Текущий год должен стать показательным в развитии созданного два года назад Северо-Кавказского федерального округа, где начнут реализовываться первые крупные инвестиционные и инфраструктурные проекты, программы государственной поддержки инвесторов и населения. О достигнутых успехах в привлечении частных инвестиций, возникших проблемах с предоставлением господдержки, подготовке к предстоящим выборам, эффективности расходования бюджетных средств и конкурентных преимуществах будущих курортов Кавказа рассказал в интервью РИА Новости полпред президента РФ в округе Александр Хлопонин.
- Что сделано в плане привлечения в регион инвестиций, в частности, со стороны крупнейших российский и мировых компаний?
- Первоначальная задача для нас, и она самая сложная – создать на территории Северо-Кавказского округа своего частного инвестора через возрождение инвестиционного климата, через снятие рисков, инфраструктурных ограничений, административных барьеров. Мы столкнулись с тем, что практически во всех республиках округа практически нет своего доморощенного инвестора, который имел бы ресурсы, возможности, потенциал.
И уже вторая задача, которая решается параллельно, - привлечение крупных инвесторов, и российских, и иностранных, для того, чтобы вокруг них развивался малый и средний бизнес.
Сегодня основным проектом, под который крупные компании готовы заходить, является проект "Курорты Северного Кавказа". Нам, кстати, во время его подготовки пришлось пройти очень непростой путь - начиная от изменения федерального законодательства, в том числе, в части создания особых экономических зон туристического типа, и облегчения налогового законодательства в рамках этих зон. Как результат - сегодня на территорию округа готовы приходить иностранные компании.
Подписано соглашение, и практически в феврале будет создано совместное российско-французское предприятие - госкомпания "Курорты Северного Кавказа" с французским государственным холдингом Caisse des Depots et Consignations. Объем инвестиций свыше 1 миллиарда евро, при этом 51% - доля российского капитала, 49% - доля французских компаний. Подписано соглашение с корейскими компаниями, которые подтвердили свое решение участвовать в энергетических проектах. Это не только развитие энергетической инфраструктуры на территории округа, но еще и проекты, связанные с так называемой малой энергетикой, новой энергетикой – малые станции, термальные станции, солнечные станции, малые гидростанции. Сейчас подписано соглашение, проект находится на стадии подготовки проектной документации. Они (корейские компании – ред.) уже видели площадки, определились, где будут строить.
Кроме того, предложения поступили от англо-американских компаний, которые тоже готовы развивать туризм на территории округа.
Поступают предложения и от российских компаний. Ряд крупных компаний уже участвует – "Лукойл" в Ставропольском крае, "Роснефть" сейчас в Чеченской республике, а дальше планирует проекты в Ингушетии развивать. "Нафта Москва" готова развивать Каспийский кластер, подписали с ней соглашение об инвестициях в объеме 1 миллиарда долларов в этот проект. Есть российская компания "Синара", которая активно участвует в разработке проекта горнолыжного кластера в Карачаево-Черкесии, есть "Русская медная компания", которая разрабатывает медное месторождение в Дагестане, и по этому проекту сейчас готовим соглашение по предоставлению государственных гарантий.
- Как реализуется механизм предоставления госгарантий?
- Мы, к сожалению, сталкиваемся с определенными трудностями. Они связаны, в том числе, и с нормативно-правовой базой, которую приходится все время совершенствовать. Когда приняли решение по предоставлению государственных гарантий в объеме 70% - на крупные проекты, реализуемые на территории округа, в самом порядке реализации недостаточно разработали механизм. И получилось так, что инвестор приходит в банк, который принципиально дает согласие, дальше проект утверждает Минфин, а потом банк начинает пересматривать параметры проекта. Надо поменять порядок и сделать так, чтобы сначала банк полностью определился с параметрами проекта и условиями, на которых он готов участвовать, а потом предоставлять гарантию.
Объем госгарантий, которые государство готово предоставить, составляет 100 миллиардов рублей. Это гарантии, переходящие из года в год.
- Какая часть из них уже выбрана?
- Никакая. У нас в высокой степени готовности сейчас несколько проектов и, по нашим оценкам, в феврале-марте первые гарантии на 10-12 миллиардов рублей начнут выдаваться, а дальше пойдет по нарастающей.
Конечно, наша задача - как можно скорее освоить эти средства. Если посмотрите стратегию, то увидите, что 2010-2012 годы – подготовительный период, а реальный запуск проектов – 2013 год, так что мы с опережением графика идем. Если есть инвесторы, желание, сняты инфраструктурные ограничения, естественно, нужно эти проекты запускать уже в 2012 году.
- Прокомментируйте появившуюся информацию о включении горнолыжных курортов Красной Поляны в "Курорты Северного Кавказа".
- Действительно есть такое предложение. Нужно понимать, что Олимпиада закончится, при этом на территории Краснодарского края будет значительное количество инфраструктурных объектов и объектов туристического кластера, которыми будет некому управлять. Но создаваемая сегодня в рамках проекта "Курорты Северного Кавказа" управляющая компания совместно с французами могла бы стать хорошим инструментом для привлечения туристов, в том числе и на курорты Краснодарского края. Этот вопрос обсуждается, никакого решения по этому вопросу пока нет. Я считаю, что это достаточно хорошее предложение.
- Не будут ли курорты Краснодарского края конкурентами будущих курортов на территории округа? За счет чего будут выигрывать местные курорты?
- Есть несколько параметров: параметры стоимости гостиничного отдыха, стоимости транспортных услуг и параметры сервиса. Мы говорим, что курорты Северного Кавказа не должны быть только пятизвездочными. Здесь должны иметь возможность покататься и студенты, и олигархи.
Для понимания: мы планируем в рамках проекта "Курорты Северного Кавказа" 223 канатки построить - это достаточно большой объем, достаточно хорошая протяженность трасс. Но в одном Куршевеле (горнолыжный курорт во французских Альпах – ред.) их 600. Там разный уровень сервиса и никакой конкуренции, и все загружено, заполнено туристами.
Все курорты в совокупности, включая Сочи, планируют объем туристов около 10 миллионов в год, и это не такая большая цифра, ведь объем одного курорта во Франции - 5-6 миллионов в год. Какая конкуренция? Здесь, наоборот, недостаток будет, так что больше нам надо строить.
- Рассчитаны они будут на российского туриста?
- Конечно же, главная задача стоит, как минимум, привлечь нашего российского туриста, но ждем и иностранных гостей, готовим высокого класса отели. А для того, чтобы создать конкурентное преимущество, необходимо учитывать специфику Северного Кавказа в стилизации, сервисе, традициях. Турист будет сюда приезжать в первую очередь затем, чтобы посмотреть на уникальную древнюю архитектуру, на прекрасные кавказские традиции, почувствовать этнический колорит - это должно быть такой "заманухой", если можно применить это не литературное слово, и я думаю, что мы это сможем сделать.
- Как будет решаться проблема подготовки кадров для туристической отрасли?
- Мы уже отстаем по подготовке специалистов для туристического кластера, так как несколько проектов в 2013-2014 году выйдут на полную мощность. Сегодня вместо того, чтобы отправлять ребят заграницу, мы предлагаем в каждой территории, где строятся горнолыжные курорты, создать учреждения среднего профессионального образования. Они уже есть, но мы их перепрофилируем. Задача субъектов - привести здания в надлежащий вид и выплачивать заработную плату. Функции конкретных предприятий, в частности компании "Курорты Северного Кавказа", - создать образовательный стандарт, то есть наполнить содержанием это образовательное учреждение.
Также мы должны создать учебные заведения, которые будут готовить специалистов для малого и среднего бизнеса, так как многие люди у нас не знают, как открыть свое дело, как правильно вести бизнес.
- Вы говорили, что курорты не затронут заповедники, но сейчас появилась информация о том, что часть горнолыжных курортов все-таки займет охранные территории. Как будут решаться эти вопросы, возможны ли гибкие схемы замещения изъятых из заповедника территорий новыми и не нанесет ли это вред природе региона?
- Мы достаточно гибко решаем эту проблему – что отличает нас от Сочи, где были ограничения, которые предъявляет Олимпийский комитет. У нас есть ряд проектов, которые затрагивают особо охраняемые зоны, – это частично в Архызе и, возможно, в Мамисоне - Северная Осетия. Но мы здесь ничего не собираемся утаивать, скрывать - этот вопрос находится в процессе обсуждения в публичном пространстве, он постоянно согласовывается - и с общественностью - недавно Общественный совет как раз по этому вопросу заседал, и с нашими профильными министерствами, с министерством природных ресурсов. Мы имеем возможность двигать границы, замещая территории, но в основе всех наших проектов главное – не навредить экологии и не нарушить биосферу Северного Кавказа.
- После вашего назначения на самой первой встрече со студентами вы сказали, что будете стараться отдыхать на Кавказе. Получается ли, где побывали? Показательное катание на лыжах могло бы стать рекламой курортов.
- Для картинки можно все что угодно сделать, но я все же стараюсь больше работать. И в процессе работы уже изучил практически все самые красивые места, которые есть на территории Северного Кавказа. Недавно провел выходные в Чечне, там, в горах, на месте будущего курорта меня познакомили с грандиозными проектами. Прекрасные там места! И с прекрасными людьми познакомился и пообщался. Я уже неплохо знаю Ингушетию и там побывал в горах, где тоже неплохо и поработал, и отдохнул. Недавно запланировал съездить в Архыз и в Домбае прокатиться на лыжах, но, к сожалению, погода не позволила. Сейчас, в зимнее время, брать отпуск и куда-то ехать отдыхать возможности нет. Поэтому стараюсь выбирать время и выезжать со своими друзьями, знакомыми на выходные и проводить время на наших интересных курортах.
- Можно ли сегодня гарантировать туристам, посещающим регион, безопасность?
- Сказать "мы гарантируем безопасность" я, наверно, не могу. Но если каждый раз мы будем говорить только о том, что Кавказ и горы - это то место, где убивают и стреляют, мы никогда туристов не получим. Мы сегодня делаем все возможное, а статистика говорит сама за себя. Пассажиропоток аэропорта Кавминвод в последний месяц значительно - на 83% - превышает показатель прошлого года. Объем туристов, которые приезжают в зону Кавказских Минеральных Вод, тоже вырос кратно, загрузка санаториев региона составляет 85% круглый год. Такого параметра нет нигде, даже в Сочи.
Конечно, наша задача сделать все от нас зависящее, чтобы обеспечить полную безопасность наших граждан, чтобы люди могли спокойно приезжать сюда, отдыхать и кататься.
- Когда планируется принять программу развития округа? Есть ли задержка, и с чем она связана?
- Задержка, конечно, есть. Мы свою часть работы над программой развития Северного Кавказа завершили, где показали, какой объем социальных учреждений, социальных гарантий, транспортных развязок, топливно-энергетического комплекса, какие ресурсы нам необходимы для реализации стратегии социально-экономического развития Северного Кавказа. Дальше министерства должны согласовать бюджетные параметры своих отраслевых программ. По оценкам экспертов, до мая должны быть утверждены эти программы - развитие образования, здравоохранения, транспорта и так далее, плюс будут утверждены правительством окончательно стратегии естественных монополий. Не могу сейчас сказать, какой будет окончательный объем программы развития округа, но он должен быть согласован до конца года.
- Нуждается ли сегодня институт полпредства в реформировании, и что необходимо изменить?
- Это вопрос дискуссионный. Я могу сказать свою точку зрения. На сегодняшний день 80% эффективности моей работы - это должность вице-премьера, которая позволяет проще и эффективней решать поставленные в округе задачи, проводить совещания, координировать территориальные органы на местах. При этом должность полпреда тоже имеет достаточно важные функции – функции контроля за действующим законодательством в субъектах, за выполнением поручений президента, координации правоохранительных органов.
Очевидно, что институт полпредства сегодня необходим. При такой огромной стране, при таких огромных пространствах важно контролировать территории - полпредства связывают разные регионы страны. Изменять структуру полпредства, делать его более эффективным, наделять его более реальными полномочиями за счет сокращения ненужных структур, за счет передачи полномочий многочисленных федеральных ведомств, которые представлены в субъектах, одной структуре, возможно.
О чем идет речь. У нас огромное количество федеральных территориальных органов власти - структуры технического надзора, земельно-кадастрового учета и так далее, которые расположены на территории субъектов. Одно из предложений - создать министерство для того, чтобы все эти территориальные органы свести в это министерство и осуществлять функции их контроля. Это приведет к значительному сокращению структур, штатов и численности, которые сегодня по территориям Российской Федерации разбросаны. Есть такие предложения, идет обсуждение, но ответа, окончательного решения по этому поводу сегодня нет.
- Насколько эффективно сегодня в округе тратятся бюджетные средства?
- Эффективность расходования бюджетных средств разная, и она не соответствует среднероссийским показателям. Мы говорим, что в одном субъекте численность чиновников в пять раз выше, чем в другом, одни субъекты закупают для милиции "мерседесы", а другие – "жигули". Эти решения принимают парламенты, и это вовсе не значит, что кто-то нарушил закон. Но давайте не будем забывать, что мы зачастую закрывали на это глаза, понимая, что при нашей безработице в округе основное место трудоустройства в некоторых местах - это бюджетная сфера. Бывает, в поселке, где проживает 100 человек, 50 человек - это работники администрации этого поселка. Мы понимаем, что есть перекос, но ведь люди работают и получают зарплату. И пока мы не создадим условия, не создадим новые рабочие места, предъявлять жесткие требования нельзя.
- Вы недавно заявили, что на Кавказе существует проблема отмывания денег, поясните, как решается этот вопрос.
- Центр отмывания, который еще три года назад был в Москве и Санкт-Петербурге, переместился на Кавказ. Зачастую филиалы каких-то непонятных мелких банков, которые зарегистрированы в других регионах, появляются здесь и осуществляют процедуру обналички. Необходимо ужесточать контроль Росфиннадзора, контроль Центрального банка за деятельностью таких структур на территории округа. Сегодня уже приняты довольно жесткие решения. Пока в руководстве государственных банков только кадровые изменения идут, но будут приняты и другие меры.
С другой стороны, у нас в округе нет развитой банковской системы. По большому счету на Кавказе представлены только Сбер (Сбербанк – ред.), ВТБ - в меньшей степени и Россельхозбанк. Что говорить, у нас в Чечне до сих пор работают военно-полевые кассы. Инфраструктура банковской системы не создана, но это отдельная задача.
- Расскажите о подготовке к выборам и о том, что делается в части обеспечения безопасности?
- Вопросы обеспечения безопасности на избирательных участках и в местах массового скопления людей для нас на сегодняшний день приоритетные. Ведется достаточно большая подготовительная работа, и выборы в Государственную Думу показали, что наша правоохранительная система в состоянии решить поставленные задачи и не допустить никаких чрезвычайных происшествий. Но говорить о том, что вопрос закрыт и мы абсолютно спокойны, нельзя. Нет, мы не спокойны, мы озабочены тем, что могут быть провокации, поэтому вдвойне усилены ресурсы и работа правоохранительных органов по обеспечению безопасности.
Подготовка идет по графику, и я надеюсь, что мы вновь сможем на достаточно высоком уровне обеспечить безопасность проведения выборов в нашем регионе.
- Сейчас ведется работа по оборудованию избирательных участков веб-камерами. Как этот процесс проходит в округе, будут ли все участки оборудованы в срок?
- У нас в округе более 4,6 тысячи избирательных участков. Практически на всех будут поставлены веб-камеры, откуда будет вестись трансляция. Но есть определенное количество участков, на которых веб-камер устанавливать по закону нельзя - они находятся в закрытых территориях: в воинских частях, сизо, больницах. Есть небольшое количество, порядка десяти участков по всему Северо-Кавказскому федеральному округу, где просто нет связи и организовать прямую трансляцию откуда невозможно. Там будет организована запись всего процесса с возможностью ее просмотра при первом же требовании.