Рейтинг@Mail.ru
Замглавы Минрегиона: программа развития СКФО переформатирована - РИА Новости, 25.01.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Замглавы Минрегиона: программа развития СКФО переформатирована

© Фото : предоставлено Минрегионом Замминистра регионального развития Сергей Верещагин
Замминистра регионального развития Сергей Верещагин
Читать ria.ru в
Дзен
О том, как и почему госпрограмма развития Северного Кавказа приняла совершенно иной вид и в чем ее принципиальное отличие как от первого ее варианта, так и от нынешней практики финансирования СКФО, рассказал корреспонденту РИА Новости Руслану Салахбекову замминистра регионального развития Сергей Верещагин.

О том, чем завершилась нашумевшая история с госпрограммой развития Северного Кавказа, в которую Минрегион заложил 5,5 триллиона рублей и которую Минфин счел слишком дорогой,  как и почему после всех согласований программа приняла совершенно иной вид, в чем ее принципиальное отличие как от первого ее варианта, так и от нынешней практики финансирования СКФО, рассказал корреспонденту РИА Новости Руслану Салахбекову замминистра регионального развития Сергей Верещагин.

- Принятие программы развития Северного Кавказа затягивается, есть разногласия по цифрам. Ваш прогноз, как скоро ее примут?

- Я бы не был так категоричен. Принятие программы не только не затягивается, напротив,  госпрограмма по Северному Кавказу - одна из немногих, а их порядка 40 в различных отраслях экономики, которая была не только разработана в установленные правительством сроки - к 1 декабря, но и внесена на утверждение в правительство уже в июле 2011 года.

Как видите, Кавказ не только на выборах показывает внушительные результаты - сегодня он стоит и в авангарде "программного обеспечения" государственной поддержки социально-экономического развития регионов.

Что касается даты принятия. Прогнозные сроки - конец 2012 года, а именно, когда правительством будут одобрены другие отраслевые программы. Впрочем, Северный Кавказ - довольно сложный регион, чтобы делать однозначные выводы.

- Что пошло не так, что помешало положительному решению вопроса в 2011 году?

- Как уже отмечалось ранее, в июле минувшего года мы внесли проект госпрограммы в правительство Российской Федерации, проект был согласован 22 федеральными ведомствами. Таким образом, предлагаемые нами параметры финансирования - 5,5 триллиона рублей - отвечают реальной потребности модернизации материально-технической базы субъектов СКФО и нашли поддержку не только у Минрегиона.

При согласовании программы отсутствовала позиция двух ключевых ведомств - Минфина и Минэкономразвития России. К сожалению или к счастью, покажет время. Но думаю, что та принципиально новая конструкция программы, на которую мы совместно вышли сегодня, является наиболее сбалансированной в части финансов и в полной мере включает в себя весь имеющийся инструментарий государственной политики.

Отсюда множество совещаний, которые с августа по октябрь проводились как на уровне министерств, так и в аппарате правительства. Неоднократно мы собирались на совещаниях у Александра Хлопонина, где также обсуждали программу, обсуждали логику, которую заложили в документ.

"Перезагрузка" программы произошла, когда Минэкономразвития и Минфин озвучили свое мнение, обозначив три блока системных замечаний. Основной - это подходы к формированию программы. А именно - мы при разработке руководствовались территориальным принципом социально-экономического развития. То есть, по сути, формировали комплексные территориальные программы развития каждого субъекта округа.

- Вы сами формировали эти программы, или это делали регионы и потом передавали вам?

- На Северном Кавказе диктаторские замашки «не прокатывают». С начала года мы работали вместе с субъектами, достаточно плотно и напряженно: где-то спорили, где-то настаивали а, где-то, безусловно, соглашались...

Мы настаивали и настаиваем на невозможности адекватно оценить по развитию отрасли достаточность той поддержки, которую государство оказывает региону. У министерства финансов и министерства экономического развития диаметрально противоположное мнение, так как в связи с бюджетной реформой, которая сегодня проводится в стране, система планирования в России строится по программно-отраслевому, а не территориальному принципу. Приоритетными являются оптимизация и модернизация отраслей: образования, здравоохранения, культуры, науки и так далее.

- Какие еще разногласия были?

- Второе - это сроки реализации государственной программы. Предлагаемые нами горизонты планирования простирались вплоть до 2025 года, так как мы, в первую очередь, отталкивались от временных параметров утвержденной Стратегии развития СКФО. Представители Минэкономразвития утверждают, что инструментов планирования на такой период времени не предусмотрено, а, следовательно, все, что мы планируем до 2025 года, является некорректным. И максимум, что могут рассчитать эксперты  - долгосрочный прогноз до 2020 года или среднесрочный до 2015 года.

Ну и третий, ключевой момент - это предложенные нами финансовые параметры, 5,5 триллиона рублей, из которых более 2 триллионов - средства федерального бюджета, более половины - внебюджетное финансирование. При этом если посмотреть на указанные суммы в разрезе субъектов, с учетом реализации программы до 2025 года, то картина совершенно иная - не такая уж шокирующая, как могло показаться вначале.

- Каков итог согласования подходов к доработке программы?

- Итогом совместной работы стали принципиально новые подходы к формированию государственной программы по Северному Кавказу. Во-первых, все государственные программы, которые разрабатываются другими отраслевыми ведомствами, должны проходить оценку Минрегиона. Только после согласования достаточности предлагаемых мероприятий по стабилизации и развитию социально-экономического потенциала СКФО будет возможным внесение указанных программ на экспертизу в Минэкономразвития и Минфин.

Поверьте, мы в достаточной степени владеем ситуацией в округе, чтобы адекватно оценить предлагаемые решения. К примеру, катастрофическая ситуация в СКФО с обеспеченностью объектами социальной сферы. Округ традиционно занимает последнее место в Российской Федерации по обеспеченности населения больничными койками. Озабоченность вызывает и высокий уровень детской смертности: второе место в России по этому показателю занимает Чеченская Республика - 16,5%.

К сведению, в СКФО для достижения уровня среднероссийской обеспеченности не хватает 1 тысячи 448 детских садов. Подчеркну - не до уровня полного решения проблемы, а до среднероссийской обеспеченности, учитывая, что в среднем по России сложился значительный дефицит в объектах дошкольного образования. А ведь только в СКФО сегодня наблюдается естественный прирост населения и, следовательно, проблема будет с каждым днем усугубляться.

К слову сказать, в Ингушетии обеспеченность детскими садами - всего 8%. Это полное безобразие! В той же Ингушетии нет ни одного дворца культуры. Республика в этом году справляет свое 20-летие - а ей, банально, негде отметить это значительное событие.

Аналогичная ситуация в округе сложилась в области общего образования и здравоохранения: до среднероссийского уровня не хватает 673 школ, необходимо построить более 270 больниц. И так по каждому направлению.

На мой взгляд, мы должны опережающими темпами финансировать СКФО и создавать тем самым нормальные условия для социального обустройства жителей. Строить сады, школы, объекты здравоохранения, спорта и так далее.

- Опережающими темпами - это значит вкладывать больше, чем в другие округа?

- Безусловно! Как в социальной сфере, так и в экономике есть существенные разрывы с другими субъектами Российской Федерации.

Многое говорится о мерах по повышению рождаемости - а там, где рождаемость на достаточно высоком уровне, материально-техническая база учреждений родовспоможения не претерпевает никакой критики.

Вы просто не представляете... Я заехал в один роддом, там молодые будущие мамы буквально лежат друг на друге. Рожениц располагают в коридорах! Специалисты, которые работают в учреждениях, бьются, делают все, что возможно, но элементарный дефицит площадей вселяет только пессимизм.

Возвращаясь к согласованной позиции министерств по доработке программы. Вторая принципиальная вещь, о которой мы договорились - это то, что по каждому субъекту округа будут приняты свои программы территориального развития. Это не программа социально-экономического развития, это немного другой документ. Программы территориального развития - это мини-госпрограммы по каждому субъекту. Мы уже сейчас ведем подготовку методических рекомендаций по разработке этих программ, чтобы субъекты приступили к работе над ними уже в первом квартале.

Таким образом, после того, как мы проанализируем и дадим экспертную оценку всем государственным программам других ведомств, мы увидим общий объем средств, которые пойдут на Северный Кавказ отраслям экономики через указанные программы. Это в разрезе - "сверху". С другой стороны, «снизу», у нас будут готовы все программы территориального развития субъектов. Вот после этого мы уже сформируем итоговый вариант нашей государственной программы.

- Когда должно завершиться это согласование "сверху" и "снизу"?

- Мы здесь зависим от других федеральных государственных программ. Могу предположить - но, опять-таки, это не от Минрегиона зависит, - что формирование всех других госпрограмм будет завершено ориентировочно в третьем квартале 2012 года.

Кстати, отмечу, что у Минрегиона будут функции анализа, мониторинга и подготовки заключения об эффективности реализации отраслевых госпрограмм на территории округа. То есть мы не будем фактически распоряжаться предусмотренными в этих программах финансами, но будем очень внимательно их оценивать и готовить свои предложения.

В нашу госпрограмму войдут также все те инвестиционные проекты, которые мы уже сегодня подготовили. Их 372 на общую сумму 1 триллион 300 миллиардов рублей. Госпрограмма будет включать также проекты естественных монополий, общая сумма таких расходов - около 290 миллиардов рублей.

Кроме того, в госпрограмму войдут расходы, связанные с развитием Кавказских Минеральных Вод. Это особо охраняемый курортный регион. Плюс расходы, связанные с созданием туристического кластера - КСК (проект "Курорты Северного Кавказа").

Общую сумму средств по госпрограмме пока не назову. Если говорить в целом, то приблизительно бюджетных расходов будет где-то 30-35%, остальные 65-70% будут внебюджетными инвестициями. Я, кстати, не исключаю, что она будет больше 5 триллионов рублей.

- То есть 5,5 триллиона - не предел?

- Об этом пока говорить рано, но вполне возможно, что финансовые параметры могут быть и больше.
- Не скажется ли на развитии округа задержка, связанная с переформатированием программы?

- Нет, абсолютно не скажется. На территории округа продолжают работать все ФЦП, которые ранее были утверждены, реализуются инвестиционные проекты, действуют созданные институты развития регионов, но это отдельная тема для разговора.

- Почему же новый вариант более эффективный, если в первом варианте за все отвечал Минрегион, а сейчас есть куча ведомств, которые то ли учтут пожелания Минрегиона при согласовании их отраслевых программ, то ли не учтут? Сейчас как-то много "руководителей".

- А вы думаете, их не было?
- Статус Минрегиона не был выше?

- Было то же самое. Мы всегда регулировали развитие округа только с помощью трех ФЦП, ну еще мероприятия в области жилищного строительства, все остальное и так реализовывалось на территории округа без нашего участия. А сейчас мы будем знать, сколько вообще ресурсов поступает в экономику округа, по каким каналам они туда поступают, что делается и планируется в разрезе отраслей экономики, и достаточно ли принимаемых мер. Роль Минрегиона значительно усиливается.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала