Рейтинг@Mail.ru
Директор Dance Оpen: у нас соревнуются звезды, а выигрывает зритель - РИА Новости, 13.04.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Директор Dance Оpen: у нас соревнуются звезды, а выигрывает зритель

© Фото : предоставлено пресс-службой фестиваля Dance ОpenДиректор фестиваля балета Dance Оpen Екатерина Галанова
Директор фестиваля балета Dance Оpen Екатерина Галанова
Читать ria.ru в
Дзен
Накануне начала фестиваля Dance Оpen его директор Екатерина Галанова рассказала РИА Новости, как сделать звезд балета популярнее звезд футбола, почему публика охотнее всего идет на гала-концерты и чем отличаются современные танцовщики от своих старших коллег.

Накануне начала фестиваля Dance Оpen его директор Екатерина Галанова рассказала РИА Новости, как сделать звезд балета популярнее звезд футбола,  почему публика охотнее всего идет на гала-концерты и чем отличаются современные танцовщики от своих старших коллег. Беседовал Глеб Борисов.

- Что значит слово open,  вынесенное в название фестиваля - открытость по отношению к зрителю? Или это попытка разомкнуть так или иначе закрытое балетоманское сообщество?

- Я и художественный руководитель фестиваля Василий Медведев предполагали, что Dance Open будет балетной историей, не завязанной на какое-то определенное направление, а открытой всем новым веяниям и тенденциям, и, значит, готовой к экспериментам. Мы хотели, чтобы в основе лежала открытость всему, что происходит в мире танца, и не только классического. В том числе, нам было интересно такое популярное направление как "кроссовер", когда смешиваются разные жанры - фолк и рок, джаз и поп. Зрители это очень хорошо воспринимают. Например, на нашем фестивале в прошлом году можно было увидеть прекрасный номер Стивена Макрея, соединившего степ с балетными элементами. Будучи классическим танцором и занимаясь степом, он смешал эти два направления и сам поставил себе номер. Зрители приняли его  с восторгом.

Ускоряющийся темп жизни, клиповость сознания заставляют современных танцоров все больше экспериментировать: они уже не боятся совмещать классику и современный танец, будь то фламенко, степ или хип-хоп.

Также в понятие "открытости" мы вкладываем демократичность цен на фестивальные концерты. У нас уже сформировалась постоянная публика, и если человек хочет попасть на наше представление и заранее обеспокоится покупкой билета, то у него есть все шансы.

- Насколько я понимаю, герой Вашего фестиваля, не балетмейстер, не хореограф, а танцовщик…

- Да, это важный момент. Нам, безусловно, интересна хореография самых различных балетмейстеров. Вернее даже - для нас важна разнонаправленность самих стилей хореографии. Но, все-таки, наш герой - именно исполнитель. Очень хочется, чтобы российские звезды балета, действительно популярные во всем мире, по своей известности могли соперничать со звездами, например, футбола, которых узнают на улице и у которых берут автографы. И хотя в области балета мы, очевидно, превосходим тот же футбол, в нашей стране танцовщики куда менее известны, чем даже эстрадные исполнители. Это несправедливо и обидно. Сейчас ситуация сдвинулась, но нужно, чтобы люди, занимающиеся классическим искусством, были поддержаны самой системой, в том числе, государством. Пусть даже на уровне PR-а и рекламы.

- А нужно, вообще, из артистов балета делать поп-идолов?

- Это, конечно, не самоцель. Просто хочется, чтобы при государственной поддержке популяризировались опера, балет, классика, а не какое-нибудь реалити-шоу. Я уверена, что это сделает и общество более здоровым, адекватным, и процессы, в нем происходящие.

- Вы не раз подчеркивали, что форма Dance Open – это именно гала-концерты. То есть, в определенном смысле, попурри. Легко себе представить, как к этому можно по-снобски придраться, но какие есть безусловные плюсы у такого формата?

- У нас в фестивале принимают участие более 60 известнейших танцовщиков. И, конечно, мы могли бы сделать более обширную, даже длиною в месяц, программу при тех же затраченных усилиях и финансах.  Но, имея возможность превратить фестиваль в более объемный, мы все же пытаемся руководствоваться принципом "меньше да лучше".  Наша задача - максимально поднять саму планку гала-концертов. Во всем мире такого количества звезд на одном выступлении просто не бывает, максимум – 10-12 танцовщиков. Это считается невозможным с точки зрения финансов и логистики. Таким образом, наш подход позволяет нам сохранить эксклюзивность.

Кроме того, для нас очень важно, чтобы Dance Open проходил в Петербурге, который, позволю себе быть банальной, является колыбелью балета. Отсюда вышли знаменитые мастера и здесь рождались великие постановки. Даже взяв современные спектакли, вы можете ретроспективно проследить цепочку влияний, которая приведет вас в этот город.  Поэтому мы посчитали, что Петербург должен быть выделен в мировом балетном пространстве проектом, который не будет иметь аналогов. Если мы и будем в дальнейшем расширяться, то без понижения нами же поставленной планки.

Форма гала-концерта дает нам возможность насытить каждую секунду программы чем-то необыкновенным. В этом смысле, гала-концерт – это все равно что убрать гарнир.

- Вы как человек, который прекрасно знает, что такое танцевать на сцене, прекрасно должны понимать, что участники Dance Open неминуемо начинают соревноваться.

- На мой взгляд, это как раз замечательно. У нас встречаются исполнители равные и по своему уровню, и по статусу, так как это ведущие солисты в своих коллективах, будь то Большой театр или  New York City Ballet. Конечно, когда они встречаются вместе, это превращается в соревнование, но не злое, а очень азартное. По атмосфере это немного похоже на юношескую сборную, где все, так или иначе, работают на общий успех. А выигрывает от этого только зритель.

- Вы не боитесь, что для зрителя тяжело воспринимать такие гала, это как пробежаться по Лувру за полчаса?

- Да, это тоже наша позиция. Если человеку захочется после беглого осмотра рассмотреть все шедевры Лувра, он обязательно вернется. Я уверена, что, единожды увидев и восхитившись, например, такой  парой как Изабель Сьяравола и Матье Ганьо из Paris Opera Ballet, человек захочет посмотреть с ними весь спектакль.

Форма гала-концерта оказалось наиболее жизнеспособной. Видимо, так уж изменилось сознание современного человека.

- Как составляются программы гала-концертов, все же номера должны сложиться друг с другом? 

- Это едва ли не самая большая часть нашей работы. До последнего дня составление программы – это предмет наших особых забот и опасений. Так, например, в этом году у нас уже накануне  выпало два танцовщика: Жозеф Гати из Boston Ballet сломал ногу, а одна балерина ушла в декрет. Конечно, мы нашли других исполнителей, но нельзя же автоматически заменить их номера. Естественно, весь концерт пришлось немного перекраивать.

Успешная программа должна быть полностью сбалансирована: чтобы удержать внимание зрителя, нужно каждые 5-6 минут кардинально менять все направление концерта. Мы стараемся соблюдать пропорцию классики и современного танца, лирических и энергичных номеров, даже баланс сцен с теплым и холодным светом. Довольно сложно все это рассказать в двух словах: программу мы собираем в течение года.

- В прошлом году вы пригласили Bad Boys of Dance на гала-концерт с небольшим номером, и называли это "хулиганством организаторов", а  в этом году Вы выделяете им целый вечер. Почему?

- Мы действительно боялись в прошлом году шокировать нашу довольно скептически настроенную публику, ведь в Петербурге зрители более избалованы, чем даже в Москве. Удивить таких людей  - почти невозможно, а испортить впечатление от всего концерта – легко. Однако трехминутный выход Bad Boys сразил всех наповал, зрители буквально не отпускали танцоров. В этом году ребята привозят новую программу, где представлены практически все направления современной хореографической мысли. При этом, они используют акробатические приемы, интересно работают с видеопроекцией и так далее. Мне кажется, особенно это будет интересно молодой публике, которая к балету относится несколько предвзято.

- А зачем балетному смотру своя премия?

- Это, конечно, специальный PR-ход, который позволяет привлечь к балету дополнительное внимание. Например, в Австрии любовь к опере культивируется как среди очень изысканной публики, так и среди простых людей, которые, между прочим, прекрасно знают многие классические арии. В том, что касается балета, Петербург мог бы сравняться с Австрией, и вручение премии – это прием, так как наши зрители болеют за определенных участников. Такой небольшой балетный "Оскар" привлекает, в том числе, внимание к самому городу, как к центру балетной культуры.

- Отдельный вечер Вы уделили Дудинской. Это дань уважения?

- Наталья Михайловна – для меня очень дорогой человек. Когда я заканчивала Вагановское училище, я и другие ученики видели ее чаще, чем своих родителей. Она, как человек харизматичный, оказала на нас тогда огромное влияние. Мы все заразились ее оптимизмом и победоносным настроем, что, может, даже не менее важно, чем профессиональные навыки, которым она нас учила.

Надеюсь, вечер получится интересным: выступят и сами ученики Дудинской, и ученики учеников, как мы их называем, "внуки". Кроме того, мы восстанавливаем несколько ее номеров: это и "Фрески", которые Дудинская очень любила, и ее редакция "Венецианского карнавала", и многое из ее репертуара. Концерт пройдет в рамках нашего проекта "Легенды Петербурга", где мы каждый год чествуем одного из знаменитых юбиляров. В прошлом году это была Наталья Макарова.

- А она принимает участие в этом году? 

- Она возглавляет жюри в этом году, но заочно. К сожалению, она по здоровью не сможет приехать. Но в следующем году снова приедет, надеюсь.

- Вы отсматриваете во время подготовки фестиваля множество различных балетных исполнителей.  Что сейчас происходит с миром балета, мастерством танцоров?

- Исполнительское мастерство сейчас находится на невероятно высоком уровне. Как и в спорте, где старые рекорды кажутся сегодня смешными, в балете форма очень сильно развилась. С точки зрения техники – это гигантский шаг вперед. Но мне кажется, есть тенденция, когда за изумительной формой немного теряется смысл выхода на сцену. Современные танцовщики, вернее, некоторая их часть, забывают о той идее, которую они должны донести своим танцем.  Легендарных исполнителей прошлого отличало невероятное актерское мастерство и энергетика. Даже по старым записям видно, какой накал был тогда в зале.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала