Рейтинг@Mail.ru
Сергей Крикалев: кандидатов в космонавты ждет новый экзамен - РИА Новости, 11.04.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сергей Крикалев: кандидатов в космонавты ждет новый экзамен

Читать ria.ru в
Дзен
Первый открытый конкурс по отбору кандидатов в единый отряд космонавтов Роскосмос не закончен: прием заявок от желающих увидеть Землю из космоса и с орбиты принести пользу России, продолжается. О том, кого ждут, а кого не ждут в Звездном городке в интервью рассказал Сергей Крикалев.

Первый открытый конкурс по отбору кандидатов в единый отряд космонавтов Роскосмос не закончен: прием заявок от желающих увидеть Землю из космоса и с орбиты принести пользу России, продолжается. О том, кого ждут, а кого не ждут в Звездном городке в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Александру Ковалеву рассказал начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, рекордсмен по суммарной продолжительности космических полетов Сергей Крикалев. 

- На Ваш взгляд, у кого конкурсная система отбора кандидатов жестче - у нас, в США или Европе?  

- В США отбор не менее жесткий, чем у нас: я знаю результаты прошлого отбора в астронавты НАСА. Там требования подразумевали, что для подачи документов нужно иметь ученую степень не ниже Master degree (степени магистра) по какой-либо научной или космической специальности, многие кандидатуры там отсеялись еще на первом этапе. Кроме того, желающих в США было значительно больше, чем у нас, поэтому в результате отбирали в отряд одного из нескольких сотен кандидатов. И это при том, что первоначально было подано около шести тысяч заявок. Примерно такие же цифры было при отборе в отряд Европейского космического агентства. Так что строгостей за рубежом в этой сфере ничуть не меньше, чем у нас.

- Для выявления успешных кандидатов применяются традиционные методики, или появились какие-нибудь новые?

- К уже применяемым ранее добавлен новый экзамен на обучаемость. Его принцип заключается в том, что человеку дают заведомо неизвестную ему информацию и время на усвоение, с тем, чтобы посмотреть, насколько продуктивно будет понята новая тема. К примеру, дается задание изучить какую-нибудь простенькую систему Международной космической станции, и два дня на подготовку. После этого идут вопросы по уровню усвоения этой конкретной системы. То есть, нам важно понять, с каким качеством кандидат в космонавты изучил совершенно неизвестную ранее тему за определенное количество времени, иначе говоря, насколько он обучаем новому.

- Участвуют ли в конкурсе люди необычных для космической отрасли специальностей?

- Участвуют! Пришел, например, один кандидат - профессиональный певец. Человек получил образование в Гнесинке, и немало поработал по своей специальности певца. Да, он человек с хорошими энциклопедическими знаниями. Но мотивация у него другая - он решил, что ему хватит петь, а следует с головой окунуться в технику, и по возможности, слетать в космос. Маловероятно, что этот кандидат будет полезен в будущем в качестве профессионального космонавта, несмотря на то, что он удовлетворяет комиссию по всем формальным параметрам.

Мы ищем людей, реально мотивированных не только на один полет. Если человек, к примеру, классный программист, и ему интересно сейчас попробовать стать космонавтом, а потом пойти, к примеру, поработать в банк, то нам не имеет смысла вкладываться в его подготовку. И вовсе не потому, что он плохой специалист - просто мотивация стать профессиональным космонавтом у него недостаточная. 

Результаты этого конкурса дадут нам пищу для размышления, и мы посмотрим, как адаптировать программу набора на следующий раз. Наборы кандидатов в космонавты будут продолжаться регулярно. Примерно раз в три года мы и так набираем людей - мы должны прогнозировать, сколько потребуется космонавтов в ближайшие 10 лет, сколько уйдет из отряда по возрасту или по другим причинам.

- Нужно ли государству сохранять существовавшую систему льгот для летавших космонавтов, или необходима ее оптимизация?

- На самом деле, определенные льготы существовали для космонавтов - героев СССР и героев России. Сейчас ряд этих льгот уже не имеют прямого отношения к космонавтам. Это, в большей степени, проявление отношения государства к отдельным личностям. Герой не обязательно космонавт - это может быть летчик, военнослужащий, подводник, или пожарный - то есть человек, который проявил героизм, например, спасая кого-то. Нужно, что государство продолжало поощрять людей, которые сделали действительно что-то неординарное. А как это сделать - путем монетизации льгот, или это должны быть, как и раньше, льготы в натуральном выражении - вопрос философский, это тоже в каком-то роде система проб и ошибок. Сейчас многое сделано для того, чтобы монетизация льгот пошла, но всегда ведь можно сделать откат к прошлой системе, просто пока государство не до конца определилось, как будет лучше.

- Сколько, по-вашему, должен получать российский космонавт? 

- Безусловно, российский космонавт должен получать достойную зарплату - и она должна быть выше, чем средняя по стране, и выше, чем средняя по отрасли. Но при этом деньги не должны быть первым и главным мотиватором. 

Оплата труда космонавта должна быть привязана к реально выполненной работе, а также к степени риска. Не должно быть заблуждения, что если ты стал космонавтом, то можно почивать на лаврах и получать льготы - а такие примеры тоже были. Одно время мы попробовали контрактную систему оплаты за полет, но это было сделано для того, чтобы скомпенсировать космонавтам невысокую зарплату. Сейчас зарплаты подрастают, и может, быть стоит попробовать какие-то другие системы оплаты за полет. Отряд космонавтов - это живой организм, он развивается и меняется в условиях меняющегося государства.

- Нужно ли, на Ваш взгляд, нам что-то взять на вооружение из американской системы стимулирования труда астронавтов?

- Оплата труда астронавтов в среднем значительно выше средней зарплаты, существующей в американской космической отрасли, и отличается от зарплаты российских космонавтов, которые зато получают надбавки за выполнение определенных задач на орбите. Астронавты поначалу получали зарплату, но когда полеты стали более продолжительными, и тяжелыми, НАСА также ввело систему бонусов за выполнение тех или иных космических операций. Они тоже экспериментируют с различными системами поощрения, как и мы: поэтому нельзя сказать, что какая-то из них принципиально лучше. 

- Как в современных условиях привлечь молодежь в космическую сферу? 

- Вопрос, как в нынешних условиях привлекать молодежь, очень сложный и неоднозначный. Если отвечать в двух словах, то нужно, чтобы поменялись приоритеты в самого государства. Например, в наше время профессия бухгалтера или юриста была не очень популярна, и те, кто хотел чего-то добиться, стремились сначала стать летчиками, а потом -  космонавтами. И хотя возможностей и информации по этой сфере деятельности было значительно меньше, чем сейчас, в обществе существовал информационный и ценностный фон, который определял приоритеты. Тогда с детства было престижно быть умным, ловким, сильным, заниматься спортом и увлекаться техникой, тем более, такой, как космическая.

Сейчас приоритеты сместились в область потребительства, поэтому как результат все больший акцент делается на деньги и разные способы их заработка. Вместе с тем, проведенные за последние годы за рубежом серьезные исследования убедительно показывают, что высокая зарплата является серьезным мотиватором в основном для людей простых специальностей. По принципу "больше сделал - больше получил". Но для специалистов, связанных, например, с разработкой новой техники, получение высокой зарплаты не является главным мотиватором. Более того, вовсе не значит, что если такой человек станет получать больше, он станет работать лучше. Все-таки его заставляют двигать прогресс вперед более тонкие мотиваторы.

- Какова должна быть роль государства в формировании человеческих ценностей?

- Потребительская психология нередко заставляет людей, способных мыслить только на уровне завтрашнего дня, задавать вопросы, зачем мы человека запускаем в космос, и какая конкретная финансовая отдача от этого будет завтра. Но фундаментальные знания никогда и ни в какой стране не дают отдачу завтра. Многие это не совсем понимают, так как на хлеб отдачу от науки не намажешь. Но если не будем вкладывать в предмет сейчас, то откат назад через 20-30 лет неизбежен, и в ряде областей он будет уже необратим.

Один из уважаемых западных профессоров привел в этой связи хороший пример, когда человек приходит в ресторан и видит неубранный стол, на котором остатки пищи от предыдущего клиента. Скорее всего, увидев это, вы даже не захотите посмотреть меню: если такая обстановка в заведении, вы развернетесь и уйдете. Вас, скорее всего, будут останавливать, но пока не будет наведен некий элементарный санитарный порядок, вас не будет интересовать качество блюд. Наверное, в задачу государства как раз входит навести элементарный порядок, и произвести некое переосмысление относительно того, кем и где мы хотим быть в недалеком будущем. 

- Вы - рекордсмен мира по суммарной продолжительности космических полетов на станциях "Мир" и МКС. Будет досадно, если кто-то превысит Ваши достижения? 

- Несомненно, все рекорды имеют временное содержание. Мой рекорд по суммарной продолжительности космических полетов не устанавливался специально - так получилось, и я просто делал свою работу. Пока рекорд не побит, но конечно, через какое-то время это произойдет, кто-то шагнет дальше. Так, на мой взгляд, и должно быть: космонавты всегда должны стремиться к новым достижениям!

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала