В выходящем в четверг на IMAX-экраны фильме "Мстители" сборная команда супергероев из комиксов сражается с ордой фашиствующих пришельцев под водительством скандинавского бога Локи, который метит в кровавые межгалактические тираны. В жизни британский актер Том Хиддлстон, сыгравший Локи, оказался мирным поклонником Шекспира, знатоком московских театров и ценителем классических злодеев. В интервью РИА Новости он рассказал о будущем франшизы и о радостях прощения. Разницу между актером и персонажем оценивала Ольга Гринкруг.
- Вы читали скандинавские саги, пока готовились к роли Локи?
- О да. Наш режиссер Джос Уидон настаивал на том, чтобы мы пользовались всеми возможными источниками — не только комиксами, но и мифологией, и оперой — я несколько раз переслушивал "Кольцо Нибелунгов". Локи эмоционально связан с одним-единственным персонажем — со своим братом Тором, зато у них поразительно бурные отношения. И вот что бросается в глаза: до тех пор, пока Локи ненавидит Тора, он обречен на проигрыш. Просто потому что Тор — великодушнее.
- Когда вас приглашали играть в "Торе", понимали ли вы, что в следующем фильме вам достанется фактически главная роль? Ведь к Локи внимание зрителя приковано больше, чем к любому из четверки Мстителей.
- Кевин Фейги, глава компании "Марвел", сразу сказал, что он хочет максимально последовательно экранизировать самый первый комикс про мстителей, опубликованный в 1963 году. Там по сюжету Локи оказывается на Земле, пытается мстить Тору и диктовать свою волю Халку. Но этот разговор был еще до начала съемок "Тора", и я понимал, что важно не опозориться, иначе никаких "Мстителей" мне не видать. В итоге, конечно, мне повезло. Я оказался в одном фильме с людьми, которыми восхищался с детства и на которых равнялся с юности: с Робертом Дауни-младшим, Сэмюэлом Джексоном и всеми остальными. Это лучшие актеры планеты!
- Запланировано ли продолжение приключений Локи?
- Честно говоря, не знаю. "Мстителей-2" снимать точно собираются, но сначала нужно разобраться с "Железным человеком-3", "Тором-2" и "Капитаном Америкой-2". Думаю, для "Мстителей-2" будут созданы все предпосылки, но найдется ли в них место для Локи, мне не известно. Охотно поверю, если зрители скажут, что нужен новый злодей.
- Вам понравилось иметь дело с этим персонажем?
- Надо сказать, что роли злодеев - пожалуй, самые сложные для актеров, потому что от них требуется сопереживанием самым темным сторонам человеческого характера. Локи - воплощение всего, чего мы боимся сами в себе: это ревнивый, гордый, тщеславный, гневливый и мстительный разрушитель. Неудивительно, что он терпит поражение. Мораль очевидна: все эти чувства могут только разрушить того, кто их испытывает.
- Кто из известных кинозлодеев служил вам образцом?
- Злодеи всегда меня завораживали. В детстве я обожал Джека Николсона в роли Джокера и Пола Фримена в "Индиане Джонсе", где он играет французского археолога Беллока, полную противоположность герою Харрисона Форда, абсолютно феерического негодяя. Мне нравился Алан Рикман в "Крепком орешке" — персонаж, здорово усугубивший всю историю с террористами, а Джокер в версии Хита Леджера показался поразительным — ничем не связанным, свободным, страшным и в то же время необъяснимо притягательным. В "Торе" роль моего отца досталась Энтони Хопкинсу — он рассказывал, как играл Ганнибала Лектера в "Молчании ягнят". Я работал и еще с одним специалистом по негодяям, Джереми Айронсом. Но в случае с Локи нужно было играть очень конкретного, специфического негодяя — не Джокера, не доктора Осьминога, а существо, обладающее гроссмейстерским складом ума и способностью безостановочно меняться. Его невозможно поймать, он абсолютно непредсказуем. По сути, это общечеловеческое свойство — мы растем, меняемся, мы постоянно непостоянны, — только у Локи это свойство доведено до крайней степени.
- Из всей команды мстителей вы оказались единственным, кто уже бывал в Москве. Что вас сюда привело?
- Лет пять назад я играл здесь шекспировского "Цимбелина". Это поздняя пьеса, и в ней, по сути, собраны все главные хиты глубочайшего и мудрейшего из писателей, живших когда-либо на земле. Он понимал про людей все — и про мужество, и про любовь, и про великодушие, и про самые низменные из инстинктов. А к концу жизни осознал, что величайший дар, полученный человечеством, — это способность прощать. Персонажи пьесы делают чудовищные вещи, но каждый из них в итоге находит дорогу к прощению.