Дмитрий Киселев, режиссер второй части новогоднего альманаха "Елки", которая выходит в прокат в четверг, надеется, что комедия приравняет простые добрые дела к чудесам и считает русскую самобытность темой для самоиронии. Беседовала Анна Загородникова.
- Первые "Елки" полюбились зрителям и собрали хорошую кассу: вы были уверены в том же успехе продолжения?
- Компания "Базелевс" - организация не артхаусная, мы не занимаемся проектами заведомо неуспешными. Перед режиссером и продюсером стоит задача сделать востребованный фильм, который соберет много зрителей и принесет доход. И это правильно. Если разобраться, у всех успешных проектов один и тот же посыл: люди идут на фильм, если в нем заложены правильные мысли, если еще на этапе написания сценария появилась идея народного кино, а не только потому, что там есть спецэффекты, звезды. И сразу у картины будут свои зрители, которые сами посмотрят и друзьям посоветуют.
- То есть многое решает сарафанное радио?
- Сборы за первый уикенд - результат рекламы. Но большие сборы делает именно сарафанное радио, когда люди начинают друг другу советовать сходить в кино именно на этот фильм, и чем больше людей увидят фильм, тем больше ответственность на создателях ленты. Важно, чтобы после просмотра люди сделали что-то доброе: помогли благотворительному фонду, помирились с близкими, позвонили бабушке и поздравили ее с Новым годом, помогли человеку на улице. Это простые вещи, но у нас они переведены в разряд непопулярных. Мы в своем фильме их популяризируем.
- Сложилось впечатление, что "Елки-2" пропагандируют добро и любовь во всем мире, это так?
- Фильм о добре и для добра. Картина призвана популяризировать тему взаимопомощи, взаимовыручки. Мы говорим о том, что все мы – одна большая семья и что важно любить и заботиться друг о друге. Мы не закрываем глаза на проблемы в нашей стране, не замалчиваем их. Есть в нашей стране герои, которые сажают аварийные самолеты, спасая тем самым людей ценой своей жизни. Мы предложили эти темы как чудо. Фильм – это то, как нам хотелось бы, чтобы всегда было, чтобы все люди жили по тем же моральным принципам, что и наши герои.
- Фильм получился очень русским и самоироничным. В некотором роде мы смеемся над самими собой?
- Все шутки писались с расчетом на то, что какие-то вещи будут понятны только нам. Русские - удивительные, и в любой стране мира найдутся люди, которые поймут нашу самобытность. На эту тему мы, конечно, немного иронизируем. Например, для персонажа француза в России нет никакой логики, рационализма. Это присуще нашей импульсивности и характеру, постоянной вере в чудо, ожиданию изменений к лучшему. Картина об этом отчасти: умом Россию не понять. Но, при этом, я думаю, что фильм получился интернациональным: его можно легко показывать за границей, он будет понятен. Мы уже запланировали американский прокат, покажем там несколько копий.
- Как шла работа с другими режиссерами, снявшими новеллы: сложно было собрать все истории воедино и сделать альманах с одним сюжетом?
- Безумно сложно. Это один из наиболее интересных, но и конечно самых сложных жанров. Во время монтажа нам пришлось переписать порядка 70% диалогов. Я не видел альманахов, которые были бы объединены одной сюжетной линией, а мы придерживаемся именно этого пути. Зрителю интереснее следить за одним сюжетом, при этом альманах дает богатство параллельных сюжетов.
- Истории вам присылали еще для первого фильма зрители со всей страны. Что вошло, а что не вошло в картину?
- Специальная группа и креативный продюсер оценивали десятки тысяч историй, выбирали что-то из них, потом ужимали. Но в принципе "Елки-2" - это микс из всех историй, которые дали нам возможность понять общее настроение людей под Новый год. Мы поняли, как люди относятся к празднику, что считают веселым, что находят удивительным. Многие уже отснятые сюжеты мы отложили для будущих проектов: их было так много, что глаза не успевали за всем – сюжет то появлялся, то пропадал. Почти двухчасовое кино - тяжелый формат для зрителя, в итоге, мы решили наступить себе на горло и вырезали некоторые новеллы, хотя жалко было. А получилось лихо, бодро и легко, с переключением между добрыми, веселыми и мелодраматичными историями, что создает плавающее настроение по всему фильму и богатство восприятия. Мне кажется, фильм – это некое новогоднее приключение, где каждый персонаж интересен и хочется узнать, как же у всех все сложится.
- Как технически перемещаются герои фильма сразу по нескольким городам?
- Самое сложное было выбрать, в каком городе герои должны быть, а дальше достаточно поменять фон. Мы снимали всех актеров на зеленом экране и могли "переместить" их в любой город из уже отснятых.
- Как вы думаете, как встретят зрители второй фильм? Полюбится ли он также как и первый?
- На мне лежала ответственность собрать это все вместе, остальные режиссеры снимали новеллы. Я очень люблю первые "Елки" и снимал там историю, участвовал в производстве картины на всех этапах. "Елки-2" получились не хуже, этот фильм совсем другой. Не хотелось бы, чтобы люди сказали: "Ага, понятно, то же самое, но с другими сюжетами". Хотелось развития, шага вперед, и, мне кажется, получилось. Мы сделали другой фильм на ту же тему, сохранив удивительную атмосферу. Мы очень старались!