Накануне начала фестиваля Dance Оpen его директор Екатерина Галанова рассказала РИА Новости, как сделать звезд балета популярнее звезд футбола, почему публика охотнее всего идет на гала-концерты и чем отличаются современные танцовщики от своих старших коллег. Беседовал Глеб Борисов.
- Что значит слово open, вынесенное в название фестиваля - открытость по отношению к зрителю? Или это попытка разомкнуть так или иначе закрытое балетоманское сообщество?
- Я и художественный руководитель фестиваля Василий Медведев предполагали, что Dance Open будет балетной историей, не завязанной на какое-то определенное направление, а открытой всем новым веяниям и тенденциям, и, значит, готовой к экспериментам. Мы хотели, чтобы в основе лежала открытость всему, что происходит в мире танца, и не только классического. В том числе, нам было интересно такое популярное направление как "кроссовер", когда смешиваются разные жанры - фолк и рок, джаз и поп. Зрители это очень хорошо воспринимают. Например, на нашем фестивале в прошлом году можно было увидеть прекрасный номер Стивена Макрея, соединившего степ с балетными элементами. Будучи классическим танцором и занимаясь степом, он смешал эти два направления и сам поставил себе номер. Зрители приняли его с восторгом.
Ускоряющийся темп жизни, клиповость сознания заставляют современных танцоров все больше экспериментировать: они уже не боятся совмещать классику и современный танец, будь то фламенко, степ или хип-хоп.
Также в понятие "открытости" мы вкладываем демократичность цен на фестивальные концерты. У нас уже сформировалась постоянная публика, и если человек хочет попасть на наше представление и заранее обеспокоится покупкой билета, то у него есть все шансы.
- Насколько я понимаю, герой Вашего фестиваля, не балетмейстер, не хореограф, а танцовщик…
- Да, это важный момент. Нам, безусловно, интересна хореография самых различных балетмейстеров. Вернее даже - для нас важна разнонаправленность самих стилей хореографии. Но, все-таки, наш герой - именно исполнитель. Очень хочется, чтобы российские звезды балета, действительно популярные во всем мире, по своей известности могли соперничать со звездами, например, футбола, которых узнают на улице и у которых берут автографы. И хотя в области балета мы, очевидно, превосходим тот же футбол, в нашей стране танцовщики куда менее известны, чем даже эстрадные исполнители. Это несправедливо и обидно. Сейчас ситуация сдвинулась, но нужно, чтобы люди, занимающиеся классическим искусством, были поддержаны самой системой, в том числе, государством. Пусть даже на уровне PR-а и рекламы.
- А нужно, вообще, из артистов балета делать поп-идолов?
- Это, конечно, не самоцель. Просто хочется, чтобы при государственной поддержке популяризировались опера, балет, классика, а не какое-нибудь реалити-шоу. Я уверена, что это сделает и общество более здоровым, адекватным, и процессы, в нем происходящие.
- Вы не раз подчеркивали, что форма Dance Open – это именно гала-концерты. То есть, в определенном смысле, попурри. Легко себе представить, как к этому можно по-снобски придраться, но какие есть безусловные плюсы у такого формата?
- У нас в фестивале принимают участие более 60 известнейших танцовщиков. И, конечно, мы могли бы сделать более обширную, даже длиною в месяц, программу при тех же затраченных усилиях и финансах. Но, имея возможность превратить фестиваль в более объемный, мы все же пытаемся руководствоваться принципом "меньше да лучше". Наша задача - максимально поднять саму планку гала-концертов. Во всем мире такого количества звезд на одном выступлении просто не бывает, максимум – 10-12 танцовщиков. Это считается невозможным с точки зрения финансов и логистики. Таким образом, наш подход позволяет нам сохранить эксклюзивность.
Кроме того, для нас очень важно, чтобы Dance Open проходил в Петербурге, который, позволю себе быть банальной, является колыбелью балета. Отсюда вышли знаменитые мастера и здесь рождались великие постановки. Даже взяв современные спектакли, вы можете ретроспективно проследить цепочку влияний, которая приведет вас в этот город. Поэтому мы посчитали, что Петербург должен быть выделен в мировом балетном пространстве проектом, который не будет иметь аналогов. Если мы и будем в дальнейшем расширяться, то без понижения нами же поставленной планки.
Форма гала-концерта дает нам возможность насытить каждую секунду программы чем-то необыкновенным. В этом смысле, гала-концерт – это все равно что убрать гарнир.
- Вы как человек, который прекрасно знает, что такое танцевать на сцене, прекрасно должны понимать, что участники Dance Open неминуемо начинают соревноваться.
- На мой взгляд, это как раз замечательно. У нас встречаются исполнители равные и по своему уровню, и по статусу, так как это ведущие солисты в своих коллективах, будь то Большой театр или New York City Ballet. Конечно, когда они встречаются вместе, это превращается в соревнование, но не злое, а очень азартное. По атмосфере это немного похоже на юношескую сборную, где все, так или иначе, работают на общий успех. А выигрывает от этого только зритель.
- Вы не боитесь, что для зрителя тяжело воспринимать такие гала, это как пробежаться по Лувру за полчаса?
- Да, это тоже наша позиция. Если человеку захочется после беглого осмотра рассмотреть все шедевры Лувра, он обязательно вернется. Я уверена, что, единожды увидев и восхитившись, например, такой парой как Изабель Сьяравола и Матье Ганьо из Paris Opera Ballet, человек захочет посмотреть с ними весь спектакль.
Форма гала-концерта оказалось наиболее жизнеспособной. Видимо, так уж изменилось сознание современного человека.
- Как составляются программы гала-концертов, все же номера должны сложиться друг с другом?
- Это едва ли не самая большая часть нашей работы. До последнего дня составление программы – это предмет наших особых забот и опасений. Так, например, в этом году у нас уже накануне выпало два танцовщика: Жозеф Гати из Boston Ballet сломал ногу, а одна балерина ушла в декрет. Конечно, мы нашли других исполнителей, но нельзя же автоматически заменить их номера. Естественно, весь концерт пришлось немного перекраивать.
Успешная программа должна быть полностью сбалансирована: чтобы удержать внимание зрителя, нужно каждые 5-6 минут кардинально менять все направление концерта. Мы стараемся соблюдать пропорцию классики и современного танца, лирических и энергичных номеров, даже баланс сцен с теплым и холодным светом. Довольно сложно все это рассказать в двух словах: программу мы собираем в течение года.
- В прошлом году вы пригласили Bad Boys of Dance на гала-концерт с небольшим номером, и называли это "хулиганством организаторов", а в этом году Вы выделяете им целый вечер. Почему?
- Мы действительно боялись в прошлом году шокировать нашу довольно скептически настроенную публику, ведь в Петербурге зрители более избалованы, чем даже в Москве. Удивить таких людей - почти невозможно, а испортить впечатление от всего концерта – легко. Однако трехминутный выход Bad Boys сразил всех наповал, зрители буквально не отпускали танцоров. В этом году ребята привозят новую программу, где представлены практически все направления современной хореографической мысли. При этом, они используют акробатические приемы, интересно работают с видеопроекцией и так далее. Мне кажется, особенно это будет интересно молодой публике, которая к балету относится несколько предвзято.
- А зачем балетному смотру своя премия?
- Это, конечно, специальный PR-ход, который позволяет привлечь к балету дополнительное внимание. Например, в Австрии любовь к опере культивируется как среди очень изысканной публики, так и среди простых людей, которые, между прочим, прекрасно знают многие классические арии. В том, что касается балета, Петербург мог бы сравняться с Австрией, и вручение премии – это прием, так как наши зрители болеют за определенных участников. Такой небольшой балетный "Оскар" привлекает, в том числе, внимание к самому городу, как к центру балетной культуры.
- Отдельный вечер Вы уделили Дудинской. Это дань уважения?
- Наталья Михайловна – для меня очень дорогой человек. Когда я заканчивала Вагановское училище, я и другие ученики видели ее чаще, чем своих родителей. Она, как человек харизматичный, оказала на нас тогда огромное влияние. Мы все заразились ее оптимизмом и победоносным настроем, что, может, даже не менее важно, чем профессиональные навыки, которым она нас учила.
Надеюсь, вечер получится интересным: выступят и сами ученики Дудинской, и ученики учеников, как мы их называем, "внуки". Кроме того, мы восстанавливаем несколько ее номеров: это и "Фрески", которые Дудинская очень любила, и ее редакция "Венецианского карнавала", и многое из ее репертуара. Концерт пройдет в рамках нашего проекта "Легенды Петербурга", где мы каждый год чествуем одного из знаменитых юбиляров. В прошлом году это была Наталья Макарова.
- А она принимает участие в этом году?
- Она возглавляет жюри в этом году, но заочно. К сожалению, она по здоровью не сможет приехать. Но в следующем году снова приедет, надеюсь.
- Вы отсматриваете во время подготовки фестиваля множество различных балетных исполнителей. Что сейчас происходит с миром балета, мастерством танцоров?
- Исполнительское мастерство сейчас находится на невероятно высоком уровне. Как и в спорте, где старые рекорды кажутся сегодня смешными, в балете форма очень сильно развилась. С точки зрения техники – это гигантский шаг вперед. Но мне кажется, есть тенденция, когда за изумительной формой немного теряется смысл выхода на сцену. Современные танцовщики, вернее, некоторая их часть, забывают о той идее, которую они должны донести своим танцем. Легендарных исполнителей прошлого отличало невероятное актерское мастерство и энергетика. Даже по старым записям видно, какой накал был тогда в зале.