в условиях пребывания России в ВТО: как будут выглядеть региональные бюджеты, как будут обеспечены региональные социальные выплаты.  Решение этих задач является одним из приоритетнейших направлений государственной политики, где стратегирование было и остается номером один, основой для любого развития.

- Таким образом, объявленному конкурсу региональных стратегий предстоит быть своего рода зеркалом современной экономической ситуации в государстве?

- Гораздо шире - и экономической, и социальной, и научной. Демонстрация потенциала интеграционных технологий в развитии внутренних конкурентных преимуществ регионов вместе с муниципальными образованиями только с одной стороны, или применительно к единственной отрасли не совсем корректна. Комплексный же подход гарантирует объективную картину состояния дел в том или ином субъекте федерации, и именно на это нацелена двухдневная программа XI Общероссийского форума. Там пройдут 25-30 акций, где указанные темы получат всестороннее освещение. А проанализировав эффективность деятельности органов власти на местах, мы сможем не только назвать лучших, но и разработать конкретные рекомендации для повышения инвестиционного потенциала тех территорий, которые пока еще отстают.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала