Рейтинг@Mail.ru
Алексей Крайнов: как осветить "темный океан" видеоконтента - РИА Новости, 27.04.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Алексей Крайнов: как осветить "темный океан" видеоконтента

© Фото : из личного архива Алексея КрайноваCоздатель сервиса ClipClock.com Алексей Крайнов
Cоздатель сервиса ClipClock.com Алексей Крайнов
Читать ria.ru в
Создание инновационных стартапов - сложная задача, ведь рынок часто не принимает передовые идеи и технологии. Чтобы сделать что-то новое, нужно завернуть это в понятную пользователю "обертку", и еще – сделать модным. Эту модель пытается выстроить создатель сервиса ClipClock.com Алексей Крайнов, с которым пообщался корреспондент Digit.ru.

Создание инновационных стартапов - сложная задача, ведь рынок часто не принимает передовые идеи и технологии. Чтобы сделать что-то новое, нужно завернуть это в понятную пользователю "обертку", и еще – сделать модным. Эту модель пытается выстроить создатель сервиса ClipClock.com Алексей Крайнов, с которым пообщался корреспондент Digit.ru.

- Расскажите о сервисе ClipClock, зачем он нужен?

- Наш сервис позволяет делиться лучшими моментами в любом понравившемся интернет-видео. Вы хотите показать своим друзьям самую интересную часть видео - для них ролик начнется с конкретной минуты и секунды, сопровожденный вашим комментарием и скриншотом выбранного вами момента.

Эти лучшие моменты интернет-видео, мы называем их "клипами", агрегируются пользователями со всего интернет и выступают основой для социального взаимодействия в нашем сервисе. Пользователи могут выбирать темы для просмотра, подписываться на тематические каналы клипов других пользователей, выделять лучшие моменты других видео и комментировать уже созданные клипы.

Мы считаем, что просмотр и обмен лучшими моментами видео, вместо полных видео файлов, позволяет высвободить время для многих важных вещей в жизни.

Приведу простой пример. Футбольный тайм – 45 минут, 1 гол, 4 фола, одна красная карточка. На такие моменты несколько пользователей делают клипы. 

Остальные пользователи уже могут смотреть это видео, переходя через клипы к наиболее интересным моментам, видя обсуждение соответствующих клипов и имея возможность поделиться видео в Facebook, стартующим с выбранного момента.

И это относится к десяткам тем, представленным у нас в севисе: показ мод с чередующимися коллекциями, новостные блоки, обучающие лекции с разделами, бизнес презентации с ключевыми мыслями, этапы видео рецептов, любимые эпизоды в сериалах, обзоры гаджетов и т.д.

- В Social Media много крупных игроков, даже гигантов. Есть ли шанс у новичка в таком начинании?

- Мы рассчитываем, что нескольким таким гигантам мы как раз поможем в реализации их миссий и планов. Это относится как к организации и доступности информации для Google, так и к эффективности обмена информацией для Facebook. Если для текстовой информации эти задачи в целом решены, для изображений во многом решены, то для видео все основные решения на эти темы еще впереди.

И у нас есть видение, почему мы можем рассчитывать на успех на глобальном уровне. Если объяснять фундаментальную идею ClipClock, то для начала нужно разделить social media-сервисы на две категории. Первая категория - классика жанра двухтысячных, Flickr - для изображений, YouTube - для видео. У них была и есть настоящая мантра - создавайте контент, грузите к нам на сервис и делитесь им с друзьями. По этому принципу было сделано множество успешных сервисов. Сначала это удалось сделать в Вебе, дальше пошла волна мобильных сервисов, там также это получилось повторить – Instagram у всех на слуху с их феноменальной оценкой.

Но мы считаем, что эта "мантра" устаревает. Веб 2.0 был построен на пользовательском контенте, он сыграл огромную роль и запустил бесконечный источник нового контента. И этого контента теперь так много, что пользователю интереснее делиться не только, и не столько своим собственным контентом, а тем, что ему просто понравилось. Facebook начал это делать с момента создания, и следует этой модели достаточно четко. Pinterest, и многие другие, также поставили это во главу угла. И что мы видим? Уже через полтора года после запуска Pinterest обошел, Flickr, и занял третье место в США по популярности после Facebook и Twitter с более 100 миллионов активных пользователей.

Это история про изображения. Мы же собираемся то же самое сделать с видео.

Есть классические сервисы видео хостинга, мы же говорим: "Ребята, хорошего видео так много, загружайте его где вам удобнее всего, а мы вам поможем делиться тем видео, которое вам понравилось. А чтобы сэкономить своим друзьям время, отмечайте для них самое главное". Получается, что на базе уже всего существующего видео контента различных видео сервисов мы создаем новую добавочную ценность и предоставляем пользователям новые возможности.

что самое интересное – наша фишка не только в социальности. Постоянно пополняя нашу базу контентом, мы закрепляем и усиливаем наше стратегическое преимущество. Через несколько лет мы планируем собрать клипы лучших моментов на 20% видео, создающего основную долю просмотров – это самое релевантное и актуальное видео, которое пользователи смотрят и которым делятся. Эта база повышает ценность для пользователей и является основой нашего следующего этапа, связанного с поиском по содержимому видео через пользовательские комментарии к лучшим моментам видео.

- Как ваш сервис может устранить "родовые" проблемы того же YouTube?

- Если посмотреть на нашем сайте, то виджет каждого ролика имеет секцию закладок – отмеченных пользователями моментов в видеоматериале. Кликнув по закладке, можно увидеть комментарии, релевантные именно этому моменту. Каждая закладка снабжена соответствующим скриншотом. Каждый момент при создании описавается автором клипа. Для работы в сервисе используется профиль пользователя в Facebook - поэтому достаточно легко понять, с кем вы беседуете - в отличие от YouTube.

- YouTube позволяет сделать это встроенными средствами - послать человеку ссылку на конкретную секунду в ролике. Чем отличается ClipClock?

-Эта функция появилась в YouTube еще в 2006 году, и оказалось, что ее недостаточно, и мы все знаем, что она не используется широко. Дело в том, что кроме этой ссылки человек не получает никакой информации. Во-первых, человек не видит скриншот этой сцены. Во-вторых, YouTube и аналогичные сервисы не позволяют отдельным потоком комментировать отдельно взятый момент ролика - только ролик целиком. Ну и главное – вокруг этой ссылки нет встроенного изначально социального взаимодействия, а это, на мой взгляд, критическая часть успеха.

- Очевидно, что пока у вас получается просто надстройка над YouTube. Если она станет популярной, не боитесь, что в Google ее сделают штатно, и ваш сервис будет не нужен?

- Этот вопрос был для меня ключевым, когда я принимал решение о том, что начну заниматься этим проектом.

Первое, мы агрегируем любое видео, каким-либо образом выложенное в Интернет.

Второе, YouTube не является достаточно социальным сервисом, и при текущем подходе ему будет сложно стать социальным. Дело во все той же их мантре. Из-за ограничений и давления со стороны правообладателей, официально загружать можно только собственный контент. В итоге основной контент активно генерируют 5% пользователей, 95% - не выкладывают почти ничего. Зачем мне подписываться на своего друга и как-то с ним взаимодействовать вYouTube, если в его канале последнее видео было загружено полгода назад? Получается, что такой подход к распространению контента ограничивает распространение и социального взаимодействия.

Ну и наконец, в YouTube нет среды для детального обсуждения видео материала. Есть ролик, у него миллион просмотров, пять тысяч комментариев. Читать их часто вредно для здоровья, качество и тональность комментов страдает, ведь пользователи незнакомы друг с другом. В Facebook люди знают друг друга, и скорее всего не будут друг друга оскорблять, а тут часто бывает совсем не так. Даже если YouTube реализует возможность обсуждать отдельные моменты видео в их текущей социальной архитектуре - представляете, что получится?

Google попытался объединить все свои сервисы при помощи Google+, добавив социальный функционал всем продуктам. Это позволяет обсуждать и ролики внутри своего круга, в теории это позволило бы реализовать и нашу идею. Но Google+ развивается медленно и YouTube не может нормально использовать этот рычаг. И реализовать OpenGraph Facebook на своей стороне им также проблематично – какова тогда будет роль Google+?

- Вам не кажется, что с текстовым контентом - новостями, статьями, блогами, была аналогичная ситуация? Ведь когда-то сервисы вроде Digg или Reddit были очень популярны, а потом их функцию перехватили социальные сети.

- Дело в том, что все эти агрегаторы идеологически ближе к старой модели - они используют социальный граф, не имеющий отношения к реальной жизни, не отражающий отношения между живыми людьми. Естественно, что в этом случае победил Facebook. Вы приходите на такой сервис и видите в топе новость, которая туда попала не благодаря вашим друзьям, а благодаря каким-то неизвестным вам читателям.

Мы по-другому себя ведем. Мы не строим собственную социальную сеть, мы используем существующий социальный граф Facebook, со всеми вытекающими последствиями.

- Может ли сервис ClipClock решить проблему не только обмена видео, но и релевантности поиска?

- Да, до сих пор мы говорили о том, что пользователь получит в самом сервисе ClipClock. Но есть и более широкая задача. Напомню, что YouTube - это поиск номер два в мире, после самого Google. Этот факт подтверждает, что люди во многих случаях пытаются сразу найти нужное им видео, игнорируя каналы, рекомендации или рейтинги.

При этом поисковые сервисы – Google, Bing, YouTube - не видят содержимого видео и опираются только на текстовые данные, окружающие конкретное видео. Этот подход в случае поиска по содержимому видео не всегда является релевантным.  В результатах поиска вместо перехода к требуемому контенту в видео пользователь получает список видео файлов. Их же нельзя "проскроллить" - и пользователь вынужден сканировать видео в поисках требуемого момента и связанного с ним контента. Получается, огромная часть интернета - постоянно растущая и становящаяся все более важной, недоступна для нормальной проиндексации.

С нашей точки зрения это глобальная и очень интересная проблема.  В нашем подходе вы ввводите в Google или Bing поисковый запрос, получаете в результате ссылки на видео в YouTube или Vimeo, и также на моменты видео в ClipClock. И видите у ClipClock скриншоты соотвествующих кадров с описанием сцен. Кликаете по ссылке – и начинаете просматривать ролик сразу с этого интересующего вас момента. Это миллиарды часов жизни, которое будут высвобождены от необходимости просмотра нерелевантного видео контента. И это ближайшее будущее. 

- Тема распознавания видео звучит очень интересно, но почему вы почти не говорите об этом? Почему ClipClock позиционируется как видеосервис?

- Мы дойдем до этого по мере роста базы пользователей и контента в нашем сервисе. На текущий момент главной возможностью нашего сервиса является возможность отмечать и делиться интересными видео моментами.

По мере нашего роста тема поиска по моментам видео и связанному с ними содержимому будет развиваться как для конечных пользователей, так и для бизнес аудитории. Возьмем выход нового продукта любой направленности. Если к вашему рекламному видео с обзором продукта вы добавите виджет ClipClock и отметите ключевые моменты обзора с соответствующим описанием, вы получите не только повышение качества восприятия вашей информации. Вы заметите еще  и серьезный рост новой аудитории, пришедшей к вам на сайт из результатов поиска, связанных с конкретными характеристиками или аспектами вашего продукта или продуктов ваших конкурентов.

- Что является конечной целью - сервис или технология поиска?

- Это две стороны одной медали. Желание пользователей делиться наиболее интересным, отобранным видео контентом является основой для  роста базы контента. Это в свою очередь позволяет предоставлять поиск по моментам видео.

- А какая идея появилась раньше?

- Идея выделять ключевые моменты в видео. Потом уже стало понятно, что помимо социального взаимодействия мы можем развивать новое поколение видео поиска.

-Вы планируете выходить на рынок с собственной технологией распознавания образов?

- На текущий момент – нет.  Это серьезная проблема, я специально ездил в США на научную конференцию на эту тему. Этой темой занимаются научные команды, настоящие профессионалы, у нас такой пока компетенции нет.

Проблеме распознавания визуальных образов уже 40 лет, и в ближайшие десять лет в общем видео она решена не будет. Решаются отдельные наиболее актуальные вопросы – распознавание лиц, например. Но и самым лучшим алгоритмам распознавания нужны циклы обратной связи со статусом – верный или не верный результат дал алгоритм.  И на долгую перспективу ничего более качественного, чем распознавание образов человеком пока не будет. Человек должен дать финальный ответ машине - это верно, а это нет. Здесь пользовательские комментарии к моментам видео – готовый материал для повышения качества работы алгоритмов.

- Сколько у вас сейчас пользователей?

- Около тысячи. Мы открыли регистрацию лишь две недели назад, до того момента шло закрытое бета-тестирование. Роликов загружено около 1500.

- У вас есть мобильное приложение?

- На стадии разработки. Как раз тут наша идея реализуется наиболее ярко. Скорости подключений растут, смартфоны становятся все более популярными для тяжелого контента, но просматривать полные видео в мобильном девайсе не всегда удобно. Причины - как трафик, так и время. В смартфоне хочется перейти сразу к сути. В этом случае наш сервис как раз дает возможность смотреть самые лучшие моменты видео конкретных категорий или видео, которыми поделились ваши друзья – без ожидания и загрузки лишнего. Наше приложение будет доступно для iOS, Android, и Windows Phone 7.

- Какие видеосервисы будут поддерживаться?

- YouTube, Vimeo, DailyMotion, еще несколько B2C сервисов плюс пять видео-платформ сегмента B2B, все это по нашей оценке покрывает более 80% просматриваемого контента в интернете.

- Сами вы видео размещать не собираетесь?

- Мы не видим в этом необходимости. Эта ниша успешно занята вышеупомянутыми сервисами, и это совсем другой бизнес. В нем много других вопросов -  в том числе контроль за легальностью контента. В YouTube на эту тему выстроена целая система управления и контроля. Если мы транслируем ролики с хостингов - нам уже ничего на эту тему делать не надо, права на контент очищены.

- Какова история проекта?

- Сама идея появилась в первой половине 2011 года, я тогда рассматривал возможность собственного ангельского финансирования. Идея о том, что видео является "черной" частью интернета показалась мне настолько интересной, что я решил заняться этим сам. После получения обратной связи от специалистов рынка, потенциальных инвесторов началась разработка прототипа, в конце 2011 года мы получили первое ангельские инвестиции.

- Сколько человек в команде?

- На полную ставку работают пять человек, это в основном разработчики. Частично занятых трое, занимаются дополнительными задачами.

- Я знаю, что вы участвуете в программах Microsoft для стартапов, в каких именно? 

- Мы, наверное, одни из самых активных участников программ Microsoft для стартапов. Мы участвуем в BizSpark - получили бесплатное ПО, приняли участие в Mobile Acceleration Week, победив в Media Day и получили существенную помощь в разработке приложения под Windows Phone. Также мы прошли серьёзный конкурсный отбор в Microsoft Startup Accelerator и получаем в рамках него реальную поддержку. Это выделенные ресурсы облачной платформы Windows Azure для размещения инфраструктуры сервиса, консультации, PR. Ещё мы, например, встретились с  директором по технологиям Microsoft, подчиняющимся напрямую Стиву Балмеру, послушали оценку того, насколько интересен наш проект. 

Также совсем недавно мы получили грант от Фонда посевного финансирования Microsoft на доработку системы.

- Кто выступает инвестором в стартап?

- Наш первый инвестор - бизнес-ангел Игорь Устинов, основатель игрового холдинга "Бука", который в 2008 году был продан компании 1С. В процессе переговоров еще несколько партнеров. Вопрос в том, чей профиль нам подходит - нам нужны не только деньги, но и экспертиза, связи.

- Это отечественные или американские компании?

- Для нас ключевой момент - чтобы компании имели связь с американским рынком, представительство в Кремниевой долине, ведь и мы сами ориентируемся на этот рынок.

- Ваши советы начинающим предпринимателям?

- Лично для меня важен оказался предыдущий опыт - мой стартап iDea Widgets, который стартовал в 2006 году. Он был предназначен для российского рынка, но с идеей в случае успеха выйти на мировой рынок. Это был неверный подход - интернет-сервис должен быть глобальным с самого начала, это должно быть заложено в его ДНК.

Еще один урок,  который я получил с предыдущим проектом - нельзя смешивать разные стадии развития проекта. Например, нельзя до первого серьезного раунда инвестиций заниматься ростом аудитории. На этом этапе ангельских инвестиций нужно проверять на маленьком масштабе основные гипотезы, заложенные в сервис. На маркетинг деньги очень легко потратить, в итоге получается, что к первому раунду финансирования могут быть не доделаны какие-то ключевые возможности сервиса или не проверены важные кейсы его использования. Возьмите хотя бы Pinterest – по словам основателя через 4 месяца после запуска у них было 200 пользователей. Важно, что это были активные пользователи, они уже показывали ключевую механику. Если бы они сразу занялись продвижением, возникла бы проблема роста - онисмогли бы не выдержать качество контента, концепцию сервиса.

И еще: бизнес-образование точно никому не повредит. Я поступил в Гарвард на Executive Education Program, и активно использую сейчас полученные там знания.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала